0 комментариев

Игорь Костин, ОАО «Силовые машины»: Наша компания не теряет темпа в своём развитии

Генеральный директор «Силовых машин» Игорь КОСТИН рассказывает в интервью, каким был для компании прошедший 2010 год и что принесёт год наступивший.

«Силовые машины», корпоративная газета ОАО «Силовые машины», февраль 2011г. http://www.power-m.ru

 

Генеральный директор «Силовых машин» Игорь КОСТИН, рассказывает в интервью, каким был для компании прошедший 2010 год и что принесёт год наступивший.

 

– Игорь Юрьевич, как, по Вашему мнению, «Силовые машины» поработали в 2010 году? 

– Год был непростым, но в целом стабильным. Сейчас мы находимся в стадии медленного, но уверенного подъёма, что позволяет нам с достаточным оптимизмом  смотреть   в  будущее.  Хотя говорить о том, что влияние кризиса закончилось и начался рост экономики, наверное, преждевременно. Если рассматривать ситуацию в промышленных отраслях нашей страны в целом, то энергомашиностроение – одна из немногих отраслей, которая в 2010 году превысила  предкризисный уровень по объёму выпуска продукции.   В   первую  очередь   это связано с существенным расширением   внутреннего   спроса   на энергооборудование, особенно в части ремонтов, сервиса и модернизации действующих турбин и генераторов.

Главный итог года для «Силовых машин» состоит в том, что мы выполнили все взятые на себя обязательства перед клиентами, имеем загрузку производства на 2011 и 2012 годы, а также развернули несколько масштабных проектов по ключевым стратегическим направлениям. С этой точки зрения ушедший год можно оценить как положительный. Но, с другой стороны, если принять во внимание снижение объёма контрактации на внешнем рынке, говорить о том, что у нас нет зон для дальнейшего роста и улучшения, нельзя.

 

– Но ведь на наших производственных площадках загрузка оборудования и так уже почти на 100-процентном уровне... 

– Да, действительно, загрузка производственных мощностей компании близка к 100%. Но не нужно  забывать,  что  «Силовые машины» постоянно развиваются, и реализация целого комплекса мероприятий – организационно-технических,   инвестиционных, кадровых – обеспечивает нам ежегодный прирост по мощности. По предварительным данным, объём товарного выпуска в 2010 году составил порядка 32,6 млрд рублей, в то время как ещё три года назад, в 2007 году, этот показатель был около 16 млрд рублей. 

Дальнейшие темпы развития также предусматривают ежегодное наращивание производственных мощностей. Так, если в 2010 году было произведено продукции суммарной мощностью 7,4 ГВт, то план 2011 года – 9 ГВт, 2012-го – 10 ГВт, а в 2014 году после выхода   строящегося   в   Металлострое  нового  завода  на  полную проектную мощность – 14 ГВт. Именно в этой связи увеличение портфеля заказов – одно из ключевых условий развития нашей компании.

 

– Игорь Юрьевич, удовлетворены ли вы тем, как в 2010 году выполнялся план по контрактации? 

– Всегда хочется большего… В настоящий момент у нас неплохие показатели по внутреннему рынку, а по внешнему не так всё однозначно.   К   сожалению,   несколько тендеров, на которые мы возлагали большие надежды, компания проиграла. Здесь сказалась совокупность многих факторов: это и цена ,  и политические  решения, и финансовые условия, и активность наших конкурентов, и условия торгов, когда одним из требований становится привлечение местных производителей. Задача на 2011 год – значительно усилить работу по контрактации на внешнем рынке, особенно в тех странах, где сохраняется устойчивый спрос на продукцию   энергетического машиностроения, выйти на новые рынки, а также сохранить свои позиции на внутреннем рынке, хотя сделать это будет непросто.

 

– Какие регионы для нас ключевые? 

