"Горизонты" 0 комментариев

Кадры для нового флагмана: как ИАЗ наращивает численность инженеров и рабочих

Расскажем, как Иркутский авиазавод наращивает численность инженеров и рабочих для расширения производства самолетов МС-21.

Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" за предоставление данного материала.

Увеличение госзаказа и курс на форсированный рост высокотехнологичной промышленности требует особого внимания к кадровому обеспечению российского машиностроения. Вице-премьер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров констатирует, что предприятиям ОПК требуется свыше 16 тысяч новых специалистов для развертываемых производственных мощностей по выпуску наиболее востребованной продукции.

Первый заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков отмечает, что сложности для российской промышленности создают не столько нехватка технологий, инвестиций или логистические ограничения, сколько дефицит высококвалифицированных специалистов.

На рекрутинговом портале размещено в 2,8 раза больше вакансий в реальном секторе, чем год назад, и прогнозирует рост спроса на таких специалистов в течение года.

Не исключение и авиационная промышленность, которая параллельно решает две сложнейшие задачи – выполнение растущего госзаказа и резкое увеличение производства гражданских самолетов.

Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь подчеркивает, что дефицит кадров — это, наверное, главный вызов, с которым мы сейчас сталкиваемся. «У нас план набора по каждому заводу измеряется тысячами», – добавляет глава ОАК.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Региональная специфика 

Кадровая проблема для каждого предприятия ОАК имеет свои особенности, связанные со спецификой решаемых задач и региональной ситуацией на рынке труда.

Для Иркутского авиационного завода (ИАЗ) – филиала компании «Яковлев» в полной мере характерны все вышеперечисленные тенденции. Предприятие серийно производит военную авиатехнику, востребованную и в России, и на внешнем рынке. Параллельно развертывается выпуск нового флагмана отечественной гражданской авиации – среднемагистрального самолета МС-21.

В настоящее время на заводе около 13 тысяч работников. По словам Юрия Слюсаря, для реализации поставленных задач в течение пяти лет предприятие должно привлечь порядка 4,5 тыс. специалистов. 

«За ближайшие три года на заводе появится свыше двух тысяч рабочих мест, в основном – высокотехнологичных», – говорит генеральный директор ИАЗ Александр Вепрев. 

Решить такую сложную задачу можно только совместными усилиями. 

Глава ОАК отмечает важность содействия властей региона в кадровых вопросах и констатирует: «У нас сложилось конструктивное сотрудничество с правительством и губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым». 

По поручению губернатора в конце 2022 года создана межведомственная рабочая группа по вопросам кадрового обеспечения ИАЗ и подготовлен пятилетний план замещения кадровой потребности предприятия.

Демографические тенденции региона не благоприятствуют решению проблемы. Согласно данным Росстата, в 2022 году Иркутская область стала лидером среди регионов Сибирского федерального округа по оттоку населения. С 1991 года оно уменьшилось на 15,7%. Социологические опросы показывают, что свыше трети молодых людей планируют уехать из региона. По оценке иркутских специалистов по HR, с 2017 по 2022 год численность населения в возрасте от 20 до 35 лет снизилась примерно на 20%. Это именно те люди, которые требуются заводу – потенциальные рабочие, инженеры, конструкторы.

В то же время, наряду с оттоком населения из области, наблюдается устойчивая тенденция к переселению молодежи в столицу региона из малых городов и сел. ИАЗ – привлекательный работодатель для такого контингента, поскольку предлагает обучение, стабильную работу и общежитие для молодых сотрудников. 

Возможности по привлечению специалистов из других регионов ограничены. Европейская часть и индустриальный Урал выигрывают у Иркутска по качеству жизни. Дальний Восток и даже близлежащая Бурятия – по уровню льгот и преференций, предоставляемых удаленным регионам по линии госбюджета.

Заместитель директора по управлению персоналом – начальник отдела кадров Дмитрий Куксанов отмечает отличие ИАЗ от заводов, расположенных в крупных городах Европейской части России. Конструктор в Москве или квалифицированный рабочий в Казани, покидая КБ или завод и переходя на другое предприятие, зачастую остается в профессии. Он может вернуться в alma mater, получив новые компетенции и приобретя полезный опыт.

Между тем покидающие ИАЗ кадры в большинстве случаев расстаются с профессией навсегда. «Даже если через несколько лет они возвращаются к нам, их ценность как специалистов чаще всего потеряна», – говорит Дмитрий Куксанов. 

К сожалению, несколько лет назад в истории ИАЗ был период, когда на фоне временного сокращения производственной программы завод по команде сверху уменьшал численность персонала. Результатом стала не только потеря квалифицированных кадров, но и ухудшение репутации предприятия как работодателя. Негативный шлейф тех лет HR-специалисты завода ощущают до сих пор. 

Другая проблема, характерная не только для Иркутска – это разрушение системы среднего специального и профессионально-технического образования. В советское время в области станочников готовило 7 средних учебных заведений. Сейчас – только одно – Иркутский техникум авиастроения и материалообработки (ИТАМ), исторически связанный с ИАЗ. 

Опора на свои силы

Последовательная многолетняя работа завода по подготовке рабочих и инженерных кадров дала позитивные результаты. Сегодня завод обеспечен квалифицированным персоналом, причем средний возраст работников – 40 лет – ниже, чем аналогичный показатель ОАК в целом. 

«Ключевую роль в подготовке рабочих принадлежит и будет принадлежать подразделению завода – учебно-производственному центру (УПЦ)», – отмечает директор ИАЗ по управлению персоналом Александр Марочкин.

