Одна из самых эффективных форм выращивания специалистов – целевое обучение в вузе.
Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" за предоставление данного материала.
За последние годы в России резко обострилась конкуренция за перспективные инженерные кадры. Стране нужны специалисты, которые будут решать проблемы технологического суверенитета. Как отмечают представители кадровых служб, в настоящее время опытных авиационных конструкторов на рынке труда найти практически невозможно.
В этих условиях фирмы делают ставку на выращивание кадров. Эта практика не нова. В ОКБ Сухого и компании «Яковлев» на уровень начальников подразделений сегодня выходят специалисты, полтора десятка лет назад найденные в школьной среде и воспитанные сначала в вузе, а потом – в коллективе.
Одна из самых эффективных форм выращивания специалистов – целевое обучение в вузе. Руководитель направления подбора, адаптации и развития персонала компании «Яковлев» Андрей Миронов говорит, что именно оно стало основным источником пополнения кадров для центров разработки авиатехники.
Исходный замысел целевого обучения был не сложным: абитуриент получал возможность поступить в вуз вне конкурса, доказав определенный уровень знаний. По окончании обучения он должен был поступить на работу в компанию, которая, в свою очередь, обязывалась предоставить ему рабочее место.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
За прошедшие десятилетия система целевой подготовки стала более совершенной и привлекательной как для предприятий, так и для студентов.
«Сегодня для нас главное достоинство целевого обучения в том, что оно готовит специалиста, который сразу после получения диплома сможет без паузы работать по реальным задачам», – отмечает Андрей Миронов.
В прошлые годы целевик трудоустраивался на третьем или четвертом курсе. Сегодня стандарт ОАК предписывает брать студента на работу уже в первый год обучения. У раннего трудоустройства есть как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, студент на раннем этапе получает материальную поддержку, знакомится с жизнью предприятия и своим наставником. С другой, часть опытных конструкторов отмечают, что не все первокурсники готовы взаимодействовать с работодателем, поскольку испытывают трудности в освоении вузовской программы. В этой связи, в компании «Яковлев» считают, что принимать на работу студента лучше после первой сессии.
Для адаптации первокурсников разработана программа, на старте которой студент проходит базовый общий курс CAD и PLM-систем в Отделе практической профессиональной подготовки. Затем целевик закрепляется за одним из профильных отделов с учетом направления подготовки в вузе и личных устремлений. Ежегодная ротация по ключевым подразделениям позволяет уточнить профессиональный трек развития, выгодный и студенту, и предприятию.
Три года назад в России появилась новая форма целевого обучения – программа «Крылья Ростеха». Идея новшества – выбрать из числа абитуриентов «высокобальников», которые заведомо способны поступить «на бюджет», и предложить им особые условия. Такие студенты в обязательном порядке трудоустраиваются с первого курса, получают повышенную стипендию и проходят дополнительные программы обучения. В 2023 году по программе «Крылья Ростеха» в интересах компании «Яковлев» пришло учиться 11 студентов. Особенность программы – высокие требования студентов к содержанию учебной программы и качеству преподавания, что несколько ограничивает число доступных специальностей.
В последние годы существенно улучшено материальное стимулирование целевиков. Дополнительно к вузовской стипендии, которая не превышает 5000 рублей, будущий конструктор получает 20 – 30 тысяч рублей ежемесячно. Кроме того, он может рассчитывать на меры социальной поддержки, действующие в компании «Яковлев».
Постоянно совершенствуется система мероприятий по привлечению на целевое обучение абитуриентов. Выпускников авиационных и инженерных классов общеобразовательных школ знакомят с новой авиационной техникой, организуют для них встречи со специалистами компании «Яковлев», проводят экскурсии по рабочим местам. В апреле каждого года будущие студенты приглашаются на олимпиаду, победители которой получают возможность поступить в вуз вне конкурса. В 2023 году компания «Яковлев» провела 144 профориентационных мероприятия, в которых приняло участие свыше 5300 человек. Усиление профориентационной работы позволяет увеличивать уровень заполнения квот на целевое обучение. В 2021 году он оставил 86,5 %, в 2022-м – 73 %, в 2023-м – 92 %.