– В первую очередь, это наш внутренний рынок. В России «Силовые машины» пока доминируют, но привилегированного положения уже нет. Мы остро ощущаем активное наступление наших иностранных конкурентов как   с   Запада,   так   и   с   Востока, которые рассматривают российский рынок в качестве одного из самых перспективных. Естественно, как я уже говорил, необходимо усилить позиции на внешнем рынке, особенно там, где  нас  хорошо  знают.  Прежде всего,   это   страны   Латинской Америки: Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика. Здесь мы готовы участвовать в проектах как самостоятельно, так и в стратегическом   партнёрстве. Кроме того, «Силовые машины» уже много лет работают в странах Юго-Восточной Азии: Индии, Вьетнаме и некоторых других. Интересными для нас являются страны Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.

 

– Вы сказали, что при выполнении плана по контрактации хотелось бы большего. Что для этого необходимо   сделать в первую очередь? 

– Наша задача – быть постоянно   нацеленными   на   максимально возможное удовлетворение требований клиентов  и поиск наиболее выгодного предложения - и с технической, и с экономической точек зрения.  Поэтому при подготовке предложений мы рассматриваем  все   аспекты  сотрудничества. Здесь и различные формы участия «Силовых машин» в проектах (консорциум, субподряд и тому подобное), и соглашения со стратегическими партнёрами, и возможность привлечения местных производителей – особенно в удалённых от нас регионах, и другие. 

Отдельно остановлюсь на модели оценки эффективности предлагаемого нашим клиентам оборудования «value-in-use», которая используется для повышения эффективности участия в тендерах. Эта модель позволяет комплексно оценить   те   выгоды,  которые получит клиент от использования оборудования производства  нашей компании за его полный жизненный цикл. Также она наглядно показывает клиенту совокупную прибыль в сравнении с использованием оборудования конкурентов. Понимание этой модели должно быть не только у сотрудников сбытовых дирекций «Силовых машин» ,  но и у  всех служб, обеспечивающих как проектирование, так и производство оборудования.

 

– Соперничество среди компаний-производителей энергетического   оборудования   в мире обостряется. Какие Вы видите преимущества у наших конкурентов? 

– Здесь нужно анализировать каждую компанию в отдельности, но если говорить в целом, то  среди основных конкурентных преимуществ, присущих большинству зарубежных производителей, можно выделить возможность предоставления льготного финансирования заказчику в кооперации с международными финансовыми институтами.

 

– А чтобы вы отнесли к преимуществам «Силовых  машин»? 

– У нас есть как минимум два ключевых преимущества, позволяющих говорить о дальнейшем повышении конкурентоспособности: это мощный инженерный и конструкторский потенциал, а также уникальные инновационные разработки. 

Так, мы успешно работаем в области создания оборудования для атомной энергетики. В настоящее время продолжается разработка конструкторской документации нового тихоходного турбоагрегата номинальной мощностью 1200 МВт для АЭС. Головной образец этой машины планируем изготовить уже к концу 2013 года. Недавно была успешно испытана современная быстроходная паровая турбина мощностью 1200 МВт для Нововоронежской АЭС-2, завершается работа над генератором. Полным ходом идёт производство аналогичного оборудования и для Ленинградской АЭС-2. 

Для Черепетской ГРЭС в прошлом году были поставлены две паровые турбины с генераторами мощностью по 225 МВт. Это новое поколение турбин, рассчитанных на сверхкритические параметры пара, они очень перспективны на рынке с точки зрения замены «двухсоток», которые долгие годы выпускал ЛМЗ. Отдельное направление – это разработка современных паровых турбин для ТЭС и АЭС на суперсверхкритические параметры пара. 

Есть перспективные разработки и в области создания и модернизации газовых турбин. В области гидротурбостроения мы развиваем несколько перспективных направлений – это создание гидротурбинного оборудования для сверхмощных ГЭС Сибири и других регионов мира, разработка оборудования для ГАЭС, создание эффективных гидротурбин поворотно-лопастного типа, безопасных для экологии рек. 

Не  могу не сказатьо нашем участии в изготовлении оборудования для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).  Наш Калужский турбинный завод изготовил для ПАТЭС две блочные паротурбинные установки по 35 МВт каждая. 

