Павел Илясов - Вице-президент управления стратегии и управления портфелем инвестиций ТНК-ВР.
«Твоя компания», журнал ТНК-ВР, октябрь 2011г. www.tnk-bp.ru
Павел Илясов - Вице-президент управления стратегии и управления портфелем инвестиций ТНК-ВР.
- Как связаны стратегия и управление портфельными инвестициями?
- Стратегия - это выбор направления развития и путь к достижению поставленных целей. Примером стратегического выбора могут являться ответы на следующие вопросы: каким темпом развивать активы, нужно ли приращивать активы в каких-то регионах, нужно ли развиваться в международном плане, то есть приобретать или входить каким-то образом в международные активы. При этом выбор и реализация стратегии осуществляется через портфель активов и инвестиций, которые Компания делает. Поэтому управление портфелем можно назвать инструментом достижения и реализации стратегии. Таким образом, выбор и осуществление стратегии и управление портфелем - это два неразрывных процесса.
- Чтобы определить, нужен ли этот актив или нет, вероятно, приходится обрабатывать огромные пласты информации?
- Да, конечно. Есть несколько уровней выбора. Прорабатывать каждый потенциально интересный актив детально - не оптимально с точки зрения наших ресурсов и ресурсов Компании в целом. Поэтому одна из наших задач - создание такой структуры принятия решений, в рамках которой мы выделяем приоритетные направления развития, т.е. своеобразный «стратегический фильтр». И уже в рамках данной структуры мы анализируем, интересен или не интересен нам тот или иной актив. Причем делаем мы это, конечно, совместно с профильными подразделениями Компании. Если актив проходит через данный «фильтр», он подвергается более детальному анализу - как внутри нашего Управления, так и в профильных Бизнес-направлениях. Например, если это нефтегазодобывающий актив, необходимо знать запасы месторождения, определить прогнозные профили добычи, понять риски и степень неопределенности, оценить стоимость обустройства и разработки. На основании данной информации необходимо подготовить экономическую оценку этого актива и понять, насколько он привлекателен для нас.
- В каком плане?
- Все новые активы мы рассматриваем сквозь призму существующего портфеля. У Компании есть определенный набор активов, которыми она либо владела исторически, либо приобретала на рынке, и, соответственно, все эти активы конкурируют за капитал, за наш организационный потенциал. Вот здесь и встает вопрос об оптимизации портфеля. Допустим, есть актив, который предполагается купить. Мы сравниваем его с активами в портфеле: является ли он более доходным, менее рискованным, решает ли он задачи, которые стоят перед Компанией. Если этот актив владеет большими запасами, в перспективе он может компенсировать истощение наших существующих активов и поддерживать уровень добычи Компании. И если актив выглядит привлекательным с точки зрения улучшения портфеля, мы будем делать соответствующие рекомендации менеджменту Компании.
- Сделать выбор - это сложно?
- Непросто. Можно задать, например, такую конечную цель: мы хотим добывать столько-то нефти и иметь такие-то финансовые показатели. Но этого далеко не достаточно. В мире и в нашем бизнесе действует огромное количество факторов неопределенности - как внутренних (с точки зрения возможных вариантов развития самих активов), так и внешних: это и регуляторная среда, и макроэкономика, и спрос / предложение на наши основные продукты. И все эти факторы нужно понять, увязать друг с другом и оценить, как они влияют на нашу текущую деятельность и на выбор, который мы можем сделать, и сложить это все в одну картину, объяснить, почему и как работают эти различные варианты, и уже на основании этого понимания сделать выбор. В этом и заключается наша задача. Конечно, мы, как Управление, как менеджмент Компании, не делаем конечного выбора по крупным решениям. Это прерогатива Совета директоров Компании. Но мы должны максимально подготовить их для принятия взвешенного решения - проработать возможные варианты и предоставить убедительные доводы в пользу рекомендуемого решения.
