Альманах «Управление производством» 0 комментариев

В путь по дороге надежности: кому и зачем нужны инженеры-«надежники»

Статья из альманаха «Управление производством».

Автор: Борис Арнольдович Кац, к.т.н., независимый исследователь.

Сегодня, когда цена отказа оборудования может существенным образом повлиять на безопасность и эффективность бизнеса, надежность становится важным фактором конкурентоспособности, а порой и выживания организации. Особенно актуальной становится задача повышения надежности оборудования в условиях постоянных кризисов, усугубленных значительным износом производственных активов, снижением квалификации обслуживающего и ремонтного персонала, ухудшением качества запасных частей, эксплуатацией оборудования на предельных нагрузках, устаревшими нормативами и недостатком финансирования. Но кто же должен нести ответственность за надежность оборудования? Если за это отвечают все, то фактически не отвечает никто. Здесь на помощь приходит инженер по надежности. Эта специальность недостаточно известна в нашей стране, но именно она может стать ключевой при решении проблем надежности. Кто такой инженер по надежности? Чем он отличается от инженера по ТОиР? Какое место эта роль должна занять в оргструктуре компании? Каковы направление и перспективы восхождения по «дороге надежности» и главные препятствия на этом пути? Отвечая в статье на эти вопросы, автор считает своей целью не столько дать готовые рецепты, сколько предоставить читателям материал для размышлений.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Три вида задач и три типа инженеров-«надежников»

При анализе вакансий на рынке труда можно заметить множество названий должностей со схожими описаниями обязанностей. Среди них – инженер по надежности, инженер по надежности оборудования, инженер по надежности изделий, инженер по надежности техники (авиационной, горнорудной, сельскохозяйственной и т. п.), инженер по надежности и улучшениям, специалист по надежности оборудования (ТОиР), менеджер по надежности, менеджер по надежности и модернизации оборудования, главный специалист по надежности и сопровождения ОКР и т. п. 

Причины такого разнобоя – следующие. Первое – отсутствие соответствующих профессиональных стандартов. Второе – попытка отразить в названии специфику требований данного предприятия и уровень компетенций (главный, ведущий, старший и т. п.). И наконец, третье, наиболее для нас важное – действительно существующие принципиальные отличия между различными разновидностями таких вакансий. Именно на последнем обстоятельстве стоит остановиться подробнее.

Можно выделить три типа должностей инженеров по надежности, соответствующих различным видам выполняемых задач (названия условные в связи с тем, что терминология в этой сфере не устоялась):

1. Инженер по эксплуатационной надежности (Reliability Engineer for Maintenance). Инженеры по эксплуатационной надежности выполняют работы по управлению надежностью оборудования, эксплуатируемого на предприятии. С этой целью они контролируют процессы ТОиР и эксплуатации техники, чтобы свести к минимуму риск отказов, вызванных неисправностями систем. 
 
В типичных описаниях вакансий этого вида упоминаются (полностью или частично) следующие функции:

  • сбор, анализ и валидация данных по состоянию оборудования, его дефектам и отказам (как правило, с использованием информационных систем различных типов);
  • анализ причин появления бракованной продукции;
  • формирование реестра показателей надежности;
  • поиск корневых причин отказов;
  • подготовка и координация деятельности по реализации плана корректирующих мероприятий;
  • управление планами ППР, реализация инноваций в области надежности и диагностики оборудования, отслеживание показателей эффективности работы оборудования;
  • оценка действующей методологии ППР и подготовка планов по ее совершенствованию.

В последнее время в описаниях вакансий этого вида также начинают появляться упоминания о функциях, связанных с использованием методологий обслуживания с учетом факторов риска (RCM, RBI, FMECA).

2. Инженер-проектировщик надежности (Reliability Design Engineer).
Обязанности такого инженера состоят в выполнении комплекса работ по обеспечению надежности продукции, выпускаемой предприятием. В типичных описаниях вакансий упоминаются (полностью или частично) следующие функции:

  • разработка программ обеспечения надежности;
  • проведение расчетов надежности сложной аппаратуры;
  • выполнение анализа видов и последствий отказов (FMEA), анализа деревьев отказов (FTA) и анализа общего вида (CMA); 
  • участие в разработке технических условий на выпускаемую предприятием продукцию, гарантирующих ее соответствие общим требованиям по надежности, разработка программы испытаний на надежность проектируемой и выпускаемой предприятием продукции, разработка нормативной документации по вопросам надежности и пр.

