Практический опыт: как «Нефтьсервисхолдинг» решает такие задачи.
Чувствовать себя одной командой помогает использование корпоративных цветов
Для буровой компании кадровый вопрос – самый острый. Тяжелая работа в непростом климате, дефицит высококвалифицированного персонала, комплектование бригад для длительных работ на объектах. Важно, чтобы сотрудник имел не только материальную заинтересованность, но и желание работать, быть ответственным за себя и коллег, ощущал свою сопричастность с компанией и хотел бы развиваться вместе с ней. На любой буровой вопрос сплоченности команды – не красивый лозунг, а необходимость, потому что от слаженности действий зависит безопасность жизней, общий успех и репутация. Как вовлечь сотрудников в развитие производственной или бизнес-системы? Как сформировать лояльное отношение коллектива к целям компании и желание участвовать в ее развитии?
Справка о компании:
ООО «Нефтьсервисхолдинг» предоставляет широкий спектр услуг и технологических решений в области сопровождения разработки нефтяных и газовых месторождений: от проведения геофизических исследований до интеллектуального бурения скважин, создания цифровых двойников (моделей), позволяющих оптимизировать добычу, и внедрения автоматизированных программ поддержки, включающих в себя сервисное обслуживание наземного и подземного нефтепромыслового оборудования, текущего и капитального ремонта скважин, а также химизации процессов добычи и транспортировки нефти.
Компания входит в ТОП-10 крупнейших нефтесервисных предприятий РФ. В составе холдинга – 9 предприятий, объединенных по принципу технологической специализации, более 6 тыс. сотрудников. География бизнеса охватывает 8 регионов РФ. Штаб-квартира холдинга находится в г. Перми.
– Мы понимаем, что индикаторами вовлеченности персонала могут служить позитивные отзывы о компании, приверженность профессии и стаж работы в ней, а также дополнительные усилия, прилагаемые сотрудником для успеха бизнеса. Чтобы оценить уровень лояльности персонала, мы провели исследование с помощью консалтинговой компании, а затем, проанализировав результаты, разработали целый ряд нематериальных стимулирующих инструментов, – рассказал исполнительный директор ООО «НСХ АЗИЯ ДРИЛЛИНГ» Вадим Бычков. – Особенностью нашей компании является ее разделение на территориально обособленные подразделения (ТОПы), работающие в разных субъектах РФ. Удаленность друг от друга вносит свои коррективы во взаимодействие, и особую важность обретает работа над сплоченностью команд, чувством сопричастности общей цели.
Опытом работы с персоналом на примере Территориально Обособленного Предприятия «Западная Сибирь» делится директор Кирилл Рылов.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
– Одна из успешно используемых практик – практика корпоративных соревнований и конкурсов. Понимая, что буровая – это прежде всего, территория мужчин, которым свойственно соревноваться и лидировать, мы проводим не только конкурсы на звание самой быстрой, лучшей, профессиональной бригады, но еще и соревнования на знание принципов охраны труда и техники безопасности, оказания первой медицинской помощи, а во внерабочее время – спортивные мероприятия, которые сплачивают персонал между собой и формируют чувство команды.
– Кирилл Валерьевич, известно, что конкурсы на объектах проводит и заказчик работ, компания «Газпром нефть». Что они дают коллективу?
– Совершенно верно. Несколько лет назад АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» выступил инициатором проведения конкурса-состязания команд эксплуатационного бурения и реконструкции скважины. Нам идея очень понравилась! Во-первых, это оценка признание твой работы со стороны Заказчика. Во-вторых, это дополнительно стимулирует к профессиональному развитию и безаварийной работе. Раз в полгода заказчик работ на месторождении оценивает организации, оказывающие комплекс услуг в процессе бурения, по принципу состязательной системы. Это значит, что у любой бригады – буровой или сервисной – есть возможность получить дополнительное вознаграждение за свою качественно проделанную работу. По итогам работы в отчетном периоде (а это отсутствие замечаний, соблюдение сроков строительства скважин, работа без травм, дисциплина, рекордные результаты и т.д.) определяются «Лучший супервайзер при реализации проекта», «Лучший буровой подрядчик», «Лучший сервисный подрядчик». Подведение промежуточных итогов производится ежемесячно, награждение денежной премией, дипломом, переходящим кубком и знаменем – раз в полугодие.