В Великих Луках на заводе «Реостат» коллектив в кратчайшие сроки освоил выпуск крупных электрических машин для карьерных экскаваторов и буровых установок, двигателей для различных отраслей промышленности. 

Все эти достижения немыслимы без инвестиций. В 2010 году их размер составил порядка 3,5 млрд рублей. Согласно бизнес-плану компании   инвестпрограмма   на 2011 год утверждена в размере 4,3 млрд рублей. 

Средства, как и в 2010 году, пойдут на развитие производственной базы, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание новых продуктов, на развитие лабораторно-стендовой базы, а также на строительство первой очереди нового завода в промзоне «Металлострой».

 

– Как сейчас развивается проект по строительству нашего нового завода? 

– Проект реализуется полным ходом: готова площадка под строительство, сейчас ведём сооружение первых корпусов – аппаратного и корпуса по производству тихоходных турбин, прокладываются все   необходимые   инженерные коммуникации. Полностью законтрактована  поставка   станков  и технологического оборудования для оснащения строящихся корпусов. Наш план – сдать и запустить в работу аппаратный комплекс в Металлострое уже в мае 2011  года, аполностью первый пусковой комплекс начнёт работать в марте 2012 года. 

Также в середине прошлого года мы подписали соглашение о сотрудничестве с ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». Речь идёт о создании в той же промзоне «Металлострой» совместного производства высоковольтного электротехнического оборудования. Данный проект крайне важен для российской экономики, поскольку ориентирован на выпуск инновационной продукции. Кроме того, завод даст новые рабочие места.

 

– «Силовые машины» ранее изготовлением  трансформаторного оборудования не занимались, так что это будет для нашей компании  своеобразным дебютом. Вы не сомневаетесь в успехе? 

– У меня нет никаких сомнений в том, что мы создадим современное высокотехнологичное производство. Этот проект мы будем реализовывать совместно с одним из мировых производителей высоковольтного электротехнического оборудования, который станет технологическим партнёром и соучредителем совместного предприятия. Гарантией наших финансовых вложений в строительство этого завода станет долгосрочный контракт ФСК ЕЭС с будущим совместным предприятием.

 

– Что предпринималось в «Силовых машинах» в 2010 году для дальнейшей оптимизации производства,   снижения издержек? 

– Прежде всего продолжалась реализация программы оптимизации производства, цель которой – повышение эффективности действующего производства и снижение затрат. Получены вполне реальные положительные результаты. Уникален проект внедрения системы мониторинга рабочего времени станочного парка. Уже в процессе реализации нам стало ясно, что потенциал такой системы огромен, поэтому было принято решение расширить задачу, добавив возможность оценивать работу станочного оборудования с применением коэффициентов эффективности рабочего времени. Располагая такой информацией, можно проанализировать каждый производственный этап в отдельности и оценить, нет ли возможностей для сокращения рабочего времени. 

С 1 января этого года мы приступили к опытно-промышленной эксплуатации  системы   САП. Этот инструмент позволит достичь нового качества работы и управления, повысит прозрачность планирования. Реализация данной программы будет оставаться одной из приоритетных задач в будущем.

 

– Игорь Юрьевич,  производственная программа «Силовых  машин» в 2011 году очень насыщена ответственными заказами. Какие из них можно выделить особо? 

– Я не сторонник как-то выделять отдельные заказы, так как исполнение обязательств по каждому, пусть даже самому небольшому проекту для нас крайне важно. Хотя, безусловно, восстановление Саяно-Шушенской ГЭС – это проект, к которому приковано внимание всей страны. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех, кто причастен к выполнению этого заказа: мы в срок и с надлежащим качеством выполнили все обязательства 2010 года. Задача на этот год – продолжить работу в том же темпе. 