Система целевой подготовки построена по территориальному принципу – студенты обучаются в городах, где им предстоит работать. Для московских подразделений компании «Яковлев» специалистов готовят МГТУ им. Н. Э. Баумана и Московский авиационный институт (государственный технический университет). Число специальностей варьируется год от года: 6-7 в МАИ и 7-9 в МГТУ.
В последние годы число набираемых «Яковлевым» целевиков постепенно увеличивается.
Естественно, что за последнее десятилетие стали более определенными и жесткими обязательства целевика перед предприятием-заказчиком. Уменьшено число оснований, по которым студент может отказаться от обязательств перед компанией. При невыполнении учебной программы или при отказе трудоустроиться студенту приходится компенсировать весьма существенные затраты вуза и предприятия.
Очередной пакет уточнений к закону «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2023 году, вступает в силу с 1 мая 2024 года. Он касается сроков отработки, содержания договоров на обучение и ряда других вопросов.
Формирование в последние годы строгой дисциплины взаимодействия между целевиком и компанией не означает, что первого будут «прессовать». «В случае возникновения у студентов трудностей в учебе или обстоятельств личного свойства, мы стремимся помочь», – говорит Андрей Миронов. Ища выход из положения, компания общается со студентом и его родителями, а при необходимости сложные вопросы решает с помощью руководства конструкторского бюро.
Для оперативной коммуникации между предприятием и целевиками созданы телеграм-каналы, в которых размещается актуальная информация, анонсы мероприятий, ответы на вопросы.
Создание благожелательной атмосферы приносит свои плоды. Хедхантеры отмечают, что из «Яковлева» тяжело «вытаскивать» работников, которые успели оценить доверительную обстановку, сложившуюся между молодыми сотрудниками и их наставниками.
В целом система целевой подготовки сегодня опирается на развитую нормативную базу, в рамках которой сбалансированы и, как показывает многолетний опыт, хорошо защищены права, обязанности и интересы всех сторон – предприятия-заказчика, вуза и студента.
Существующие формы целевого обучения не охватывают все аспекты взаимоотношений между студентом и работодателем. В частности, предприятия заинтересованы в трудоустройстве студентов старших курсов, которые интересны предприятию как перспективные конструкторы. Таких студентов рекомендуют руководители практики или выявляют преподаватели, совмещающие работу в компании «Яковлев» и преподавание в вузе. В этом случае со старшекурсником может заключаться ученический договор, который предусматривает обязательное трудоустройство и дополнительное материальное стимулирование.
Руководитель конструкторского бюро Инженерного центра компании «Яковлев» Андрей Яшутин предлагает рассмотреть возможность «кастомизации» обучения целевиков, которая позволит работодателю формировать программу спецкурсов для своих будущих работников, добавляя туда больше прикладных, специфических именно для нашего КБ областей знаний». Другим перспективным направлением он считает «включение в курсы подготовки целевиков предметов, которые будут востребованы не прямо сейчас, а через 3-5 лет». Среди таких предметов – мультидисциплинарные расчеты, искусственный интеллект и машинное обучение. Яшутин также ратует за включение в программу подготовку кадров МФТИ и МГУ, которые «могли бы обогатить нашу инженерную школу фундаментальными подходами посредством своих выпускников и курсов повышения квалификации».
Реализация новых идей может трансформировать целевое обучение, изначально задуманное как способ комплектования предприятий, в инструмент их развития.
Генеральный директор компании «Яковлев» Андрей Богинский отмечает: «Самолет – это результат работы тысяч людей, занимающихся изучением аэродинамики, прочности, материалов и технологий, поиском новых конструкторских решений, организацией производства и послепродажного обслуживания. Уверен, что каждый молодой человек, увлеченный авиацией, найдет свое призвание и то направление, в котором ему будет интересно развиваться самому и развивать нашу компанию».
Текст: Сергей Сокут