В течение последних нескольких лет ИСС имени академика м.ф. Решетнёва успешно конкурирует с известными мировыми производителями космической техники. В настоящее время предприятие в сотрудничестве с зарубежными партнёрами реализует четыре международных проекта и ряд отечественных контрактов по созданию спутников связи. Дальнейшее развитие этого направления стало темой интервью генерального конструктора и генерального директора Николая Тестоедова.
«Сибирский спутник», газета ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», октябрь 2011г. www.npopm.ru
В течение последних нескольких лет ИСС имени академика м.ф. Решетнёва успешно конкурирует с известными мировыми производителями космической техники. В настоящее время предприятие в сотрудничестве с зарубежными партнёрами реализует четыре международных проекта и ряд отечественных контрактов по созданию спутников связи. Дальнейшее развитие этого направления стало темой интервью генерального конструктора и генерального директора Николая Тестоедова.
- Николай Алексеевич, как Вы оцениваете позицию ОАО «ИСС» на мировом рынке спутникостроения?
- На сегодняшний день мы являемся одними из лидеров в спутникостроении. По крайней мере, в области телекоммуникационных аппаратов, то есть систем связи, телевидения, передачи данных мы входим в пятёрку крупнейших компаний мира. А в навигационной области мы единственная в стране и одна из двух компаний в мире, выпускающих спутники для систем глобальных навигационных определений. Напомню, это российская ГЛОНАСС и американская GPS.
- Мировой рынок является площадкой жёсткой конкуренции производителей космической техники. Что делается для укрепления позиции ОАО «ИСС»? какие государства рассматриваются Вами в качестве потенциальных заказчиков?
- Мировой рынок спутникостроителей нас не ждёт. В борьбе за заказы у производителей жёсткая конкуренция. Сегодня по многим направлениям мировой космонавтики предложения превышают спрос. Кроме того, операторы задают предельно высокие планки технических характеристик космических аппаратов, часто не реализуемые на современном уровне. Поэтому облик каждого нового спутника – это результат определённого компромисса между заказчиком и производителем.
Сегодня наши успехи на международном рынке определяются, в первую очередь, стратегической дальновидностью Федерального космического агентства, которое в самые непростые времена нашло возможность профинансировать создание новых перспективных спутниковых платформ среднего и тяжёлого класса. Именно благодаря этим разработкам, базирующимся на многолетнем опыте ОАО «ИСС», а также сформированной на предприятии системе качества, мы смогли уверенно выйти на международный рынок.
Конечно, сегодня ситуация такова, что нужно, как говорится в одной американской пословице, непрерывно бежать, чтобы оставаться на уровне. Мы постоянно укрепляем отношения с нашими потенциальными заказчиками. Мы прекрасно понимаем, что никто нас не ждёт на рынках Европы, Америки и Китая, потому что они развивают собственное производство. Но есть другие страны, например, страны Латинской Америки, Африки, Арабские страны, Индокитай. Они в своём развитии достигли необходимой потребности не просто в космических услугах, которые можно купить на спутниках западных производителей, но и такого уровня национального самосознания, который требует собственных информационных сетей, систем телевидения. Сегодня эти государства выступают уже заказчиками, а не просто покупателями услуг у стран Западной Европы или Америки. Именно такие страны являются приоритетными с точки зрения наших потенциальных заказчиков, и не случайно сегодня мы создаем спутники для Израиля, Индонезии, Украины и Казахстана.
- Что является сильными конкурентными преимуществами ОАО «ИСС» относительно других российских предприятий спутникостроения?
- Преимуществ несколько. Прежде всего, это история. Мы 50 лет на рынке и практически всё это время занимаемся спутниками связи, навигации, геодезии. Поэтому у нас есть колоссальный опыт, хорошая специализация. Как следствие, мы имеем необходимый набор рабочих мест и оборудования. Это очень важно, учитывая удалённость ОАО «ИСС» от крупных испытательных центров.
Наличие замкнутой экспериментальной базы и многофункционального производства обеспечивает нам независимость во времени, в технологических решениях, в финансах. Потому что любой аутсорсинг, любое привлечение услуг или покупка приборов со стороны - это деньги. А собственное производство и испытательная база позволяют минимизировать затраты, и, как следствие, предлагать более выгодную цену в тендерах. Поэтому нынешнее состояние предприятия является, если не оптимальным, то близким к этому с точки зрения современного спутникостроения, так как элементная база и поставки по кооперации не требуют огромных транспортных потоков. То есть удалённость ИСС от центра очень условна. Если бы мы работали в Москве или Санкт-Петербурге, всё равно несколько десятков раз в году самолёт летал бы на «Байконур» с нашей продукцией так же, как он летает из Красноярска.
