Статья из альманаха «Управление производством».
Пока одни предприятия борются на рынке труда за каждого опытного кандидата, другие взяли обучение сотрудников с нуля в свои руки. Так, в TAPP Group специалистов готовят с помощью технологий виртуальной реальности. Инновационный подход позволяет получить высококвалифицированные кадры в разы быстрее и дешевле.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
TAPP Group разрабатывает технологии, проектирует, поставляет и адаптирует промышленное оборудование для предприятий, занятых в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. Компания открыла свой корпоративный университет еще в 2021 году. За это время программы по подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации прошли свыше 1 000 человек.
Решение о запуске собственного обучения стало очень своевременным – в стране как раз начинал разгораться масштабный кризис на рынке труда. Стоит отметить, что проблема с кадрами в промышленности началась намного раньше. Еще в 90-е работа в отрасли перестала быть престижной, специалисты, которые могли передать свой опыт новичкам, уходили в другие профессии, образовательные программы деградировали, зарплаты не выдерживали конкуренции.
За годы большинство острых вопросов так и не было решено. Более того, к списку проблем добавились новые, общие для всей экономики страны. Это, например, последствия демографической ямы, отток иностранной рабочей силы из-за слабого рубля.
Конкуренция за кадры особенно обострилась в последние 3 года: с уходом западных компаний из страны многие отрасли получили возможность для развития, спрос на кадры вырос кратно.
В итоге сегодня всем требуются все – от узкопрофильных специалистов до разнорабочих и курьеров. На рынке идет настоящая охота за головами, гонка соцпакетов и зарплатных вилок.
Благодаря корпоративному университету TAPP Group ушла от прямой борьбы за высококвалифицированные кадры и сосредоточилась на самостоятельном обучении специалистов. Такой подход дал компании значительные преимущества.
Во-первых, внутреннего обучения, как ни крути, не избежать никому. Даже сильным кандидатам с релевантным опытом нужна адаптация и подготовка для работы на новом предприятии, чтобы разобраться с конкретным оборудованием, условиями, ПО и другими нюансами. Во-вторых, собственная образовательная система позволяет снизить текучку кадров.
Идея внедрить в обучение технологии виртуальной реальности у себя на предприятии пришла специалистам TAPP Group еще в 2021 году. В партнерстве с петербургской компанией, поставляющей VR-решения для бизнеса и образования, выбрали аппаратную VR-платформу, а также оцифровали производственные линии. Инвестиции в первый обучающий класс составили около 4 млн рублей.
Совместная работа программистов и специалистов компании, знакомых с реальными условиями обогатительных фабрик, дала первоклассный результат: учеников ждала не игровая симуляция, а воссозданная производственная линия с максимально проработанными деталями.
Почему это важно? Задача VR-обучения не просто поместить будущего сотрудника в гипотетическую рабочую ситуацию, а полностью погрузить в процесс.
Так, надевая очки, ученик оказывается на реальном производстве. Например, он получает доступ к конкретной модели конвейера, которую может разобрать с учетом настоящих размеров роликов, креплений, инструментов, необходимых для демонтажа.
Все как в жизни: если для проведения конкретных работ нужно подняться по лестнице, в симуляции сотруднику придется проделать то же самое с точностью до шага. Забыл инструменты – возвращайся обратно, волшебным образом они в руке не появятся.
У каждой должности свои сценарии: например, механик будет разбирать и ремонтировать оборудование, пока не доведет свои действия до автоматизма, технолог – правильно расставлять этапы производства. И это все не покидая учебного класса.
Одно из главных преимуществ VR-обучения – доступ к любому оборудованию здесь и сейчас. Так, например, сегодня в TAPP Group работают конструкторы из авиационной и строительной отраслей, которые ранее с горно-обогатительными фабриками не сотрудничали. Чтобы погрузить их в специфику подобных предприятий, пришлось бы тратить время и деньги на длительные командировки за тысячи километров на заводы партнеров. При этом не все производства будут рады таким гостям на постоянной основе.
Монтажник может годами нарабатывать опыт по сборке и ремонту конкретного агрегата, ожидая его поломки, так как никто ради обучения останавливать производственный процесс не будет. При этом только у одного вида оборудования может быть около 100 запасных частей. Какие-то детали подлежат замене раз в 3 месяца, какие-то – раз в 3-5 лет. Чтобы специалист мог научиться качественно обслуживать тот или иной блок, он должен хотя бы несколько раз его раскрутить, снять и поставить новый.
