0 комментариев

Николай Тестоедов, ОАО «ИСС»: Международное сотрудничество – условие развития

В течение последних нескольких лет ИСС имени академика м.ф. Решетнёва успешно конкурирует с известными мировыми производителями космиче­ской техники. В настоящее время предприятие в сотрудничестве с зарубежными партнёрами реали­зует четыре международных проекта и ряд отече­ственных контрактов по созданию спутников связи. Дальнейшее развитие этого направления стало темой интервью генерального конструктора и генерального директора Николая Тестоедова.

«Сибирский спутник», газета ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», октябрь 2011г. www.npopm.ru

 

В течение последних нескольких лет ИСС имени академика м.ф. Решетнёва успешно конкурирует с известными мировыми производителями космиче­ской техники. В настоящее время предприятие в сотрудничестве с зарубежными партнёрами реали­зует четыре международных проекта и ряд отече­ственных контрактов по созданию спутников связи. Дальнейшее развитие этого направления стало темой интервью генерального конструктора и генерального директора Николая Тестоедова.

 

-  Николай  Алексеевич, как Вы оцениваете позицию ОАО «ИСС» на мировом рынке спутникостроения?

- На сегодняшний день мы являемся одними из лидеров в спутникостроении. По крайней мере, в области телекоммуни­кационных аппаратов, то есть систем связи, телевидения, пере­дачи данных мы входим в пятёрку крупнейших компаний мира. А в навигационной области мы единственная в стране и одна из двух компаний в мире, выпуска­ющих спутники для систем гло­бальных навигационных опреде­лений. Напомню, это российская ГЛОНАСС и американская GPS. 

- Мировой рынок является площадкой жёсткой конку­ренции производителей кос­мической техники. Что дела­ется для укрепления позиции ОАО «ИСС»? какие государ­ства рассматриваются Вами в качестве потенциальных заказчиков?

- Мировой рынок спутникостроителей нас не ждёт. В борьбе за заказы у производителей жёсткая конкуренция. Сегодня по многим направлениям мировой космонавтики предложения превышают спрос. Кроме того, операторы задают предельно высокие планки технических характеристик космических аппаратов, часто не реализуемые на современном уровне. Поэтому облик каждого нового спутника – это результат определённого компромисса между заказчиком и производителем. 

Сегодня наши успехи на меж­дународном рынке определяются, в первую очередь, стратегической дальновидностью Федерального космического агентства, которое в самые непростые времена нашло возможность профинансировать создание новых перспективных спутниковых платформ среднего и тяжёлого класса. Именно бла­годаря этим разработкам, бази­рующимся на многолетнем опыте ОАО «ИСС», а также сформирован­ной на предприятии системе каче­ства, мы смогли уверенно выйти на международный рынок.

Конечно, сегодня ситуация такова, что нужно, как говорится в одной американской пословице, непрерывно бежать, чтобы оста­ваться на уровне. Мы постоянно укрепляем отношения с нашими потенциальными заказчиками. Мы прекрасно понимаем, что никто нас не ждёт на рынках Европы, Америки и Китая, потому что они развивают собственное произ­водство. Но есть другие страны, например, страны Латинской Аме­рики, Африки, Арабские страны, Индокитай. Они в своём развитии достигли необходимой потреб­ности не просто в косми­ческих услугах, которые можно купить на спутни­ках западных производи­телей, но и такого уровня национального самосо­знания, который требует собственных информаци­онных сетей, систем теле­видения. Сегодня эти госу­дарства выступают уже заказчиками, а не просто покупателями услуг у стран Западной Европы или Аме­рики. Именно такие страны являются приоритетными с точки зрения наших потен­циальных заказчиков, и не случайно сегодня мы соз­даем спутники для Изра­иля, Индонезии, Украины и Казахстана. 

- Что является силь­ными конкурентными преимуществами ОАО «ИСС» относительно других рос­сийских предприятий спутникостроения?

- Преимуществ несколько. Прежде всего, это история. Мы 50 лет на рынке и практически всё это время занимаемся спутни­ками связи, навигации, геодезии. Поэтому у нас есть колоссальный опыт, хорошая специализация. Как следствие, мы имеем необхо­димый набор рабочих мест и обо­рудования. Это очень важно, учи­тывая удалённость ОАО «ИСС» от крупных испытательных центров.

Наличие замкнутой экспе­риментальной базы и много­функционального производства обеспечивает нам независимость во времени, в технологических решениях, в финансах. Потому что любой аутсорсинг, любое привле­чение услуг или покупка приборов со стороны - это деньги. А соб­ственное производство и испыта­тельная база позволяют миними­зировать затраты, и, как следствие, предлагать более выгодную цену в тендерах. Поэтому нынешнее состояние предприятия является, если не оптимальным, то близким к этому с точки зрения современ­ного спутникостроения, так как элементная база и поставки по кооперации не требуют огромных транспортных потоков. То есть удалённость ИСС от центра очень условна. Если бы мы работали в Москве или Санкт-Петербурге, всё равно несколько десятков раз в году самолёт летал бы на «Байко­нур» с нашей продукцией так же, как он летает из Красноярска. 