- Влияет ли устойчивая кооперация ОАО «ИСС» с ведущими зарубежными компаниями на заключение новых контрактов? плюсы это или минусы?
- Я уже говорил о том, что в мире существуют традиции. Они проявляются, в том числе и в том, что заказчики очень внимательно относятся к тому, с кем вы делаете спутник, какой опыт изготовления имеете, насколько успешны были предыдущие проекты. И поэтому 15-летний опыт работы с компанией Thales Alenia Space обеспечивает нам, как минимум, узнаваемость нашей продукции. Начало взаимодействия с любым новым партнёром - это всегда период гармонизации документации, стандартов, подходов, выработка единых требований. На это также обращают дополнительное внимание как заказчики, так и страховщики. Поэтому мы стараемся поддерживать контакты с теми партнёрами, с которыми уже имеем опыт успешной работы.
- Не так давно в число партнёров оао «ИСС» по созданию телекоммуникационных космических аппаратов вошла компания MDA. Как складываются рабочие отношения с канадскими коллегами? Отличается ли кардинально сотрудничество с ними и с представителями Thales Alenia Space по подобным проектам?
- Вопрос очень многогранен. На первую часть я уже ответил. Так как сотрудничество началось недавно, то мы находимся в стадии формирования отношений. Мы выполняем несколько совместных проектов, и, на мой взгляд, успешно, но всё равно это занимает больше времени и усилий, чем взаимодействие с традиционными партнёрами. Но у канадцев есть своё видение. В отличие от компании Thales Alenia Space, они не являются спутникостроителями, а только разработчиками и поставщиками полезных нагрузок и их элементов, поэтому не выступают конкурентами нашей компании на мировом рынке. Нам очень интересно и важно сотрудничество с компанией MDA, так как мы взаимодополняем друг друга. Полезная нагрузка и её элементы - разработки канадцев. Платформа, интеграция, спутник в целом, предполётная подготовка и сдача на орбите - это Россия. Считаю, что у данной кооперации очень большое будущее.
- То есть можно сказать, что и в дальнейшем планируется расширение российско-канадской кооперации и совместное участие в тендерах?
- Да, предполагается. И мы идём не только по пути совместного участия в тендерах. Мы не просто комбинируем наши продукты, а говорим о совместной разработке нового ряда систем и приборов, которые воплотят достоинства и канадского, и российского подходов. Этот же принцип мы используем в сотрудничестве с нашим традиционным партнёром Thales Alenia Space.
- Какую роль сотрудничество с зарубежными партнёрами играет в разработке и производстве собственных полезных нагрузок в ОАО «ИСС»?
- Наверное, это ключевой момент в разработке полезных нагрузок. При условном делении космического аппарата на модуль служебных систем и полезную нагрузку, конечно, мы доминируем в сегменте служебных систем. При этом мы производим многие элементы полезных нагрузок - это и конструкции сотопанелей, и ряд антенн, и антенно-фидерные устройства. Но в основном это уровень интеграции и испытаний. Сегодня мы делаем следующий шаг. Мы стремимся создавать максимально возможное количество приборов полезной нагрузки: антенны, мультиплексоры, усилители, конвертеры и прочее. ИСС изготавливает эти элементы для навигационных аппаратов. Но телекоммуникационные спутники, которые востребованы на мировом рынке, требуют высочайших технических характеристик. И такие характеристики достигаются, конечно, только в международном сотрудничестве. Примеров этому множество - это и автомобилестроение, и Международная космическая станция, и совместные энергетические проекты России и Европы. И вообще транснациональные компании сегодня если не правят миром, то определяют облик того продукта, который создаётся. Не случайно самые крупные спутникостроительные фирмы Европы - это транснациональные компании. Поэтому мы понимаем важность кооперации с представителями зарубежных фирм в части полезных нагрузок. Мы получаем доступ к тем технологиям, приборам и производствам, где ещё не достигли необходимых параметров, а они получают доступ к новому сектору рынка. Это дорогого стоит, в данном случае совместная работа даёт преимущества каждой из сторон.