Задумывались ли вы когда-нибудь о принципиальной разнице между лидерством и менеджментом? Что важнее для компании? А какие компетенции необходимы каждому успешному лидеру или менеджеру? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Лидерство и менеджмент относительно легко различимы как понятия. Но если речь идет об их проявлениях в поведении человека, то разделить сферы становится сложнее. Основная разница между менеджером и лидером заключается в способах мотивации сотрудников и рабочих коллективов на достижение целей.
Лидеры создают видение будущего, устанавливают цели, задают новые направления развития, бросая вызов существующему положению вещей и являясь проводниками изменений. Менеджеры, наоборот, заинтересованы в стабильности, в сохранении существующего положения вещей. Они организуют подчиненных и направляют их на достижение поставленных задач в соответствии со стандартами, управляют людьми и коллективами в условиях заданных ограничений. Менеджмент обычно фокусируется на производственном процессе. Эта деятельность, как правило, сопряжена с ресурсами: человеческими, временными, денежными, техническими и другими, необходимыми для выполнения производственных задач. Менеджмент отвечает за управление этими ресурсами в рамках сдерживающих системных факторов, обеспечивая планирование, организацию, управление временем, контроль и решение проблем.
Лидеры фокусируются на достижении целей их подчиненными путем создания такой среды, которая вдохновляла бы людей на то, чтобы сделать видение реальностью, и поддерживала бы их мотивацию на достижение поставленных целей. Это требует умения вести людей за собой, воодушевлять их собственным примером, выстраивать взаимоотношения, наделять полномочиями, поощрять усилия и приверженность делу, создавать командный дух и благоприятную обстановку, способствующую успеху коллектива, предоставлять людям свободу для развития и роста, управлять их производительностью и ожиданиями.
Вот почему любой организации важно иметь и сильных лидеров, и сильных менеджеров всех уровней – как гарантию достижения стратегических и операционных целей, где эффективное стратегическое лидерство обеспечивает успех управленческих процессов, входящих в компетенцию менеджмента.
А как же обстоят дела с развитием лидерства в нашей компании? Известно, что ключевыми условиями обеспечения эффективного лидерства являются три компонента: благоприятная лидерская (корпоративная) культура, лидерские качества и возможности для развития лидерства. И мы можем гордиться, что все перечисленное имеется в нашей компании. Формирование лидерских качеств возможно в компании благодаря развивающим мероприятиям, которые доступны лидерам и менеджерам всех уровней. Это: формальное обучение, обучение на рабочем месте, обучение, основанное на взаимоотношениях (коучинг, менторинг), обмен опытом (большинство лидеров компании принимают участие в развитии лидерства, моделируя лидерскую культуру и поведение у младших коллег), лидерские форумы «Топ 100» и другое.
Развитие менеджмента и лидерства в компании основано на четко определенной модели, более известной как «Девять планет». Подобно солнечной системе, эта модель состоит из девяти «планет» – лидерских компетенций, которые являются квинтэссенцией ключевых знаний, навыков и стилей поведения, необходимых каждому лидеру для того, чтобы быть эффективным.
Вот перечень этих компетенций. Лидер:
– создает общую картину будущего;
– выступает связующим звеном между акционерами и клиентами;
– строит конструктивные и открытые взаимоотношения;
– расширяет возможности бизнеса;
– постоянно работает над собой;
– проявляет решимость и смелость;
– мотивирует, развивает, обучает подчиненных;
– ценит личностное многообразие и индивидуальные особенности;
– достигает максимальных результатов через опору на коллектив.
Что стоит за названием каждой компетенции, можно узнать в разделе «Мои компетенции» на портале ESS / MSS в системе SAP HCM – там они объединены в блок «Лидерство». Он является неотъемлемой частью профилей должностных компетенций, определенных для всех руководящих должностей. Выбрав название конкретной компетенции, можно увидеть и общее ее описание, и описание всех квалификационных уровней. Это нужно каждому менеджеру при анализе требований, предъявляемых к уровню владения лидерскими компетенциями в рамках его роли. Содержание «Девяти планет» позволяет менеджерам разных уровней обсуждать тему лидерства на одном языке, способствует лучшему пониманию требований к своим должностям и позволяет менеджеру определить свои сильные и слабые стороны в этой области. Сделав оценку своих лидерских компетенций и выявив пробелы, менеджер получает возможность спланировать соответствующие развивающие действия.
Решением комитета исполнительных директоров модель компетенций «Девять планет» закреплена в качестве основы развития лидерства в компании – с фокусом на личной вовлеченности, ответственности и исполнительской дисциплине лидеров. Это решение нашло отражение и в недавно утвержденной стратегии компании по развитию лидерства («Воспитывать лидеров, развивающих бизнес»). Эта же модель ляжет в основу новых лидерских программ и в инструмент оценки «360 градусов», который заработает в начале 2014 года.
В рамках стратегии по развитию лидерства отдел обучения и развития персонала в ближайшее время организует для вновь назначенных менеджеров среднего звена ознакомительные сессии по модели «Девять планет». Речь там пойдет и о применении модели в ежедневной деятельности менеджера.
Для опытных менеджеров будет возобновлен проект «Путешествие к планетам», в рамках которого каждая «планета» будет исследоваться под руководством лидеров компании – исполнительных директоров.
Любовь Будникова