- Вы готовите для Совета директоров, видимо, некий документ по той или иной проблеме?
- Да. У нас несколько направлений работы с директорами. Есть так называемые десятилетние контуры развития Компании. Это, по сути, долгосрочный стратегический план развития, в котором отражен определенный набор вариантов деятельности Компании. Но это не просто план: за ним стоит изучение множества факторов и внешней среды и наши внутренние возможности, ограничения. В рамках подготовки данного конкретного документа идет диалог между менеджментом Компании и акционерами по многим параметрам. Мы выясняем, какие варианты возможны, как они влияют на те или иные решения, которые мы закладываем в этих долгосрочных контурах.
Кроме десятилетних контуров разрабатываются прикладные стратегии: стратегия БН «Разведка и Добыча», БН «Газ и Энергетика», БН «Переработка и Торговля». Здесь уже более глубоко анализируются факторы, влияющие на стратегию развития каждого конкретного Бизнес-направления. Наше Управление активно участвует в разработке данных стратегий, хотя лидирующую роль в их подготовке играют профильные Бизнес-направления Компании.
- Стратегия международного развития - это тоже функция вашего Управления или задача?
- И функция, и задача одновременно. В чем состоит основная разница между международной и внутренней стратегией? В тех регионах присутствия, где Компания работает исторически (Россия и Украина), накоплен значительный опыт взаимодействия с правительством, регуляторной средой. Есть понимание плюсов и минусов, различных факторов, сложностей, которые влияют на деятельность Компании. И есть хорошее понимание возможностей и перспектив ТНК-ВР в данном регионе.
Международное развитие - относительно новое направление для Компании. ТНК-ВР на протяжении последних лет рассматривает возможности развития за рубежом. Есть желание и стремление наших акционеров к диверсификации страновых и технологических рисков, которые есть в существующем портфеле. Компания стремится получить доступ к более прибыльным запасам и добыче и новым технологиям, обеспечить базу для устойчивого долгосрочного развития. Но при этом не было четкого понимания, почему нам необходимо идти в международные проекты и в какие именно. Ответить на эти вопросы и призвана международная стратегия.
В этом году Компания в первый раз подготовила комплексную международную стратегию развития Upstream. И в этой стратегии мы постарались ответить на основные вопросы: почему мы хотим развиваться в международных проектах, где, в каких регионах, в каких типах проектов, в каких ресурсных темах, в каких проектах и в каких регионах у Компании есть стратегические преимущества, какие компетенции помогут нам быть успешными в международных проектах. Не надо забывать, что конкуренция на международном рынке за участие в проектах высока. И, выходя на этот рынок, мы начинаем конкурировать как с крупнейшими международными вертикально-интегрированными компаниями, такими как Exxon Mobil, Shell, Chevron, так и с национальными нефтяными компаниями - китайскими, индийскими, которые, как известно, ведут себя очень агрессивно на международном нефтегазовом рынке. И поэтому мы должны четко понимать, где мы как Компания можем быть успешны, конкурентоспособны, и какого рода проекты целесообразны к добавлению в наш портфель.
- А в чем ТНК-ВР может опередить конкурентов?
- Я считаю, что у нас есть несколько ключевых преимуществ, которые позволяют нам быть конкурентоспособными на международном рынке. Первое, у нас есть серьезный опыт управления месторождениями на поздней стадии разработки. Речь идет о месторождениях Западной Сибири и Оренбургского региона. Эффективное управление затратами и добычей на таких активах является нашим конкурентным преимуществом.
Второй фактор - это опыт освоения новых крупных удаленных от инфраструктуры месторождений. Здесь можно говорить об Уватских проектах, о «Верхнечонскнефтегазе», об идущей подготовке к освоению Роспана и Ямальских проектов. Новые месторождения осваиваются в удаленных регионах со сложными климатическими условиями, во внешней среде с высокой степенью неопределенности с точки зрения налогового режима. Такой опыт - еще одно конкурентное преимущество нашей Компании.