3. Инженер по надежности информационных систем (Site Reliability Engineer).
Задачи надежности информационных систем весьма специфичны и находятся несколько в стороне от рассматриваемой здесь тематики. Ограничусь упоминанием о том, что Site Reliability Engineering (SRE) – довольно свежее направление, в котором тесно переплелись разработка и DevOps. SRE-подход возник в Google и стал популярен в среде продуктовых IT-компаний после выхода одноименной книги в 2016 году. 

Именно об инженерах по эксплуатационной надежности – наиболее массовой и наиболее обойденной вниманием категории – мы будем говорить дальше.

Чем занимаются инженеры по эксплуатационной надежности?

Правильнее было бы задать вопрос «Что ДОЛЖНЫ делать инженеры по надежности?». Ведь здесь мы упираемся все в то же отсутствие единого понимания функций этих сотрудников. Каждая компания формирует собственные требования. Однако важно понимать, чем инженеры по эксплуатационной надежности принципиально отличаются от инженеров по ТОиР.
 
В статье Пола Бэрринджера [3] так сказано об этом:

  1. Задача инженера по надежности – предотвращать отказы. Это стратегическая задача.
  2. Задача инженера по техническому обслуживанию состоит в том, чтобы быстро восстановить неисправное оборудование до достижения им работоспособного состояния. Это тактическая задача.

Обе работы имеют элементы одна другой. Каждый инженер должен знать об инструментах другого, чтобы адекватно выполнять поставленную задачу. 

Существует аналогия между задачами в большинстве пожарных подразделений по всему миру, когда вы рассматриваете профилактические задачи начальника пожарной охраны и тактические задачи пожарного. Инженеры по надежности относятся к начальнику пожарной охраны так же, как инженеры по техническому обслуживанию относятся к пожарным. Это очень краткое, но весьма выразительное высказывание.
 
Вместе с тем в российской практике считается, что предотвращение отказов также входит в задачи, решение которых возлагается на инженеров по ремонту. 

При появлении на предприятии выделенных инженеров по надежности основная ответственность за функции анализа этих проблем и выработки контрмер должна быть возложена на них. Но это не должно привести к снятию ответственности с инженеров по ремонту – принести успех может только их совместная работа.

Место «надежников» на предприятии

В таких отраслях, как нефтехимия, металлургия и некоторых других, существуют группы, отделы и даже департаменты надежности. В то же время на предприятиях большинства отраслей – в том числе на энергопредприятиях – должность «инженер по надежности» сегодня отсутствует.
 
Кто-то скажет, что это только вопрос терминологии и проблемами надежности занимаются инженеры по ТОиР. В реальности ремонтники настолько загружены текущими обязанностями, что стратегические вопросы анализа и прогноза повреждаемости решать не в состоянии. К тому же они часто не обладают необходимыми для этого компетенциями. Поэтому, если не удается выделить для этого отдельную должность, на худой конец обязанности «надежника» можно делегировать одному из инженеров – но с четким определением дополнительных обязанностей и полномочий и обязательным обучением.

Существует также тенденция централизации структур надежности на «верхних этажах» управления, на уровне управляющих компаний. Но при отсутствии инженеров по надежности непосредственно на заводах или электростанциях, без подпитки снизу, эти структуры повисают в воздухе.

Россия – страна неравномерностей, и то, что для одних отраслей – пройденный этап, для других – пока еще фантастика. Но известен замечательный принцип, восходящий к ранним публикациям ТРИЗ: «Вчера в самолете – завтра в трамвае». Так что неравномерность развития – не только беда, но и окно возможностей. И основные способы «выравнивания» ситуации – это, конечно же, опора на опыт лидеров, обучение и консалтинг.

Что делать, с чего начать?

Так каким должно быть место инженера по эксплуатационной надежности (или отдела надежности) на предприятии?

Прежде всего, стоит сказать, что невозможно выделить функцию надежности в отдельную должность или подразделение. Недопустимо, чтобы один человек отвечал за надежность и сам заботился обо всех процессах, а остальные смотрели бы со стороны. Нужен механизм, благодаря которому идеи и инициативы в области надежности могли бы быть доведены до реализации. А это предполагает «вживление» этой должности (или этого отдела) в структуру и процессы управления, чтобы специалист по надежности не стал тем, кому «больше всех надо», и не оказался «одним против всех». Иначе говоря, нужна система управления надежностью.

Другая крайность, когда отделы эксплуатации и ТОиР рассматривают отдел надежности как дополнительный персонал, помогающий им в текущей работе. Это не значит, что отдел надежности может игнорировать повседневные проблемы. Но его задачи – это прежде всего работа на перспективу: не ловить за других рыбу, а снабдить их удочкой. А все это возможно только при постоянном внимании к вопросам надежности со стороны руководства предприятия.