Центр был создан в 2007 г., когда предприятие активно инвестировало в развитие прибыль от экспортных контрактов. Для УПЦ было построено новое современное здание, в котором помимо классов для теоретических занятий есть учебно-производственный участок.

85% преподавателей УПЦ – квалифицированные работники ИАЗ, остальные – ветераны предприятия.

Здесь проходит обучение наиболее массовым и сложным рабочим профессиям: сборщик-клепальщик, токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ. Курс обучения – 3-5 месяцев – включает теоретическую и практическую части, стажировку в цехе, самостоятельное выполнение пробной работы. Выпускники приходят в цех со вторым или третьим разрядом, что позволяет им немедленно приступить к самостоятельной работе.

Ученики рабочих других специальностей проходят в УПЦ только теоретический курс.

По результатам 2022 г. прирост численности завода составил почти 700 человек. Более 550 из них (рекордный показатель за все 15 лет) пришли на предприятие учениками рабочих, то есть прошли через УПЦ. 

К сентябрю 2023 г. число новых учеников рабочих превысило 390 человек. Свыше 40% из них – специалисты вышеназванных массовых производственных профессий, которым предстоит строить новые самолеты МС-21.

Отметим, что помимо профессиональной подготовки обучение в центре позволяет молодым людям интегрироваться в корпоративную культуру. Например, команды учеников участвуют в регулярных заводских соревнованиях по различным видам спорта.

Руководство ИАЗ понимает, что в условиях быстрого наращивания производства МС-21 возможностей УПЦ может не хватить. На этот случай достигнута договоренность с иркутскими техникумами о совместной подготовке персонала. 

Дополнительную помощь может оказать федеральный проект «Профессионалитет», который предусматривает создание в регионах образовательно-производственных кластеров. Соглашение о создании такого кластера с участием ИАЗ и ИТАМ подписано в августе 2023 г. 

Инженеры: из будущих в настоящие

Базовый ВУЗ для ИАЗ – Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ). Его многоплановое сотрудничество с ИАЗ – тема отдельной большой статьи. Университет не только обучает студентов, но и ведет НИОКР в интересах ИАЗ и других авиастроительных предприятий. Генеральный директор компании «Яковлев» (ранее – корпорация «Иркут») Андрей Богинский входит в состав попечительского совета ИРНИТУ. 

Университет назывался победителем конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной области среди вузов». 

Профильных специалистов для завода готовит входящий в ИРНИТУ Институт авиамашиностроения и транспорта. Взаимодействие с ИАЗ охватывает широкий спектр тем – от подготовки учебных программ и стажировки преподавателей на заводе до производственной практики студентов.

Впрочем, работа с будущими студентами начинается еще раньше – ИАЗ привлекает преподавателей ИРНИТУ для усиленной подготовки школьников из авиастроительных классов ряда иркутских школ. 

С 2013 года на завод приходят выпускники университета, обучавшиеся по программе целевого набора.

В 2015-2016 году внедрена практика трудоустройства на инженерные должности самых талантливых студентов 4-го и 5-го курса. Как отмечает Дмитрий Куксанов, в результате завод к выпуску получает готового к работе специалиста. 

В последние время спектр форм взаимодействия расширился. В текущем году идет третий набор по программе «Крылья Ростеха», в рамках которой ИАЗ трудоустраивает студентов с первого курса. Специально для них отработана программа подготовки, охватывающая весь пятилетний срок обучения.

На первом курсе студенты приходят в УПЦ, где в качестве учеников рабочих знакомятся с заводом, его основными подразделениями и оборудованием. На втором – стажируются и работают в качестве технологов агрегатно-сборочного и заготовительного производств. Третий курс – работа в цехах окончательной сборки. На четвертом курсе студенты продолжают работать в отделах главного технолога. И на пятом завершают цикл в отделах главного конструктора. При этом если молодой человек хочет остаться в подразделении, где он поработал, завод старается пойти ему навстречу.

HR-специалисты завода считают, что наряду с проверенными нужно искать новые формы работы с будущими инженерами и конструкторами. Так, перспективным может быть аналог целевого обучения, стартующий не с первого, а с 3-го или 4-го курса. Такой подход может исключить случаи, когда поступивший по целевому набору студент не сдает первую сессию и покидает ВУЗ. Кроме того, в такую программу можно привлекать студентов, которые хорошо учатся и осознанно решили связать карьеру с заводом.

По направлению от завода студенты обучаются по очной и заочной форме в институте авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ. Студенты специальностей самолето- и вертолетостроение и конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств проходят на ИАЗ все виды практик от учебной до преддипломной. Ежегодно на практику выходит свыше 300 студентов ИРНИТУ. 

В целом целенаправленно выстроенная за четверть века система подготовки кадров ИАЗ показала свою эффективность и способность отвечать на новые вызовы. Приведем один факт – около 90% руководящего состава завода выросли на предприятии с должностей рядовых инженеров и рабочих. Есть все основания полагать, что кадровики ИАЗ справятся с предстоящим быстрым наращиваем производства лайнеров МС-21. 

Напомним, что, согласно Комплексной программе развития авиационной отрасли России, до 2030 г. компания «Яковлев» должна поставить отечественным авиакомпаниям 270 построенных в Иркутске самолетов МС-21. Для выполнения этой задачи темп производства уже к 2027 году должен достичь 36 самолетов с последующим выходом на 72 машины в год.

Текст: Сергей Сокут

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”