«Вестник РУСАЛа» 0 комментариев

Этика будущего: как РУСАЛ обновил кодекс корпоративной этики

Расскажем о новой редакции кодекса и его влиянии на результаты работы Компании.

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала. 

Эффективность каждого предприятия и успех Компании в целом зависят не только от бесперебойной работы оборудования, четких поставок сырья и налаженных каналов сбыта. Одно из главных условий – высокие корпоративные стандарты ведения бизнеса и взаимоотношений в коллективах.

РУСАЛ одним из первых среди лидеров российского бизнеса начал выстраивать стратегию своего развития исходя из этических принципов. Еще в 2005 году в Компании был принят кодекс корпоративной этики – свод основных морально-этических и деловых норм, которыми руководствуются в своей деятельности сотрудники Компании. А в октябре нынешнего года вступила в силу уже третья версия документа, в которой отражены современные стремления РУСАЛа и новые реалии.

О новой редакции кодекса и его влиянии на результаты работы Компании читайте в интервью с заместителем генерального директора РУСАЛа по управлению персоналом Натальей Альбрехт.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

МОРАЛЬНЫЙ КОМПАС

– Кодекс в РУСАЛе действует уже в течение продолжительного времени, можно сделать некоторые выводы. Насколько оправданным оказалось появление этого инструмента?

– Действительно, кодекс корпоративной этики РУСАЛа – один из старейших в российском бизнесе. Напомню: впервые принят он был в 2005 году, обновлен в 2007-м после образования объединенной Компании и с тех пор до октября 2022 года действовал в неизменном виде. Появление собственного кодекса – признак корпоративной зрелости, готовности руководства и сотрудников заявить об общих ценностях.

Этот документ позволяет каждому, кто взаимодействует с РУСАЛом, – сотрудникам и членам их семей, поставщикам, клиентам, представителям местных сообществ, акционерам, инвесторам – выстраивать доверительные отношения. И показывает, что Компания четко понимает, на каком этапе своего развития она находится и каковы ориентиры на ее пути.

– Какое влияние кодекс оказывал и оказывает на бизнес-процессы Компании? Меняются ли со временем это влияние и значение кодекса?

– Это нормально, когда ценностные ориен­тиры Компании меняются на разных этапах ее жизненного цикла: бизнес, как и люди, растет, переживает взлеты и падения. И на каждом этапе этого пути кодекс являет­ся тем ориентиром, моральным компасом, который облегчает навигацию. Главное, чтобы его придерживались не только рядовые сотрудники, но и наши руководители, своим личным примером демонстрируя приверженность принципам этичного ведения бизнеса в повседневной жизни. Об этом нашим уполномоченным по этике не раз говорили представители трудовых коллективов, проф­союзов, Рабочих и Молодежных советов.

НОВЫЕ РЕАЛИИ

– В чем особенность новой версии кодекса?

– Безусловно, за 15 лет много всего изменилось и произошло и в самой Компании, и за ее пределами. Поэтому нам было важно отразить в этом документе основные наши стремления и новые реалии. Центральное место в новом кодексе занимают высшие ценностные ориентиры и этические принципы ведения бизнеса. Это тот материал, с которым активно работали уполномоченные по этике: проводили встречи с трудовыми коллективами, обсуждали. Было даже такое всерусаловское голосование за выбор этих ценностей.

В структуре нового кодекса все этические принципы ведения бизнеса разделены на три темы. «Формирование здоровой и безопасной среды» описывает принципы и стандарты поведения. «Борьба с неэтичным поведением» определяет нарушения, к которым Компания остается нетерпимой. А «Ответственное распоряжение ресурсами» дает своего рода гарантии заинтересованным сторонам и аудиторским компаниям относительно качества корпоративного управления.

При этом все три раздела в равной мере обращены ко всем заинтересованным сторонам. Инвестору, деловому партнеру или клиен­ту нет нужды обращаться исключительно к главе, которая, как в прежней версии, формулировала бы узкий набор принципов взаимоотношений с ними. Напротив, если его интересует какой-либо из аспектов ведения бизнеса с точки зрения этических принципов, он найдет в соответствующей главе кодекса все принципиальные подходы по этой теме.

– От чего конкретно решено было отказаться в новой редакции документа?

– Прежняя редакция кодекса отделяла главы «Внутренние взаимоотношения» и «Внешние взаимоотношения» от базовых принципов этики бизнеса по таким направлениям, как использование ресурсов, охрана здоровья, промышленная безопасность и экология, обеспечение эффективности и прибыльности. Такое несколько искусственное разделение мешало целостному восприятию положений кодекса.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ

– Как часто в деятельности РУСАЛа приходится на практике прибегать к этическому кодексу? 

– Судя по статистике обращений на горячую линию «СигнAL», с начала года зафиксировано порядка 340 ситуаций, скажем так, сложного морального выбора, потребовавших вмешательства. Львиная доля – около 60% – это вопросы, так или иначе связанные с охраной труда, техникой безопасности и трудовыми отношениями в целом. Здесь в центре внимания – уважение к личности, честность и справедливость в отношениях внутри коллектива. Остальные 40% приходятся на вопросы, затрагивающие экономические интересы Компании – отношения с подрядчиками и клиентами, ситуации предполагаемого конфликта интересов, беспокойство за сохранность активов и т. п.