О функциях «надежников» подробно говорилось выше. Очевидно, перечень их обязанностей должен отражать специфику конкретной отрасли. Здесь же стоит обратить внимание на несколько моментов, которые часто оказываются таким вниманием обойденными, хотя и остаются крайне важными вне зависимости от отраслевой принадлежности.

1. Регулярный анализ информации по повреждаемости оборудования, по ее видам, причинам и последствиям – естественно, с использованием данных из информационных систем предприятия. 

При этом не следует упускать из виду не только отказы, но и дефекты. Даже если они вовремя устранены, и отказов удалось избежать, статистика дефектов позволяет определить наиболее уязвимое оборудование и оценить опасность последующих отказов (об этом см. [7]).

Стоит заметить, что учет неисправностей нельзя возлагать на инженеров по надежности, это дело эксплуатационников и ремонтников. А «надежники» должны организовывать процесс учета, вести классификаторы отказов и дефектов, контролировать правильность ведения журнала дефектов и отказов. А также формировать сводные результаты проведенного анализа и рекомендации по контрмерам и регулярно доводить их до руководства.

2. Проведение расследований инцидентов. 
Именно определение коренных причин отказов и реализация мероприятий по их устранению (RCA) – путь перехода к наиболее прогрессивному виду обслуживания – проактивному. Когда опыт, извлеченный из отказов оборудования, используется, понесенные расходы становятся пусть и вынужденными, но затратами на обучение. В противном случае – это только потери. Хорошим подспорьем для проведения RCA может служить детальное описание продвинутого варианта этой методологии в книге [10].
 
3. Инициирование инноваций в методах и стратегиях ремонта, внедрение идей и методов риск-ориентированных подходов к ТОиР, таких как RCM, RBI, FMECA (но с оглядкой на специфику и уровень зрелости вашей организации).

4. Лидерство в вопросах модернизации и закупки оборудования, выбора ремонтных подрядчиков и поставщиков запчастей. 

При этом должны использоваться методы выбора вариантов, основывающиеся на оценки стоимости жизненного цикла (LCC). Перефразируя высказывание Талейрана «Война – слишком серьезное дело, чтобы доверить ее военным», я бы сказал: «Выбор оборудования – слишком серьезное дело, чтобы доверить его финансистам».

5. Инициирование обучения специалистов – ремонтников и эксплуатационников основам управления надежностью.

В итоге на предприятии должна появиться система управления надежностью (далее СУН), причем комплексная, основанная на идеях управления физическими активами – а вовсе не немедленное «внедрение RCA, RCM, RBI, 6 сигма» (или какой-то другой очередной волшебной пилюли). Уже в рамках развития этой системы надо выбирать методологию и инструменты, с одной стороны, соответствующие текущему уровню зрелости организации, с другой – способствующие ее переходу на более высокие уровни. При этом, отправляясь в долгий путь по дороге надежности, стоит наметить вехи – этапы этого пути. А общее направление – это «ОТ РЕАКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОАКТИВНОЙ».

Надежность и инновации. От внедрения к освоению

Мы видим, что деятельность инженеров по надежности нераздельно связана с инновациями и их внедрением. Но, как заметила еще лет сорок назад математик Елена Сергеевна Вентцель (она же – писатель И. Грекова), «внедрение» в соответствии с толковыми словарями – это «проникновение чужеродного предмета в сопротивляющуюся среду». Ключевые слова здесь – «чужеродного» и «сопротивляющуюся». Поэтому реализация инноваций во все времена и во всех странах дается непросто и далеко не каждому по плечу. Недаром Е.С Вентцель в качестве эпиграфа к одной из своих статей выбрала ирландскую пословицу: «У кого голова как яичная скорлупа, тому не следует ездить на ярмарку в Дублин».

Если проанализировать иностранные публикации, то можно увидеть, что за рубежом при обучении инженеров по надежности заметное место уделяется проблемам, связанным с человеческими отношениями как с одним из важнейших условий успешной деятельности. Речь идет о взаимодействии как по вертикали – между «надежниками» и руководством предприятия, так и по горизонтали – между подразделениями надежности, с одной стороны, и эксплуатационно-ремонтными подразделениями, а также финансовыми и логистическими службами, с другой. 

