0 комментариев

В логике успеха (стратегия развития ОАО «ТВЭЛ»)

Беседа с заместителем генерального директора Росатома по развитию и  международному бизнесу К. Комаровым в преддверии 15-летия ОАО «ТВЭЛ».

Газета «Атом-пресса», май 2011г. www.atompressa.ru

А.Кузнецов

 

Беседа с заместителем генерального директора Росатома по развитию и  международному бизнесу К. Комаровым в преддверии 15-летия ОАО «ТВЭЛ».

 

– Кирилл Борисович, в ноябре 2009 года было принято решение о создании на базе ОАО «ТВЭЛ» Топливной компании. Чем было обусловлено это решение и почему именно «ТВЭЛ» был выбран в качестве базовой структуры?

– Решение о создании Топливной компании было совершенно логичным в рамках строительства управленческой вертикали Росатома. До 2009 года большинство предприятий, вошедших затем в состав Топливной компании, находилось в «разобщенном» состоянии: каждое управлялось как отдельная бизнес-единица. В этот период образовалась развилка: либо создавать отдельный производственный холдинг на базе акционированных ФГУПов, либо объединять их деятельность на базе ОАО «ТВЭЛ», выстраивая тем самым вертикально интегрированную цепочку в трех переделах: конверсии, обогащении и фабрикации топлива.

Компания «ТВЭЛ» к этому времени уже 13 лет работала на рынке ядерного топлива, объединяя фабрикационные предприятия. За этот срок она доказала свою высокую эффективность именно как производственный холдинг, способный в непростых условиях производить с высоким качеством высокотехнологичную продукцию. ОАО «ТВЭЛ» продемонстрировало способность в непростых рыночных условиях разрабатывать и проводить очень серьезные процессы реорганизации и оптимизации, жизненно необходимые для удержания и расширения рынка, сохранения своей конкурентоспособности в конкурентной борьбе с крупнейшими мировыми компаниями.

Эти факторы, а также понимание, что создание с нуля компании с такими же компетенциями, прежде всего управленческими, которыми уже обладало ОАО «ТВЭЛ», крайне сложно, определили выбор второго варианта. В этом случае в фундамент Топливной компании закладывался уникальный опыт, который накопила компания «ТВЭЛ» и в управлении производством, и в рыночной деятельности, связанной с нахождением новых бизнесов и максимальной загрузкой имеющихся производственных мощностей, и в формировании производственного ядра и выведении за периметр всех непрофильных производств... Поэтому в отрасли было принято решение доверить компании «ТВЭЛ» гораздо более широкий спектр деятельности, включив в ее управленческую орбиту новые предприятия. И, на мой взгляд, время показало, что это было абсолютно правильное решение, потому что все наработки «ТВЭЛа» с успехом были перенесены на новые производства.

– Если создание «Атомэнергопрома» обсуждалось достаточно давно, то об идее Топливной компании слышно не было. Откуда она возникла?

– Жизнь меняется, она все время ставит перед нами новые вызовы, и задача любого руководства – вовремя и оперативно на них реагировать. Реальное реформирование отрасли началось в 2006 году с принятия целого ряда основополагающих законов и документов: начиная от законов об акционировании в отрасли и создании «Атомэнергопрома» и заканчивая программой серийного сооружения атомных электростанций, которая дала один из наиболее ощутимых толчков к развитию гражданской части атомной отрасли. Ход событий естественным образом и привел к необходимости возникновения Топливной компании.

Еще раз повторюсь, что для меня основным мотивом в пользу принятия соответствующего решения стал факт наличия сложившейся команды управленцев, перед которой можно было поставить такую крайне серьезную и амбициозную задачу, как управление акционерными обществами в новых условиях, в другом правовом режиме, другой логике жизни.

– В Топливной компании собраны фабрикационное, обогатительное и центрифужное производства, но отсутствуют урановые рудники. Почему именно такая конфигурация?

– Дискуссий на эту тему было очень много, точно так же, как и дискуссий по поводу объединения ОАО «Техснабэкспорт» с «ТВЭЛом». На мой взгляд, ОАО «Атомредметзолото» как дивизион по добыче урана и других ценных металлов является абсолютно самодостаточным. «Атомредметзолото» не работает в логике обеспечения потребностей в уране только Топливной компании как единственного заказчика, более того, втискивать его в прокрустово ложе этой логики было бы неправильным. Росатом имеет возможность занять, да собственно и занимает, гораздо более серьезные позиции на рынке добычи урана. Он может продавать уран не только Топливной компании, то есть для своих собственных нужд, а торговать им по всему миру.

Это интересный, успешный бизнес. И мы видим, что «Атомредметзолото» как самостоятельный дивизион с успехом развивается и провело ряд блестящих сделок, в результате которых значительно нарастило свою ресурсную базу и увеличило объемы добычи урана.

Точно также и «Техснабэкспорт» как отдельный торговый дом за эти годы доказал, на мой взгляд, свою эффективность и результативность. Это – компактная компания, ориентирована только на трейдерскую деятельность, на продажу услуг по обогащению урана и обогащенного уранового продукта на наиболее выгодных условиях.

Торговля же ядерным топливом идет только через Топливную компанию, и это абсолютно осознанное решение, потому что в данной чувствительной сфере крайне важна прямая связь между заказчиком и поставщиком. С учетом существующего многообразия типов действующих реакторов для изготовителя ядерного топлива очень важно понимать ожидания клиента и исходя из этих ожиданий заниматься новыми инновационными разработками. И эта связь: клиент–поставщик, ни в коем случае не должна разрываться. Топливо – это высокотехнологичный продукт, это очень высокий передел, и здесь надо руку на пульсе рынка держать постоянно.

Таким образом, выбранная в свое время конфигурация Топливной компании, на мой взгляд, доказала свою рациональность и эффективность.

– Одной из причин выбора «ТВЭЛа» в качестве базовой компании вы назвали наличие у него опыта реформирования предприятий. Как вы относитесь к реализуемой «ТВЭЛом» программе «Новый облик»?

– Конечно, мы прекрасно понимаем, что программа «Новый облик» – это не просто комплекс мероприятий, не просто «борьба хорошего с еще более лучшим». Реформирование предприятий – это жизненно необходимое условие существования Топливной компании как конкурентоспособного субъекта на мировом рынке, где ни один из наших основных коллег-соперников не дремлет и постоянно точно так же работает и над новыми технологиями, над оптимизацией производства… И если мы не будем отвечать глобальным вызовам, если не будем подтягивать показатели производительности труда к среднемировому уровню, сокращать производственные территории, то на этом крайне высококонкурентном рынке нас скоро не будет.

Конечно, наши заводы ст