Результативность управления Группой Энергопром по итогам 2010 года была отмечена премией ГК "Ренова", что, на самом деле, не просто на словах свидетельствует о том, что год прошедший был, пожалуй, за последние несколько лет для Группы самым удачным. Планка поставлена высоко, что же теперь предстоит сделать в 2011 году, чтобы также достойно, а может быть и лучше, его завершить? О планах – генеральный директор компании Алексей Михайлович Надточий.
«Энергия графита», корпоративное издание Группы ЭНЕРГОПРОМ, февраль 2011г. http://www.energoprom.ru
Результативность управления Группой Энергопром по итогам 2010 года была отмечена премией ГК "Ренова", что, на самом деле, не просто на словах свидетельствует о том, что год прошедший был, пожалуй, за последние несколько лет для Группы самым удачным. Планка поставлена высоко, что же теперь предстоит сделать в 2011 году, чтобы также достойно, а может быть и лучше, его завершить? О планах – генеральный директор компании Алексей Михайлович Надточий.
- Алексей Михайлович, каким Вы видите 2011 год?
- Несмотря на то, что 2010 год был самым результативным за последние 5 лет работы компании, начало 2011 года показывает, что процесс по улучшению ключевых показателей работы Группы замедлился. Пока еще рано делать какие-либо выводы на перспективу, только январь прошел, но некоторые вещи беспокоят уже сегодня.
Очевидно, что 2011 будет существенно сложнее прошлого года. Причиной тому - внешняя экономическая среда.
В первую очередь, влияние на устойчивость нашей компании на рынке оказывают процессы, которые происходят в России, в том числе это высокая инфляция по сравнению с теми странами, с которыми нам приходится конкурировать. Негативно на нашей компании отражается укрепление рубля. Ввиду того, что в структуре себестоимости рублевая составляющая занимает боле 80%, укрепление рубля ведет к снижению конкурентоспособности нашей продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках. У наших основных конкурентов появилась возможность предлагать более выгодные условия реализации.
А конкурируем мы с Америкой, странами евросоюза, Японией, Индией, с компаниями, которым в период кризиса пришлось, безусловно, нелегко, но финансовый дефицит не отразился на них так сильно, как на нашей Группе. И в большинстве своем это развитые страны с низкой инфляцией и дешевыми кредитными ресурсами. Из всех перечисленных стран только Индия является развивающимся государством, но она обладает рядом социально-демографических преимуществ, уникальными ресурсами, в первую очередь, людскими, интеллектуальными. Например, уровень заработной платы на ее промышленных предприятиях более чем в два раза ниже, чем в России, Страна - в стадии интенсивного роста, поэтому в ближайшее время она обязательно раскроет свой потенциал.
Вследствие этих процессов конкурентоспособность нашей компании, к сожалению, снижается. В начале года мы потеряли существенную долю экспортного рынка.
Конкурентные преимущества основных игроков рынка, инфляционные процессы, продолжающееся повышение тарифов на энергетику, на перевозки, увеличение отчислений в фонд социального страхования - все это, несомненно, создает трудности и вызывает определенные опасения, но мы уже привыкли работать в таких условиях. В нынешнем году, например, мы заплатим дополнительно более 150 млн. рублей налогов с заработной платы в связи с повышением налоговой ставки с 26 до 34%. Конечно, в 2011 году нам будет сложнее, поскольку наши ресурсы небезграничны, и с каждым годом мы должны изобретать новые, более совершенные решения, новые методы по снижению себестоимости нашей продукции, чтобы продолжать быть конкурентоспособными.
Наша компания, считаю, выгодно отличается от многих российских компаний в сегменте продаж готовой продукции. Мы поставляем на экспорт не сырье и полуфабрикаты, а продукцию уже конечного передела и наша доля экспортных продаж доходит до 50%. Наша стратегическая цель в том, чтобы поддерживать приблизительно равное соотношение в поставках на внешний и внутренний рынки.
- Какие задачи стоят перед компанией?
- Главная задача - сохранить свою конкурентоспособность, сохранить долю на экспортном рынке, хотя задача очень не простая. Потому что, как я уже сказал, цены на экспортном рынке очень низкие, наши конкуренты имеют больше преимуществ по снижению цены, и для того, чтобы мы могли конкурировать с ними по цене и при этом обеспечивать ту норму прибыли, которую от нас ждут акционеры, нам потребуется еще больше усилий по сокращению издержек.
- В любой организации есть стратегия, не исключением является и наша компания. Скажите, в чем она заключается?
- Мы разработали программу стратегического развития компании до 2015 года, где четко прописано то, какой мы видим Группу в ближайшие 5 лет, какая болжна быть капитализация бизнеса, какую прибыль должна принести компания, каких результатов мы должны добиться, какие инвестиции сделать, какие мероприятия провести для достижения этих показателей. Мы по сути разработали бизнес-план на ближайшие 5 лет в соответствии с которым и будем жить.
Согласно данной программе компания планирует к 2015 году удвоить свою выручку при сохранении рентабельности бизнеса, перейти в более дорогие сегменты рынка, т.е. увеличить выпуск продукции с более высокой маржой.
Отдельно стоит проект по развитию ООО "Донкарб Графит" с его, сегодня модное слово, инновационной продукцией. Это продукция, которая должна быть востребована уже нашим, я бы сказал, хайтеком - инновационной индустрией. Другой вопрос, конечно, что в России хайтека пока нет. Тем не менее, первоначальная задача Донкар-ба - наладить выпуск продукции и выйти на экспортные рынки, где мы сегодня, к сожалению, не представлены.
Задачи очень амбициозные, но, на наш взгляд, выполнимые.
- Тогда возникает вполне закономерный вопрос: а каким Вам представляется Энергопром через 5 лет?
Это компания с оборотом 800-900 млн. долларов. По-прежнему в нашу компанию входят три специализированных предприятия с рентабельностью бизнеса не менее 20%. Мы планируем добиться этого роста компании органическим путем и не предполагаем каких-либо слияний, поглощений. Планируем, что компания будет уже к тому моменту публичной, прозрачной и понятной для инвесторов.
- Что изменилось в компании за последние три года?
- Мы модернизировали оборудование наших предприятий. Запустили новые обжиговые мощности, новые современные печи графитации. Практически полностью завершили модернизацию производства на ЭПМ-НЭЗе. Остался только последний передел - механическая обработка. На НовЭЗе наладили выпуск и продолжаем разрабатывать новые продукты для цветной металлургии.
- Какие проекты в компании Вы считаете самыми удачными (результаты показательными)?
- Я бы сказал так, к счастью, пока не было неудачных проектов. Как то так повезло. Или правильно все рассчитали или везение. Видимо, и то и другое.
Все проекты по модернизации по сути - это новые проекты. Т.е. электродная отрасль уникальна тем, что то оборудование, которое мы применяем, его нельзя просто так пойти и купить на рынке. Над его внедрением работали заводские специалисты. Разрабатывали и улучшали оборудование. Уже сейчас понятно, что те решения, которые были приняты эффективны, и уже сейчас приносят свои результаты.
- Инновация - термин, который в последнее время стал очень актуальным и популярным. Все наши государственные программы разработаны с учетом инновационных подходов. В чем проявляется инновацион-ность работы нашей компании?
- В нашем понимании инновации -это развитие новых продуктов, более технологичных. Во-первых, это, конечно, развитие передовых технологий и сверхсовременной продукции в рамках Донкарб Графита, во-вторых, запуск новых продуктов на основных предприятиях. На ЭПМ-НЭЗе - это выход на массовое производство электродов диаметром 710 мм. На НовЭЗе -расширение выпуска полностью гра-фитизированных катодных блоков. Сейчас на НовЭЗе мы выпустили новый для нас и для потребителей вид продукта - крупногабаритные графи-тированные электроды для рудотер-мичных печей, это альтернатива угольным электродам. Мы уже успешно ис-пытались и предложили эти электроды рынку. Поэтому задача уже не только в запуске производства продукта, но и в снижении его себестоимости.-
- Наблюдаются ли на мировом рынке какие-либо тенденции, требующие выхода на новые виды продукции, и готовы ли к этому предприятия Группы?
- Ситуация на мировом рынке меняется постоянно. Экономики развитых и развивающихся стран не стоят на месте, появляются новое оборудование, новые требования наших потребителей. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке, нам постоянно необходимо совершенствоваться. Очень близко находится Китай, некоторые другие азиатские страны, и они нас ждать не станут. Если мы не будем разрабатывать новую продукцию, если мы не будем пытаться перейти в более высокий ценовой сегмент, будем неконкурентоспособны и просто не сможем существовать.-
- Модернизация и качество - еще два не менее важных понятия, которые всегда находятся на слуху. Какая работа в этом направлении будет вестись в компании?
- Два, я бы сказал, связанных между собой понятия. Сама по себе модернизация никому не нужна. Модернизация ради модернизации абсурдна. Обновляется производство ради запуска новых продуктов и повышения их качества. Да, мы сегодня еще немного отстаем по качеству от мировых лидеров. Хотя на сегодняшний день предприняли и продолжаем предпринимать существенные меры в области повышения качества, пока нам есть еще куда стремиться. Нет смысла перечислять, что сделано с технической стороны, сделано очень много, за ходом реализации программ вы всегда можете проследить на страницах нашей корпоративной газеты, непосредственно на производстве видят люди, которые в это вовлечены. На сегодняшний момент на модернизацию оборудования инвестировали уже порядка 60 млн. долларов и планируем еще потратить порядка 120 млн. долларов до 2015 года.-
- Решен ли вопрос с поставщиками сырья для предприятий Группы? И если изменятся поставщики, то отразится ли это на технологическом процессе и, как результат, на характеристиках продукции?
- Вопрос с поставщиками, конечно, решен. Поставщики всегда есть, как и их желание как можно больше заработать на потребителях. Процесс переговоров с поставщиками - это процесс постоянный. К большому сожалению, не всегда удается договориться, все зависит от экономической ситуации, их реакции, поведения на рынке. Каждый поставщик ведет себя по-разному, когда-то нам удается договориться, когда-то нет, поэтому мы, конечно, действуем по принципу интересов бизнеса и прекрасно понимаем, что при замене сырья возникают существенные проблемы у технологов. Необходимо подстраивать технологические процессы, менять их, а это отражается на качестве продукции. Что здесь сказать, можно покупать дорогое сырье и не зарабатывать прибыль, работать "в ноль". Это несколько выходит за рамки моего понимания бизнеса. Цель бизнеса - зарабатывание прибыли, которая потом реинвестируется в модернизацию или иными словами в развитие бизнеса, тем самым увеличивая его стоимость.
Конечно, мы настроены на долгосрочные партнерские взаимоотношения, но, к сожалению, не всегда так получается. Есть и положительные, есть и отрицательные примеры. Подписали двухлетний контракт с крупнейшим мировым поставщиком игольчатого кокса. Считаем, что это прорыв - договор с фиксированными объемами на 2 года в условиях дефицита этого сырья на мировом рынке.
- Насколько нам известно, энергетики изменили ценовую политику, что может отразиться на себестоимости продукции. Есть ли у компании какие-то льготные соглашения с региональными администрациями по этому вопросу?
- Нет никаких льготных соглашений. Политика государства ориентирована на постепенный переход к рынку, надо сказать, что он сегодня несколько затормозился. Вообще-то, с января 2011 года должна была произойти полная либерализация рынка электроэнергетики. Государство завершает реализацию комплекса мер по решению вопросов, которые мешали полной либерализации рынка. Пока ее (либерализации) нет, как и нет четких правил игры на рынке, нам приходится постоянно договариваться с энергетиками; еще один шаг, который мы сделали, -это создание собственной сбытовой компании. Вывели ее на оптовый рынок. Сегодня она закупает энергию для НЭЗа. В Челябинске планировали делать закупки самостоятельно, но договорились с энергетиками, которые сделали нам интересное предложение по поставке электроэнергии. Никаких правительственных, никаких региональных соглашений с администрациями у нас нет, да и не может быть, потому что региональная администрация по определению не может вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческих организаций.
Себестоимость продукции зависит от многих сопутствующих факторов, в том числе и от энерготарифов. К сожалению, мы не можем влиять на энергетиков. Если растут тарифы, соответственно, увеличивается и себестоимость нашей продукции. Будем, значит, искать другие методы ее снижения, в принципе нам известные. Так, сегодня практически уже нашли альтернативу применения антрацита, значительно выросшего в цене, осталось сделать буквально несколько шагов для того, чтобы существенно снизить его потребление. И они обязательно будут сделаны, как и многие другие.
- Официальным слоганом Группы в 2011 году стала фраза "Нам есть куда расти". В связи с этим уместен вопрос: какой рост и в каких направлениях планируется?
- Мы планируем увеличить наше производство на НЭЗе, в первую очередь, производство электродов UHP, планируем увеличить производство катодов на НовЭЗе. Здесь необходимо отметить, что НовЭЗ и сейчас может производить достаточное количество катодных блоков, но этот вид продукции уже не востребован на рынке. Сегодня речь идет о катодах Н4, графитизированных катодах. И задача НовЭЗа состоит в том, чтобы увеличить производство этого вида катодов. Этот более высокотехнологичный вид продукции торгуется с более высокой премией. Планируем перепрофилировать ЧЭЗ. Мы уже приступили к строительству анодной фабрики по выпуску нового вида продукции, анодных блоков, массового продукта. Производственные мощности предприятия будут 100 тыс. тонн. Это масштабный проект, задача ЧЭЗа - с этим проектом справиться. Запуск предприятия должен состояться в 2012 году. Эти мероприятия, по нашим прогнозам, должны привести к увеличению выручки почти вдвое по компании.