В настоящее время Холдинг МРСК, контролирующий деятельность сетевых компаний в 69 субъектах Российской Федерации, определяет долгосрочную стратегию своего дальнейшего развития. О том, какие основные принципы будут учтены в новой стратегии, рассказал заместитель Генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Михаил Курбатов.
- Михаил Юрьевич, сейчас говорят о нескольких возможных сценариях долгосрочного развития Холдинга МРСК. Можно ли утверждать, что определенная стратегия в компании уже сформулирована?
- Стратегия действительно сформулирована на бумаге и отдельные ее элементы мы начинаем озвучивать. Сейчас единственным утвержденным стратегическим документом отрасли является Стратегия развития распределительного сетевого комплекса, утвержденная в 2006 году. Подготовленный нами документ основан на анализе ее реализации, а кроме того, он значительно расширен и детализирован в части вопросов совершенствования регулирования сети, внутренних программ повышения операционной и инвестиционной эффективности, стратегического видения общества и целевой структуры собственности сетевого комплекса. Этим летом мы планируем пройти утверждение документа в Правлении, Совете директоров, Комитете по стратегии, а также в Правительстве Российской Федерации.
- Каков главный тезис новой стратегии?
- На фоне серьезной изношенности оборудования требуются огромные объемы инвестиций, способные перекрыть двадцать лет недофинансирования. Сегодня износ сетей составляет 69%, а часть оборудования уже выработала два нормативных срока. Такая ситуация недопустима, поскольку она заметно сказывается на качестве электроснабжения потребителей. Понятно, что в сжатые сроки привлечь большое количество денег невозможно. Кроме того, правительство не забывает о задаче сдерживания роста тарифов, что тоже естественным образом ограничивает приток инвестиций. Таким образом, чтобы работать в рамках принятых рисков, нам необходимо заниматься внутренней эффективностью. Другого выхода не остается. А потому, отвечая на Ваш вопрос, скажу так: главный тезис новой стратегии прост - это снижение издержек и повышение качества инвестиций.
- Это во многом общие слова, ведь практически такие же задачи решаются и сейчас?
- Если «сжимать» до тезисов любую стратегию, получатся общие слова. А по сути, у нас есть три составляющих уравнения: регулирование, структура собственности и наша внутренняя эффективность. С внутренней эффективностью все понятно - ею надо заниматься. Что касается системы регулирования и приватизации, на мой взгляд, они друг с другом связаны. Это мы уже проходили раньше, когда было много инвесторов, обещанная модель рынка и работал принцип: «Со всем остальным разберемся потом, сначала давайте приватизировать». Сейчас мы стоим перед дилеммой - как совместить интересы инвесторов и сдерживание роста тарифов.
- И куда склоняется чаша весов?
- Следует признать, что мы находимся на полпути к реформе регулирования: отсутствуют стимулы к сокращению себестоимости строительства новых объектов и механизмы экономического стимулирования распредсетевого комплекса, сохраняются проблемы, значительно занижающие стоимость сетевых активов. То же самое и с надежностью - я могу полностью отказаться от расходов по ремонтной программе, и мне ничего не будет за рост числа отключений, в то время как во всем мире компании отвечают за отключения деньгами. У нас это декларируется, но, прежде чем начнет исполняться, пройдет какое-то время. Кроме того, нам еще нужно научиться правильно исчислять объем электроэнергии, недоотпущенной в дни отключений.
- Сколько времени, по Вашим оценкам, уйдет на необходимую доработку системы регулирования?
- Понятно, что вопросы не могут оставаться без ответов бесконечно. Доводка системы регулирования займет где-то год-два, максимум три. После этого действительно настанет пора решать вопрос по целевой структуре собственности. Здесь есть несколько вариантов, но я не могу сказать, что какой-то из них мы одобрили окончательно.
- Но общее видение сложилось?
- Это очень неоднозначный вопрос, тем не менее сейчас мы занимаемся привлечением различных компаний для управления сетями. Есть среди них и компании - мировые лидеры: французская ERDF, итальянская Enel и другие. С другой стороны, если бы перед нами стояла задача оперативно распродать все активы, то это не решило бы всех проблем, ведь, во-первых, инвестор ориентируется прежде всего на прибыль. Во-вторых, распродажа принесла бы не так уж и много денег. И, в-третьих, боюсь, в сегодняшних реалиях рынка мы не смогли бы найти достаточное число покупателей.
- Почему? Малоинтересны активы?
- Нет, не поэтому. Дело в том, что сейчас в целом меняется мировая структура инвесторов энергокомплекса. Если вчера это были энергетические компании, то сегодня они отходят на второй план из-за того, что попросту говоря «закончились деньги». Им на смену приходят профессиональные инвесторы из других сфер: пенсионные фонды, инфраструктурные фонды, банковский капитал. А потому становится логичным готовить программу приватизации именно под них. Кроме этого, я считаю, что в России должен быть своеобразный национальный чемпион - одна крупная компания, через которую государство будет задавать приоритеты и стандарты как в техническом плане, так и в экономическом и в социальном. Разумеется, при наличии сильных частных игроков.
