На производстве сборки и сдачи автомобилей появились плакаты с надписью «Фокус на 100-балльные дефекты». Ярко-красная мишень со стрелой не могла не привлечь внимание, и за разъяснениями мы обратились к директору по качеству ООО «УАЗ» Андрею Львовичу Солдатову.
Благодарим Пресс-центр ПАО «Ульяновский автомобильный завод» за предоставление данного материала.
Андрей Львович рассказал, что такое 100-балльные дефекты, что делается, чтобы не допускать их возникновения, а также о дополнительных мерах, внедряемых в систему качества УАЗ.
– На нашем предприятии есть система оценки дефектов. В соответствии с ней мы подразделяем дефекты на критические, особо значимые, значительные, малозначительные. К 100-балльным дефектам относятся критические – те дефекты, которые оказывают влияние на возможность эксплуатации автомобиля и могут привести в ближайшее время к его поломке; дефекты, напрямую связанные с безопасностью, с законодательными требованиями. Как пример можно привести течь рулевого механизма, трансмиссии, двигателя, или ненадежное крепление сидений или ремней безопасности, – отвечает директор по качеству ООО «УАЗ» Андрей Солдатов.
100-балльные дефекты не позволяют эксплуатировать автомобиль, поэтому важно не допускать их возникновения. В любом случае 100-балльные дефекты не должны покидать завод, а должны быть обнаружены и устранены до передачи автомобиля покупателю. На УАЗ в системе качества за последние два года было проработано и устранено большое количество проблем, значительно повышено качество автомобиля. В начале 2019 года на заводе был внедрен полный анализ контроля над появлением дефектов.
– Итак, что мы делаем для улучшения, – поясняет Андрей Львович. – Плакат, он нужен только лишь для того, чтобы привлечь внимание. Почему мишень? Это очень удачная иллюстрация – цель № 1. Наша задача сосредоточить внимание людей-операторов к проблеме. В начале этого года были внедрены дополнительные меры по контролю над возникновением дефектов. На сегодняшний день мы стараемся вовлечь всех бригадиров в этот процесс. Для этого на производствах был внедрен лист 4М, который помогает бригадиру и инженеру по качеству провести эффективное расследование причины отклонения и задокументировать его результаты в листе В+.
Анализ 4М (он же - Диаграмма Исикавы) – универсальный метод для исследования проблемы. В контрольном списке 4 группы: man (сотрудник, человек); machine (оборудование); material (материалы); method (методы работы). Суть 4М-анализа – оценить, проконтролировать и улучшить качество до начала процесса.
Возможные причины снижения качества выпускаемой продукции, согласно методу 4М
Согласно контрольному списку бригадир может определить качество выполненной операции на рабочем месте: выполнение стандартов, качественное сырье, исправное оборудование. На качество влияет множество факторов, и, благодаря такому методу работы, докопаться до настоящей причины возникновения дефекта становится более реальным.
– Бригадиры лучше всех знают производственный процесс и знают людей в своей бригаде, поэтому им легче анализировать ситуацию на рабочем месте. Сейчас совместно со службой развития производственной системы разрабатывается обучающий курс для всех работников в виде коротких тренингов. Обучение будет проходить без отрыва от рабочего процесса. Очень важно обратить внимание руководства и работников на проблему 100-бальных дефектов. Если весь коллектив будет решать эти вопросы оперативно, то мы сможем достичь поставленных целей, – подводя итоги, отметил Андрей Солдатов. – Система контроля состоит из постоянно меняющихся (в разумных пределах) инструментов и механизмов. Этот процесс не должен и не может стоять на месте.
Елена НИКИТИНА