газета "Квадра энергетика" 0 комментариев

Не ждать, а действовать (Стратегия развития ОАО "Квадра")

Сегодня сфера теплоснабжения – одна из самых проблемных в энергетике России. О трудностях, задачах и реальных победах в интервью газете «Квадра энергетика» рассказал Генеральный директор ОАО «Квадра» Владимир Шелков.

– Владимир Витальевич, компания «Квадра» активно реализовывала различные проекты и весь 2012 год была на слуху. Значит ли это, что прошлый год был для компании удачным?

– Он был непростым. Пласт накопившихся проблем: техническое состояние генерирующего и теплосетевого комплекса, отсутствие инвестиций, несовершенство законодательной базы и многое другое – все это существенно сдерживает процесс модернизации отрасли. Что касается ТГК, то существенным фактором развития компаний является тепловой бизнес, где реформирование, по сути, в последние годы было просто заморожено. Движение в этой сфере началось лишь недавно – корректировка законодательства, определение ответственности участников рынка и другие изменения. И здесь важно было правильно адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы достойно отвечать на вызовы, не снижать эффективности производства и добиваться высоких результатов деятельности в сложившихся условиях. Приходится надеяться не на удачу, а на себя.

– Как идет реализация инвестиционной программы компании по ДПМ?

– Это наш стратегический приоритет, наше будущее. Компания выполняет все взятые перед государством обязательства по строительству новых  энергомощностей. В прошлом году мы приступили к реализации оставшихся четырех проектов инвестпрограммы по строительству новых парогазовых энергоблоков мощностью 115 МВт (ПГУ-115 МВт) на Алексинской ТЭЦ в Тульской области, Дягилевской ТЭЦ в Рязанской области, Курской ТЭЦ-1 в городе Курске и ПГУ-223 МВт на Воронежской ТЭЦ-1 в Воронеже. В 2012 году завершено строительство ПГУ-190 МВт на Новомосковской ГРЭС в Тульской области и ГТУ-30 МВт на Ливенской ТЭЦ в Орловской области, новые энергоблоки готовятся к пуску в эксплуатацию.

Ранее введены в эксплуатацию четыре объекта. В 2009 году – парогазовая установка 52 МВт на Елецкой ТЭЦ в Липецкой области, в 2010 году – новый энергоблок ПГУ-115 МВт на Воронежской ТЭЦ-2, а в 2011 году – ПГУ-115 МВт ТЭЦ СЗР города Курска и ГТУ-30 МВт на Калужской ТЭЦ. Опыт строительства первых станций будет в полной мере использован на оставшихся четырех проектах. В энергетике долгое время не строили ничего масштабного, многое было потеряно за годы перестройки. Сегодня мы наверстываем упущенное и, конечно, учимся на собственных ошибках. Но дальнейшая реализация инвестиционных проектов будет способствовать не только повышению производственной эффективности самой компании и конкурентоспособности на рынке, но и экономическому развитию регионов нашего присутствия и повышению качества теплоснабжения их жителей.

– В 2011 году «Квадра» запустила проекты, касающиеся реструктуризации производственных активов. Один из них – выделение теплосетевого бизнеса. Удалось ли достичь ожидаемых результатов?

– Любые процессы реструктуризации должны способствовать оптимизации бизнеса и быть целесообразны. Выделение теплосетевого бизнеса в отдельное направление деятельности проводится для повышения прозрачности экономики этой деятельности, механизмов тарифообразования, ухода от перекрестного субсидирования между теплом и электроэнергией. Многие электростанции, которые входят в ТГК, не конкурентоспособны на рынке электроэнергии именно из-за существования «перекрестки», когда затраты на тепло включаются в цену электроэнергии. Поэтому важно было разделить эти процессы. В 2012 году компания «Квадра» продолжила работу по выделению теплосетевого бизнеса путем создания дочерних теплосетевых компаний. К настоящему времени уже практически во всех регионах присутствия компании «Квадра» созданы теплосетевые компании, за исключением Липецка. В прошлом году 5 из них – в Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Смоленской и Брянской областях – начали операционную деятельность, впервые реализовали собственную программу ремонтов и техперевооружения. С начала 2013 года приступила к работе ООО «Курская ТСК». ТСК в Орле и Белгороде были созданы ранее и уже показали эффективность своей работы. В Липецке ситуация несколько сложнее. Там одним из основных сдерживающих факторов на сегодня является действующая схема перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией. Сейчас обсуждаем с областными властями, каким образом этот фактор можно ликвидировать, не создавая сильной нагрузки на потребителей.

Безусловно, с выделением теплосетевого бизнеса повысилась его управляемость, прозрачность, что в свою очередь будет способствовать привлечению инвестиций в сферу теплоснабжения, остро нуждающуюся в модернизации.

– Параллельно с выделением ТСК идет укрупнение филиалов по территориальному признаку. Какова цель такого объединения?