По каждому обращению принимаются меры. Там, где необходимо, проводится проверка, если информация находит свое подтверждение, следуют выводы. Если обращение не было анонимным, результаты сообщаются заявителю.

– Какие принципы кодекса наиболее востребованы при осуществлении повседневной деятельности, разборе спорных ситуаций и обращений?

– Все принципы кодекса, собранные в главах «Формирование здоровой и безопасной среды», являются фундаментом, на котором должны строиться все рутинные офисные операции, производственные процессы, планирование и воплощение новых проектов. Именно по ним, как я уже упомянула, мы получаем две трети всех поступающих на горячую линию вопросов, требующих разъяснений. Здесь роль Компании и обеспечиваемых ею условий – как с точки зрения корпоративной культуры, так и с позиции технологического прогресса – максимальна. 

Главы «Борьба с неэтичным поведением» и «Ответственное распоряжение ресурсами» в большей степени ориентированы на отношения сотрудников, руководителей и даже членов совета директоров с лицами, находящимися за периметром РУСАЛа.

– Вместе с кодексом в корпоративной культуре РУСАЛа появилось понятие «этический уполномоченный». Решение оправдало себя?

– Уполномоченные по корпоративной этике – это наши коллеги, избранные коллективом из числа наиболее авторитетных и неравнодушных, энергичных сотрудников для того, чтобы помогать разбираться с ситуа­циями сложного морального выбора, проповедовать наши ценности и кодекс в целом. Согласно положению, которое мы сейчас вслед за кодексом пересматриваем, уполномоченный по этике избирается на каждом предприятии или в офисе, численность персонала которого превышает 300 человек.

За анонимной горячей линией, на которую приходит минимум одно обращение по теме этики в сутки, уполномоченным, конечно, не угнаться. Но они берут не количеством, а качеством. Они могут по одной и той же теме неоднократно встречаться с заявителем и другими задействованными лицами, настойчиво добиваться решения вопроса в вышестоящей корпоративной инстанции. 

ЗАПОВЕДИ РУСАЛА

– Какие инструменты предусмотрены для того, чтобы положения кодекса соблюдались в повседневной деятельности? 

– Кодекс корпоративной этики – своего рода свод заповедей Компании, набор принципов поведения, выработанных на основе главных ценностей нашего бизнеса. Я уже упоминала о роли руководителей: они своим поведением должны показывать, какими ценностями мы дорожим в РУСАЛе, к каким проявлениям остаемся нетерпимы. Успешное внедрение кодекса – в том, чтобы слова не расходились с делом, и мы все вместе поощряли именно тех, кто по-хорошему амбициозен, инициативен, открыт, настроен на сотрудничество, заботится о Компании и о тех, с кем ему довелось работать.

Также в документе, помимо ответственности руководителей и сотрудников, более четко прописана роль уполномоченных по этике, введено понятие «комитет по этике», который может быть создан на каждом предприятии, прописаны гарантии от лица Компании в адрес сотрудников и руководителей, сообщающих о нарушениях положений кодекса.

– Какие «санкции» существуют за систематическое нарушение кодекса? 

– Перешагнуть через кодекс – все равно что перешагнуть через Конституцию, через всю команду, и этот шаг – всегда в сторону двери. Ведь для сотен коллег, которые принимали участие в подготовке и обсуждении положений нового кодекса, которые голосовали за «моральный компас» и принципы этичного ведения бизнеса РУСАЛа, такой шаг будет знаком пренебрежения, неуважения, обесценивания.

В идеале никаких систематических нарушений кодекса в нашей практике быть не должно. Если же они есть, это может свидетельствовать только о слабости систем внутреннего контро­ля и нашей корпоративной культуры в целом. Именно для того, чтобы такого не случилось, сейчас стартует активный этап обсуждения с сотрудниками вновь принятого кодекса корпоративной этики РУСАЛа и обучения его положениям наших деловых партнеров.

КОММЕНТАРИЙ

Константин Бычков, уполномоченный по корпоративной этике КрАЗа:

– Обновленный кодекс, на мой взгляд, стал более легок для восприятия, лучше структурирован и конкретизирован. Любой сотрудник, взяв в руки документ, может понять, чего от него ожидает Компания, какое поведение считается этичным, а какие действия недопустимы. Также радует утверждение вертикальной системы взаимодействия с уполномоченными. Мы вошли в структуру дирекции по устойчивому развитию, это дает уверенность в том, что каждый из нас будет услышан и проблемы наших коллективов найдут решение на уровне управления Компанией.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Добрый день. При такой постановке цели нельзя в реальном времени оценивать статус. Год закончится, п... Аудит системы управления: для кого нужен и зачем
Добрый день Почему вы считаете, что годовой KPI "снизить процент брака на n%" является не... Аудит системы управления: для кого нужен и зачем
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”