Победить в таком конкурсе непросто, потому что победа складывается не по итогам однократного выступления, а из суммы баллов, заработанных в течение конкурсного времени, а значит, высокого результата в работе необходимо добиваться каждый день. Мы рады, что именно наши бригады не раз становились победителями конкурса.
Хэштег #ЯЦенюСВОЮжизнь, размещенный на касках сотрудников, напоминает им о необходимости соблюдения техники безопасности
– Какие еще инициативы Вы реализуете для сплочения буровых бригад?
– У нас есть одна инициатива, которую мы позаимствовали из мира спорта. Каждая из буровых бригад имеет свое название и логотип. Принадлежность к определенной группе эмоционально сравнима с причастностью к спортивной команде, ключевая цель которой – достижение высоких личных и командных результатов. Плюс к этому мы используем фирменный цвет компании при оформлении производственных объектов, сувениров и канцтоваров. Это позволяет почувствовать себя частью компании.
– Как в компании организована система обучения, наставничества, повышения квалификации сотрудников?
– Обучение внутри компании выстроено на основании практического опыта – своего и коллег. Курс «Безаварийная проводка скважин», созданный в прошлом году, отлично зарекомендовал себя: он содержит информацию обо всех производственных процессах и возможных нештатных ситуациях в виде презентаций, анимированных схем и видеороликов. Он позволяет изучить характерные поломки, классификации и виды аварий, порядок их учета, факторы, влияющие на нештатные ситуации, и многое другое. Продолжительность обучения – 62 часа, пройти его можно дистанционно, в любое свободное время. В этом году данный курс прослушают все сотрудники предприятия «НСХ Азия ДРИЛЛИНГ».
Кроме этого, много лет наше подразделение сотрудничает с Муравленковским многопрофильным колледжем (Ямало-Ненецкий автономный округ). Представители компании входят в аттестационные комиссии на экзаменах, консультируют дипломников, дают практические рекомендации при написании исследовательских работ. В июне этого года в колледже прошли демонстрационные экзамены в формате WorldSkills и защита дипломных проектов, в которых в качестве экспертов участвовали профессионалы-буровики. Интерес здесь обоюдный: сотрудники чувствуют свою востребованность, для них это новый уровень – выход «за пределы месторождения» и возможность участия в общественной жизни, образовательном процессе подрастающего поколения профессионалов, передача накопленного опыта. Для колледжа – возможность обеспечить работой успешных выпускников, которых предприятие по итогам обучения может пригласить и успешно приглашает в свои ряды.
– Как бы Вы оценили результаты действующей системы мотивации, подготовки и развития кадров? Насколько изменилась активность сотрудников, корпоративная культура, текучесть кадров?
– Результат действующей системы мер мотивации, подготовки и развития кадров я вижу в укреплении корпоративной культуры и общего результата бизнеса. Начиная с 2015-го года, компания не раз становилась лучшей по зарезке боковых стволов среди всех подрядчиков «Газпром нефти» (награды 2015, 2016, 2018, 2020 гг.). Отмечена она была и как Лучший подрядчик по технологическому пределу, эко-лидер, рекордсмен по проходке. На уровне городского муниципалитета многочисленными наградами и призами отмечена активность нашей корпоративной команды по итогам участия в городских субботниках, эко-акциях и спортивных мероприятиях. Общая текучесть персонала в ТОП «Западная Сибирь» ООО «НСХ Азия Дриллинг» снизилась за последние 5 лет почти в два раза и на сегодняшний день не превышает 4%. Я считаю это закономерным итогом проводимых HR-мероприятий.
– Какой совет вы могли бы дать руководителям для мотивации своих сотрудников? Каких ошибок важно избегать?
– Лояльность персонала – это ключ к успеху любой организации. Поэтому крайне важно помнить, что, уделив этому вопросу должное внимание, можно создать высокопрофессиональный коллектив, который решит любую задачу и достигнет необходимых целей. Лояльность персонала компании помогает и в кризисных ситуациях. Знать потенциал каждого работника, проводить аудирование в коллективе, чтобы услышать ожидания, это очень важно. А сложности и ошибки бывают всегда, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Для эффективной коммуникации на предприятиях активно используются информационные стенды
Текст:
Вадим Бычков, исполнительный директор ООО «НСХ АЗИЯ ДРИЛЛИНГ»
Кирилл Рылов, директор территориально обособленного предприятия «Западная Сибирь»