Не менее крупный проект – это реализация отечественных атомных проектов по программе АЭС-2006: поставка основного оборудования машзала для Нововоронежской   АЭС-2   и   Ленинградской АЭС-2. Обе станции – первые за последние 15 лет АЭС, которые будут построены в России с нуля. В завершающей стадии находится инновационный проект атомной энергетики России – сооружение четвёртого энергоблока Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-800. Для этого блока мы изготовляем основное энергооборудование. Целый комплекс проектов реализуется в сфере гидроэнергетики. Это поставка оборудования для Загорской ГАЭС-2, Богучанской ГЭС, для реконструкции Саратовской, Волжской, Жигулёвской, Рыбинской и Чебоксарской ГЭС, а также повреждённой в результате теракта Баксанской ГЭС.

 

–  Помимо   производства оборудования для новых электростанций всё более значительный объём в портфеле заказов нашей компании занимают проекты модернизации существующих энергетических мощностей. Эта тенденция сохранится? 

– В направлении сервиса и модернизации 2010 год можно назвать переломным. Пришло понимание, что надёжность и безопасность важнее всего, а здесь и своевременное   техническое   обследование оборудования, и его ремонт, и модернизация. 

В прошлом году мы подписали несколько важных соглашений в области сервиса энергооборудования   производства   «Силовых машин».   Концерн   «Росэнергоатом» утвердил разработанную с участием   наших   специалистов программу ремонта и модернизации генераторного оборудования, установленного на  отечественных АЭС. Программа комплексная, она позволяет планировать взаимодействие  на  длительный период. Заключено соглашение с «Газпром энергохолдингом» о сотрудничестве в области сервисных услуг и обслуживания энергооборудования на электростанциях этой группы. Аналогичное соглашение подписано с ТГК-1. Развивается  долгосрочное   сервисное   обслуживание   газовых турбин.  Заключён  соответствующий контракт на сервис шести газовых   турбин   на   ТЭЦ  «Мосэнерго». 

Кроме того, возрастает объём работ «под ключ» по договорам генерального подряда. Здесь наша стратегия – не создавать ремонтные подразделения в структуре компании, а брать на подряд высококвалифицированные ремонтные организации. Помимо этого мы создаём региональные   сервисные центры на базе местных ремонтных предприятий. 

В рамках инновационной программы «Новые продукты» разрабатываем проекты модернизации турбин и  генераторов,  которые были выпущены не только ЛМЗ и «Электросилой». Это расширяет наш портфель предложений.

 

– Какие принципиальные моменты вы можете отметить в области кадровой политики? 

– Ключевое событие 2010 года – это принятие единого коллективного договора. Впервые в истории компании был разработан и подписан документ, который охватывает деятельность всех слоёв коллектива и гарантирует равные социальные права абсолютно каждому. 

Также в течение всего прошлого года мы продолжали совершенствовать свои бизнес-процессы. Изменения коснулись практически всех. Несмотря на то, что формально процесс централизации был завершён в апреле, функциональные и организационные изменения всё ещё идут. С января этого года упразднены филиалы ЛМЗ и «Электросила». Сохранив свои исторические названия, они вошли в состав головной компании. Что касается ЗТЛ, то филиал преобразован в производственный комплекс в составе ЛМЗ. Цель этих мероприятий – повышение управляемости компании, исключение дублирования в работе, снижение накладных расходов.  Нам надо постоянно помнить: мы – единая компания, едиными должны стать и службы, с единой системой ценностей и мотивации. 

В заключение я хочу поблагодарить   весь   наш   коллектив   за труд  и результативную работу. Каждый прожитый год – это своеобразный рубеж.  И я искренне рад,   что   нам   удаётся   с   честью преодолевать эти рубежи, не теряя темпа в своём развитии. 2010 год потребовал от нас мобилизации сил практически по всем направлениям: многие коллективы работали  с   двойной нагрузкой, иногда без выходных, чтобы выполнить задачи, которые были поставлены. Могу сказать, что этот непростой год мы отработали достойно. И в этом заслуга каждого. 2011 год будет не менее напряжённым, и нам необходимо использовать все свои знания, силы и опыт, чтобы выполнить всё намеченное. Впереди у нас масштабные свершения, которые невозможны без того, что мы уже сделали вместе до сегодняшнего дня.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S