В итоге при поломке может сложиться ситуация, когда ни один сотрудник не знает устройства машины и не имеет практики по ремонту.
С VR-обучением такая проблема быстро решается: монтажник может оперативно освежить знания, попрактиковаться в виртуальной реальности до ремонта. Такая тренировка значительно снизит вероятность ошибки.
Кроме того, VR-технологии позволяют аккумулировать лучшие практики: если в процессе работы специалист придумает, как оптимизировать тот или иной процесс, программа подготовки будет оперативно обновлена. Так, передача знаний и опыта не будет зависеть от конкретных сотрудников, все наработки будут доступны любому новичку.
В TAPP Group с помощью VR-технологий разработали курсы для наглядного обучения специалистов по промышленной безопасности. Они позволяют воссоздать производство с учетом всех потенциальных угроз. Ученик пройдет самые страшные возможные сценарии развития событий на предприятии и наглядно увидит, к чему может привести нарушение техники безопасности, но не на своем горьком опыте, а в симуляции. Стоит отметить, что такое обучение могут проходить все сотрудники – от пиарщиков до инженеров.
Обучение с помощью VR в TAPP Group уже прошли около 100 сотрудников. Сроки зависят от специализации, в среднем – от нескольких недель до пары месяцев, это в разы быстрее, чем при классическом обучении.
Например, одной из первых была разработана программа для подготовки конструктора оборудования обогатительной фабрики. Обычно на освоение такой специальности уходит около 1 года, с VR – всего месяц.
Подготовка тех же специалистов по промышленной безопасности займет около 2 недель вместо 5 лет.
Также повторение из раза в раз одних и тех же сценариев в виртуальной реальности позволяет значительно сократить время выполнения той или иной работы в жизни. Например, благодаря собственной системе обучения кадров TAPP Group побила рекорд по установке нового грохота – вибрационного сита для разделения сыпучих материалов. Команде удалось выполнить монтаж агрегата массой 50 тонн всего за 48 часов. Это на 24 часа быстрее китайских специалистов, чей результат был зафиксирован как лучший в мире.
Среди прочего, TAPP Group догнала показатели азиатских коллег и по вводу в эксплуатацию предприятий: компания спроектировала, построила и запустила одно из производств всего за 6 месяцев.
В компании уверены, что в будущем VR-технологии можно использовать на предприятиях не только для обучения сотрудников, но и для выполнения реальных задач. Например, для тестирования прототипов при проектировании новых устройств. Или для ремонта агрегатов: очки могут в режиме реального времени выдавать необходимые инструкции и подсказывать, где искать поломку. Также VR в связке с дроном может упростить осмотр оборудования в труднодоступных местах.
Дмитрий Лохов, генеральный директор TAPP Group:
«Сегодня самый конкурентный рынок – это рынок труда. Время, когда можно было легко найти готового специалиста, прошло, и, скорее всего, его больше не будет. Нужно самим растить специалистов, открывать полноценные корпоративные университеты.
Внедрение VR-технологий в обучение превзошло все наши ожидания. Во-первых, виртуальная реальность позволяет нам готовить сотрудников буквально с нуля. Неважно, какой опыт работы, какой возраст у человека, – такая система доступна любому, было бы желание освоить новую профессию.
Во-вторых, отработка в симуляции позволяет закрепить необходимые навыки гораздо быстрее, а также сократить количество ошибок в реальной ситуации. А это снижает аварийность и стоимость эксплуатации каждой единицы техники.
Теперь для решения задач, с которыми раньше справлялась бригада из 40 человек, необходимо всего 20.
У нас в компании обучение с помощью VR-технологий проходят не только монтажники или конструкторы, мы прогнали через нее всех, вплоть до бухгалтеров, и это дает свои результаты. Например, менеджеры по продажам должны понимать специфику работы обогатительных предприятий, говорить с главными технологами комбинатов на одном языке.
Теперь мы также активно помогаем внедрить такое обучение нашим клиентам: мы знаем работу предприятий изнутри, можем точно воссоздать производственные процессы в виртуальной реальности и наладить подготовку сотрудников».
С полной версией этой статьи можно ознакомиться в одном из номеров Альманаха «Управление производством».
Текст и фото: TAPP Group