А третье преимущество - это наш опыт управления инвестициями. У нас четко проработан процесс подготовки, обоснования, отсеивания различных вариантов инвестиций и отслеживания их эффективности. Доказательством могут служить финансовые и операционные показатели нашей Компании. Эти процессы у нас настроены значительно лучше, чем у наших российских конкурентов, а возможно, и на более высоком уровне, чем у многих международных конкурентов.
Есть и ряд других преимуществ. Например, можно говорить об опыте монетизации газа с точки зрения собственной генерации и доступа к конечному потребителю. Умение управлять цепочкой ценности газа особенно важно, если рассматривать возможне участие Компании в международных газовых проектах.
- А какая особенная проблема с газом?
- В России в нефтяных проектах каналы продажи нефти либо достаточно проработаны, либо сложились исторически. Существуют пути и способы транспортировки и реализации нефти, такие как экспорт и поставки на собственные заводы для переработки, - рынок более ликвидный и более сформирован. Для новых месторождений варианты транспорта нефти также достаточно очевидны. С газом сложнее. Исторически на газовую отрасль в Советском Союзе и России значительное влияние оказывает «Газпром» - с точки зрения и магистрального транспорта, и регионального газораспределения. Поэтому просто добыть газ недостаточно. Его нужно доставить до потребителя, его нужно продать по хорошей цене. И вот здесь возникает разница - между продажей на устье скважины «Газпрому» и продажей конечному потребителю. И эта разница зачастую означает разницу между неэффективным и привлекательным газовым проектом. Если эффективный транспорт и продажа газа невозможны, одним из привлекательных вариантов решения является использование газа для собственной генерации электроэнергии и замещения более дорогой покупной электроэнергии.
- Вы занимаетесь также процессами приобретений и отчуждений. в чем здесь ваша задача?
- Здесь у нас три направления. Первое - это определение приоритетов развития. Мы должны оценить, интересен ли нам данный актив в принципе, перспективен ли он для нас и соответствует ли нашим приоритетам и критериям дальнейшего развития. Это, по сути, начальный фильтр. В случае соответствия начинается детальная работа. Потенциальная сделка сначала готовится в Управлении развития бизнеса Кшиштофа Зелики, а затем передается для исполнения в Управление Тимура Супатаева.
Как на этапе начальной оценки, так и на более поздних этапах мы осуществляем экономическую оценку активов. В Управлении существует экспертиза для экспресс-оценки как активов сектора Upstream, так и активов Downstream. Потом, когда работа над сделкой продолжится, более плотно вовлекаются профильные Бизнес-направления. При дальнейшей проработке мы должны понимать, место данного актива в нашем портфеле, соответствует ли он целевым технико-экономическим показателям и по каким причинам мы заинтересованы в его приобретении.
- Что вы хотели бы улучшить в работе вашего управления?
- Как в любом деле, пространство для совершенствования есть всегда. И у нас тоже. Я бы отметил необходимость улучшения так называемых «продуктов», за которые мы как Управление отвечаем. Это макроэкономические обзоры, обзоры вариантов развития, сценарных условий развития и, соответственно, донесение этого понимания до менеджмента и акционеров Компании.
- Чем привлекла именно Вас работа в стратегии?
- У меня разнообразный опыт работы в нефтегазовом бизнесе. Я начинал с технической работы, занимал линейные руководящие посты, а в ТНК-ВР до перехода на данную должность я занимался сделками в Управлении слияний и поглощений. В нынешней работе меня привлекает именно сплав разных дисциплин, знаний, опыта и возможность применения этого комплекса знаний в работе. Я считаю, что в случае успешного решения поставленных задач наше Управление сможет создать значительную дополнительную ценность для Компании с точки зрения правильного выбора приоритетов, направлений развития, управления портфелем. И это именно то, что делает эту работу и интересной и ответственной одновременно.