- Михаил Юрьевич, Вы сказали о том, что привлекаете иностранные компании для качественного управления сетями. А нет ли у Холдинга планов самому поучаствовать в управлении сетями за рубежом?
- Мы считаем, что нам просто необходимо идти за рубеж. Без интеграции в мировое сообщество невозможны ни инновации, ни рост качества управления внутри страны.
- С начала года акции Холдинга МРСК снизились в цене. Когда Вы ожидаете изменения этой ситуации?
- С начала года бумаги падают в цене, потому что не произошло ни одного позитивного события. Это касается всего электроэнергетического сектора. По моему мнению, на текущую стоимость ценных бумаг прежде всего оказывают влияние ожидания по RAB-регулированию. Сейчас все это больше напоминает казино, чем высоконадежные инвестиции в инфраструктуру - решения слишком легко и слишком быстро меняются.
- А будут ли пересматриваться принципы RAB-регулирования?
Все понимают, что Правительство РФ может запустить некий механизм сглаживания или полностью пересмотреть подходы к вопросу. На мой взгляд, а я могу говорить, базируясь не только на внутрикорпоративных оценках, но и на результатах общения с регуляторами, сам по себе принцип RAB не будет пересматриваться, его пользу трудно оспорить. Определенное видение тарифов на ближайшую пятилетку мы должны зафиксировать. Когда мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами-фондами, они говорят: «Ребята, вы находитесь на первом этапе нового метода регулирования. Все страны, вводившие RAB, были вынуждены корректировать его на первом этапе и вверх и вниз». В Европе сейчас идет пятая-шестая стадия этого процесса, в Латинской Америке - третья-четвертая. А нам, как новичкам, нужно немного освоиться в работе с новым, более совершенным инструментом. Безусловно, будут ошибки, но когда этот этап пройдет, у всех возникнет понимание того, чего стоит ожидать, а у инвесторов и потребителей появятся ожидаемый комфорт и стабильность.
- Каковы перспективы развития в России систем учета электроэнергии на розничном рынке, а также технологий Smart Grid?
- В мире продолжается дискуссия о корректном определении термина «умные сети». Я всегда стараюсь объяснять его просто: Smart Grid - это система, при которой поток энергии сопровождается потоком информации. Этот поток нужен нам для решения приоритетных задач, о которых я уже упоминал. В данный момент в компании имеется очень серьезная программа по «умному учету». В частности, в ее рамках реализуется пилотный проект в Перми, где мы тестируем разные технологии. Этот проект контролирует Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.
- Если говорить о модернизации и технологическом развитии объектов Холдинга МРСК, какие инновационные направления компания считает приоритетными на сегодняшний день?
- Здесь мы исходим из основных задач инновационного развития, первой из которых является снижение издержек, второй - повышение качества, а третьей - сокращение потерь. Соответственно, приоритетными направлениями становятся повышение наблюдаемости и управляемости сети и предоставление потребителю возможности управления своей нагрузкой. Наблюдаемость следует понимать следующим образом: если вчера приходилось обходить все объекты лично, то впредь это можно будет делать удаленно. Необходимо финансировать ремонтные работы, отталкиваясь от реального состояния объектов и их влияния на надежность потребителей, а не исходя из того, сколько лет конкретной опоре. Некоторые опоры простояли 40 лет и простоят еще столько же, а другие находятся в таком состоянии и важны настолько, что их однозначно нужно менять через десять лет. Что касается управляемости, под ней я подразумеваю повышение скорости восстановления электроснабжения потребителей в случае аварий. К сокращению необходимых компании резервов приведет привлечение потребителей к сотрудничеству. Все это приоритетные направления инновационного развития Холдинга, а есть еще и так называемые сквозные.
- Какие, например?
- К сквозным приоритетам относятся надежность электроснабжения и снижение потерь. В рамках этих задач уже отобрано около четырехсот проектов, которые будут реализовываться. Например, разработано антиобледенительное покрытие проводов, созданное для того, чтобы нас не застал врасплох очередной ледяной дождь. Все эти четыреста проектов прошли три стадии отсева. И конечно же, на этой цифре мы не остановимся, ведь поиск новых решений -процесс постоянный. У нас элементарно нет другого выхода. МРСК - одна из крупнейших распределительных компаний в мире. Под нашим управлением сосредоточено 2,1 млн км сетей, и преимущественная часть из них изношена. При этом все эти сети типовые, то есть крайне удобные для тиражирования инноваций.
Игорь Чубаха