Бесполезно полагаться только на настойчивость и упорство «внедренцев». Ведь им при этом приходится иметь дело не столько с «железом», сколько с людьми, с их интересами, привычками, сложившейся культурой. Таким образом, успех инноваций может быть обеспечен прежде всего заинтересованностью тех, кто будет в них непосредственно задействован, а также вовлеченностью руководящего состава. А для этого необходимы обучение, демонстрация преимуществ для участников и положительных эффектов для производства, умение представить эффекты внедрения в понятной для руководства денежной форме.

При этом (к тому же при определенном везении) удается на начальных этапах получить эффективные, а порой и жесткие меры поддержки со стороны руководства. Куда сложнее обеспечить долговременный контроль однажды налаженных процессов, иначе говоря – повысить уровень зрелости культуры предприятия. Как говорил Г. К. Честертон, оставьте в покое белый столб – и он очень скоро станет черным. Хотите, чтоб он был белым, – красьте его снова и снова.

Как с этими бедами бороться – как говорится, «предоставим решать читателю». И только один совет, обращенный не столько к инженерам по надежности, сколько к руководству предприятий, все же рискну дать напоследок.

Не стоит гнаться за преходящей модой, перетаскивать функции управления надежностью «на самый верх». Надежность «куется» на нижних уровнях иерархии. Только опора на данные, собираемые на производстве и там же анализируемые, – надежная основа повышения надежности. Только реальное сокращение затрат, связанных с простоями, – действительный показатель эффективности. И только решения на перспективу, а не сиюминутная экономия, могут дать долгосрочный эффект.

Иначе говоря, надо менять взгляд на роль ТОиР и надежности. И потому руководителям в быстро меняющемся мире не удастся только учить и менять – им придется учиться и меняться самим. Собственно, это и должно вселять надежду. Впрочем, мы все помним знаменитую фразу Уильяма Деминга: «Вы можете не изменяться. Выживание – дело добровольное».

Справка об авторе:

Борис Арнольдович Кац – консультант, методолог и тренер в области ТОиР и Надежности, независимый исследователь в области управления физическими активами. Кандидат технических наук в области прикладной теории вероятностей и методов оптимизации. Направления экспертизы: внедрение информационных систем (EAM/CMMS); сбор данных по ТОиР и надежности; теоретические основы надежности; техническое обслуживание, ориентированное на надежность; разработка методической и методологической документации.
    
Автор и соавтор многочисленных публикаций в области ТОиР и Надежности, а также использования информационных систем EAM/CMMS. Редактор Издательства «Надежная Книга» (литература в области управления активами). Принимал участие в работе ТК №086 «Управление активами». Соавтор Портала ТОиР и надежность.

Фото предоставлены автором статьи

Список литературы:

  1. Белоусова М. В., Булатов В. В. К вопросу об организации службы надежности на машиностроительном предприятии // Надежность. – 2020. – № 1. – С. 25–31. 
  2. SRE-инженер. Что нужно знать и уметь? Экспириенс, задачи, нагрузка. [Электронный ресурс] URL: https://storedigital.ru/2020/09/05/sre-inzhener-chto-nuzhno-znat-i-umet/ (дата доступа 02.09.2024). 
  3. Paul Barringer. Reliability Engineering for Maintenance. Reliability Engineer Job Description Versus Maintenance Engineer Job Description. [Электронный ресурс] URL: https://reliabilityweb.com/articles/entry/re-vs-me (дата доступа 02.09.2024). 
  4. Типовая инструкция инженера по ремонту. [Электронный ресурс] URL: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-inzhenera-po-remontu (дата доступа 02.09.2024). 
  5. Федотов А. В. Основы теории надежности и технической диагностики: конспект лекций / А. В. Федотов, Н. Г. Скабкин. – Омск: ОмГТУ, 2010. – 64 с. 
  6. Кац Б. А. Измерения и мониторинг как инструменты эффективного управления ремонтами оборудования // ТПА. – 2011. – № 4 (55). – С. 41–44.
  7. Кац Б. А. Кому и зачем нужен электронный журнал дефектов? // ТПА. – 2013. – № 1 (64). – С. 63–66.
  8. Кац Б. А. Из истории создания системы планово-предупредительного ремонта// Главный механик. – 2013. – № 11. – С. 19–26.
  9. Кац Б.А. «Градусник» для предприятий. Модели зрелости в управлении производственными активами Часть 1//ТПА. – 2023 – №5 (128). С. 65 –66. Часть 2//ТПА. – 2023 – №6 (129). С. 56 –58.
  10. Марк Латино, Роберт Латино, Кеннет Латино. Анализ коренных причин (RCA). Повышение эффективности для улучшения итоговых результатов. Изд-во «Надежная книга». 2024.- 370 с.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”