Расскажем о создании на базе центра обучения кадров (ЦОК) «Азота» технологического факультета.
Трудно представить, какой объём специфической и сложной информации обязан держать в голове оператор крупнотоннажного агрегата. Эта профессия сочетает в себе глубокие знания химии и технологии производства, а также умение работать с техникой и программным обеспечением. Наставничество, компьютерные тренажёрные комплексы, обучающие программы – всё это есть на «Азоте» и способствует поддержанию знаний таких специалистов на должном уровне. Но сегодня готово решение, которое сформирует систему, заточенную на непрерывное обучение высококлассных операторов химических производств.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Речь идёт о создании на базе центра обучения кадров (ЦОК) «Азота» технологического факультета – образовательной системы, цель которой постоянное развитие профессиональных компетенций технологического персонала, без отрыва от работы.
– Программа носит комплексный характер, то есть включает в себя теоретическую подготовку и отработку навыков на компьютерных тренажёрах с промежуточными проверками знаний, – рассказывает директор ЦОК Антонина Сатосова. – В качестве пилотных подразделений мы выбрали цеха аммиака-1 и аммиака-2. Уже в конце мая здесь начались занятия. Во многом реализация такой обучающей программы стала возможной благодаря конкретному человеку – Алексею Титову, который обладает не только колоссальными знаниями в области аммиачного производства, но и большим педагогическим талантом.
Алексей Михайлович начинал свою карьеру, работая оператором, затем старшим оператором и начальником смены на аммиачном производстве северодонецкого «Азота». Позже занимался пуско-наладкой новых химических агрегатов на разных предприятиях страны. Так он оказался и на нашем заводе: организовывал пуско-наладку нового цеха по производству водорода. В итоге остался технологом на производстве капролактама. А с мая этого года влился в коллектив центра обучения кадров «Азота» в качестве эксперта.
– Именно работа, связанная с пуско-наладкой агрегатов, научила меня максимально доходчиво объяснять молодым операторам все тонкости технологии. Были у меня ребята, которые на начальном этапе ничего не понимали в производстве аммиака, а позже становились начальниками цехов на крупных предприятиях страны, – говорит о своём педагогическом опыте Алексей Титов.
Теперь этот опыт он применяет для обучения операторов агрегатов аммиака. Сначала – беседы и диагностика: нужно выяснить на каком уровне знания у каждого специалиста. Затем индивидуальная работа: освежить теорию и проработать на компьютерных тренажёрах порядок действий в различных нештатных ситуациях. При этом симуляторы представляют возможность потренироваться оператору любой из четырёх стадий цеха – риформинг, очистка углекислого газа, компрессия и синтез. Сами «студенты» технологического факультета с интересом и пониманием относятся к инициативе: теперь есть возможность задать любой вопрос эксперту и чувствовать себя ещё более уверенно на рабочем месте.
Одним из разработчиков концепции технологического факультета выступил начальник производственного отдела «Азота» Алексей Скороходов.
– Стабильная работа агрегата – это прекрасно, но она может «расслаблять» операторов, а они всегда должны обладать свежими знаниями, незамыленным взглядом и умением правильно реагировать в случае нештатной ситуации. А ведь на агрегат регулярно приходят молодые операторы, которым эту базу нужно предварительно сформировать, – говорит Алексей Вячеславович. – Технологический факультет позволит нивелировать разрозненность знаний операторов ДПУ, чей опыт, стаж и уровень образования различаются, ликвидирует пробелы в их подготовке, повысит профессионализм и углубит понимание ключевых аспектов работы, приведя всех к единому, безупречному стандарту.
Программа для операторов аммиачного производства рассчитана на год. Её успешность и результаты покажет время, а позже будет принято решение о масштабировании технологического факультета на остальные технологические цеха завода.
Текст: Екатерина Чуева. Фото предоставлено редакцией газеты «За большую химию»