– Цель все та же – оптимизация и повышение управляемости объектов генерации. Этот процесс мы начали еще в 2008 году, когда был создан Восточный филиал, объединивший энергоактивы компании в Липецком и Тамбовском регионах. Изменения касаются структуры управления, численности персонала, работы по повышению производственной эффективности. В 2011 году были созданы Центральный и Западный филиалы. Западная генерация включает в себя Брянскую и Смоленскую области, Центральная генерация – Калужскую, Тульскую и Рязанскую. Сейчас идет формирование Южного филиала, который объединит энергоактивы компании в Белгородской и Курской областях.

Также с целью оптимизации и развития ремонтной деятельности в рамках всей компании мы создали собственное ремонтное предприятие на базе производственных подразделений филиалов. В ходе ремонтной кампании в этом году специалисты ОАО «Квадра-Р» впервые выполнили основной объем ремонтных работ на электростанциях компании «Квадра» в Тульской, Калужской, Рязанской и Орловской областях. Сегодня структура энергоремонтного предприятия продолжает развиваться, создаются новые производственные подразделения.

– Уровень задолженности на рынке тепла за короткий период достиг угрожающих масштабов. В некоторых регионах долги коммунальных предприятий перед энергетиками достигают 1 миллиарда рублей…

– Парадокс системы в том, что законодательство сегодня позволяет нам непосредственно напрямую работать с конечными потребителями, но реализовать это право очень трудно, практически невозможно. Необходимы решения общих собраний собственников жилья. Другая парадоксальная ситуация, которая сложилась на рынке тепла, связана с тем, что конечные потребители, в том числе население, исправно оплачивают тепло. Но эти средства до нас, производителей тепла, не доходят. Они застревают в компаниях-посредниках, собирающих плату с населения. Работать с такими должниками в правовом поле крайне сложно: длительные сроки получения судебных решений, взыскание самой задолженности – этот процесс может занять не год и не два. И привести к констатации факта несостоятельности должника. И здесь очень важны активность и поддержка ресурсоснабжающих организаций со стороны региональных органов власти. Мы уже имеем положительный опыт по решению данной проблемы в Липецком регионе, где после проверки прокуратуры возбуждено несколько уголовных дел по фактам выявленных нарушений в деятельности отдельных жилищных управляющих компаний и их должностных лиц. Мы приветствуем активную позицию руководства Липецкой области и правоохранительных органов по данному вопросу и надеемся, что такая же работа будет проводиться и в других регионах присутствия компании.

– В компании «Квадра» есть свой способ борьбы с неплатежами. Насколько он действен?

– Наша главная задача – организация расчетов с конечными потребителями. В компании было принято принципиальное решение уже сегодня находить возможность избежать роста долгов. Организация расчетов с конечными потребителями является одним из таких выходов. Уже реализована такая система расчетов в Белгородском, Воронежском, Курском, Липецком, Смоленском и Тульском регионах. Здесь мы открыли собственные центры, где жители могут получить необходимую информацию и оплатить потребленные энергоресурсы. Работа сложная, но необходимая. Как показывает опыт, в регионах, где мы организуем расчеты непосредственно с населением, уровень платежей с 50–60% увеличивается до 95–97%.

– В ОАО «Квадра» большое значение уделяется кадровому развитию. Как удается обеспечивать высокую эффективность работы персонала производственных подразделений и дочерних обществ компании?

– Эффективность нашей работы определяется высоким профессиональным уровнем персонала, наличием прозрачной, постоянно совершенствуемой системы стимулирования деятельности работников, ориентируемой на обеспечение надежности и экономичности производства. Именно поэтому кадровая политика «Квадра» нацелена на создание условий для эффективной работы и развития персонала, обеспечение стабильной и достойной заработной платы, охрану здоровья и социальной защищенности людей. Даже в случае необходимости непопулярных решений, когда по Приказу Минэнерго приходится выводить из эксплуатации станции, мы прилагаем максимум усилий, чтобы обеспечить сотрудникам их социальные права и гарантии.

В новой версии коллективного договора, принятого в 2011 году, были улучшены социальные нормы и гарантии для работников компании, внесены существенные дополнения, улучшающие условия труда наших сотрудников. Кроме того, во всех дочерних компаниях ОАО «Квадра» приняты и действуют свои коллективные договоры, в соответствии с которыми сотрудники получают полный спектр социальной поддержки: в сфере регулирования вопросов труда, занятости и производственных отношений, системы оплаты и мотивации труда, безопасности и охраны труда и т.д.

Корпоративная социальная поддержка дает людям дополнительную помощь в жизни, работе, и компания тоже получает от этого дополнительное преимущество. Могу сказать, что в настоящее время мы выполняем взятые на себя обязательства перед нашими работниками.

– Как говорится, дорогу осилит идущий.

– Причем, идущий в верно выбранном направлении, с осознанием своей ответственности за предпринятые шаги.

Инна Зайцева

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Если вам есть что рассказать о цифровизации производства вашего предприятия - пишите нам в редакцию ... Как Татнефть автоматизирует систему инноваций на производстве
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”