- Влияет ли устойчивая коо­перация ОАО «ИСС» с ведущими зарубежными компаниями на заключение новых контрактов? плюсы это или минусы?

- Я уже говорил о том, что в мире существуют традиции. Они проявляются, в том числе и в том, что заказчики очень внимательно относятся к тому, с кем вы делаете спутник, какой опыт изготовле­ния имеете, насколько успешны были предыдущие проекты. И поэтому 15-летний опыт работы с компанией Thales Alenia Space обеспечивает нам, как минимум, узнаваемость нашей продукции. Начало взаимодействия с любым новым партнёром - это всегда период гармонизации документа­ции, стандартов, подходов, выра­ботка единых требований. На это также обращают дополнительное внимание как заказчики, так и страховщики. Поэтому мы стара­емся поддерживать контакты с теми партнёрами, с которыми уже имеем опыт успешной работы. 

- Не так давно в число парт­нёров оао «ИСС» по созданию телекоммуникационных кос­мических аппаратов вошла компания MDA. Как склады­ваются рабочие отношения с канадскими коллегами? Отли­чается ли кардинально сотруд­ничество с ними и с представи­телями Thales Alenia Space по подобным проектам?

- Вопрос очень многогранен. На первую часть я уже ответил. Так как сотрудничество нача­лось недавно, то мы находимся в стадии формирования отноше­ний. Мы выполняем несколько совместных проектов, и, на мой взгляд, успешно, но всё равно это занимает больше времени и усилий, чем взаимодействие с традиционными партнёрами. Но у канадцев есть своё видение. В отличие от компании Thales Alenia Space, они не являются спутникостроителями, а только разработчиками и поставщиками полезных нагрузок и их элемен­тов, поэтому не выступают кон­курентами нашей компании на мировом рынке. Нам очень инте­ресно и важно сотрудничество с компанией MDA, так как мы взаи­модополняем друг друга. Полез­ная нагрузка и её элементы - раз­работки канадцев. Платформа, интеграция, спутник в целом, предполётная подготовка и сдача на орбите - это Россия. Считаю, что у данной кооперации очень большое будущее. 

- То есть можно сказать, что и в дальнейшем планируется рас­ширение российско-канадской кооперации и совместное уча­стие в тендерах?

- Да, предполагается. И мы идём не только по пути совмест­ного участия в тендерах. Мы не просто комбинируем наши про­дукты, а говорим о совместной разработке нового ряда систем и приборов, которые воплотят достоинства и канадского, и рос­сийского подходов. Этот же прин­цип мы используем в сотрудни­честве с нашим традиционным партнёром Thales Alenia Space. 

- Какую роль сотрудни­чество с зарубежными пар­тнёрами играет в разработке и производстве собствен­ных полезных нагрузок в ОАО «ИСС»?

- Наверное, это ключевой момент в разработке полезных нагрузок. При условном деле­нии космического аппарата на модуль служебных систем и полезную нагрузку, конечно, мы доминируем в сегменте служеб­ных систем. При этом мы произ­водим многие элементы полез­ных нагрузок - это и конструкции сотопанелей, и ряд антенн, и антенно-фидерные устройства. Но в основном это уровень инте­грации и испытаний. Сегодня мы делаем следую­щий шаг. Мы стремимся созда­вать максимально возможное количество приборов полезной нагрузки: антенны, мультиплек­соры, усилители, конвертеры и прочее. ИСС изготавливает эти элементы для навигационных аппаратов. Но телекоммуникаци­онные спутники, которые востре­бованы на мировом рынке, тре­буют высочайших технических характеристик. И такие характе­ристики достигаются, конечно, только в международном сотрудничестве. Примеров этому множество - это и автомобиле­строение, и Международная кос­мическая станция, и совместные энергетические проекты России и Европы. И вообще транснацио­нальные компании сегодня если не правят миром, то определяют облик того продукта, который создаётся. Не случайно самые крупные спутникостроительные фирмы Европы - это транснацио­нальные компании. Поэтому мы понимаем важность кооперации с представителями зарубежных фирм в части полезных нагру­зок. Мы получаем доступ к тем технологиям, приборам и про­изводствам, где ещё не достигли необходимых параметров, а они получают доступ к новому сек­тору рынка. Это дорогого стоит, в данном случае совместная работа даёт преимущества каж­дой из сторон.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство