Виктор Сергеев, Международный центр логистики ГУ–ВШЭ
Основные измерители и состав показателей KPI эффективности логистических решений.
Измерители |
Состав показателей (KPI) |
Длительность логистических циклов |
Время:
|
Использование инвестиций в логистической инфраструктуре |
|
Качество логистического сервиса для потребителей |
|
Общие и операционные логистические издержки |
Затраты:
|
Производительность (ресурсоотдача) логистической инфраструктуры и персонала |
|
Таблица 1
Примеры KPI логистики
Показатель |
Цель |
Определение |
Формула |
Пример/Комментарии |
|
KPI «Надежность доставки в цепи поставок» |
|||||
KPI «Затраты в цепи поставок» |
|||||
Общие логистические издержки / продажи / % |
|
Общие логистические затраты включают в себя все затраты на складирование, транспортировку, управление и администрирование, также затраты на тару и управление возвратными потоками. Показатель рассчитывается за определенный период времени |
Отношение общих затрат к общему объему продаж |
|
|
Удельные затраты на складирование и транспортировку /Долл. США / тонна |
Определить общие затраты на складирование и транспортировку на одну тонну проданного товара. Это помогает отслеживать процессы по снижению и оптимизации затрат на логистику в операциях физического распределения
|
Определение соотношения общих затрат на складирование и транспортировку одной тонны. Затраты должны включать затраты на складирование, дистрибуцию и транспортировку
|
Удельные затраты на складирование и транспортировку / общее количество тонн проданных товаров |
Общие затраты на складирование и транспортировку за месяц – 285 000 долл. США. 48 580 тонн доставлено клиентам. Удельные затраты на складирование и транспортировку = 285 000 / 48 580 = 5,866 долл. США/тонна |
|
KPI «Эффективность управления логистическими активами в цепи поставок» |
|||||
Запас товарной продукции/Дни |
Определение количества товара на складе, готового к продаже. Отражает уровень капитала, связанного в товарах, ассортимент, гибкость процедуры планирования. Если товарный запас большой, это свидетельствует о том, что компания не способна гибко реагировать на рыночные изменения, и в запасах могут храниться устаревшие товары |
Показатель может быть рассчитан за неделю или за месяц; как общий показатель работы компании и также по SKU, товарным группам и т. д. |
Запас (объем) = запас на конец периода / прогноз продаж на следующий период в штуках / количество дней в периоде. Запас (стоимость) = стоимость запаса на конец периода / прогноз продаж на следующий период / количество дней в периоде (стоимость проданных товаров)
|
Расчет по объему
На конец месяца запас компании – 80 000 штук. Прогноз продаж на следующий месяц – 270 500 штук. В месяце 30 дней = 9017 штук за 1 день (270 500 / 30). Запас = 80000 / 9017 = 8,87 дней хранения |
|
Таблица 2