Подробнее 0 комментариев

Адаптация персонала: как это работает на «НЕФАЗе»

Устраиваясь на новую работу, многие люди, как правило, испытывают страх. Нас пугает всё новое и неизведанное. Однако чаще всего этот страх вызван всего лишь недостатком знаний и отсутствием чёткого плана действий. Одной из первых и отнюдь не маловажных задач, которые стоят перед новичком, является задача быстро и органично влиться в коллектив, проникнуться духом автомобилестроителей, познакомиться и подружиться с новыми коллегами. Чтобы помочь новым сотрудникам освоиться на предприятии, на «НЕФАЗе» проводится адаптация персонала.

Устраиваясь на новую работу, многие люди, как правило, испытывают страх. Нас пугает всё новое и неизведанное. Однако чаще всего этот страх вызван всего лишь недостатком знаний и отсутствием чёткого плана действий. Одной из первых и отнюдь не маловажных задач, которые стоят перед новичком, является задача быстро и органично влиться в коллектив, проникнуться духом автомобилестроителей, познакомиться и подружиться с новыми коллегами. Чтобы помочь новым сотрудникам освоиться на предприятии, на «НЕФАЗе» проводится адаптация персонала.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Что такое адаптация?

Адаптация персонала – это комплекс последовательных и параллельных организационных мероприятий, направленных на вхождение новых работников в ПАО «НЕФАЗ» и их закрепление на рабочем месте. Цель адаптации – обеспечение наиболее быстрого вхождения в компанию, профессию; качественное включение новых работников в трудовую деятельность подразделения для дальнейшей эффективной работы и закрепления в компании.

Другими словами, адаптация персонала – это знакомство сотрудника с деятельностью организации и выработка собственного поведения в соответствии с требованиями среды. Основу такого взаимодействия работника и организации, как правило, составляет то, что, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования (режим труда и отдыха, ряд положений, должностные инструкции, приказы, распоряжения и многое другое).

Основным врагом нового сотрудника в компании (особенно без трудового опыта) являются сомнения и страхи, которые иногда не позволяют показать себя с лучшей стороны и становятся причиной скорого ухода с работы. Среди фобий новых работников во время адаптации:

  • потерять полученное место в компании,
  • не справиться с обязанностями, – не найти общего языка с коллегами,
  • не сработаться с руководителем и т.д.

Наставничество

Адаптация считается успешной, если новый работник усвоил и закрепил необходимый объём знаний и навыков, требующихся для работы, принят коллективом, принимает и разделяет ценности коллектива и компании.

В рамках адаптации по рекомендации непосредственного руководителя за новым работником закрепляется наставник.

В основные задачи наставника входят:

  • ускорение процесса профессионального становления нового работника,
  • развитие у нового работника способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности,
  • воспитание у нового работника дисциплинированности, сознательного и ответственного отношения к выполнению работы.

Наставник – наиболее компетентный специалист подразделения, который активно участвует в профессиональном развитии нового работника, ориентирует в вопросах, связанных с обязанностями, выполняемыми новым работником на рабочем месте, обеспечивает профессиональную адаптацию, а также способствует включению нового работника в повседневную рабочую среду – от помощи при решении бытовых вопросов до установления межличностных взаимоотношений в коллективе; участвует в социально-психологической и организационной адаптации нового работника.

В случае успешного выполнения новым работником функций, возложенных на него непосредственным руководителем, наставнику выплачивается вознаграждение согласно действующему Положению об оплате труда наставников.

Процедура в действии

Приказом генерального директора ПАО «НЕФАЗ» от 19.05.2021 г. № 146 была введена в действие процедура адаптации рабочих, которая определяет порядок организации процесса адаптации новых работников, трудоустраивающихся по рабочим профессиям.

За организацию процесса адаптации вновь принятого персонала на нашем предприятии отвечает специалист группы развития персонала (ГРП) отдела кадров. Он координирует и контролирует ход процесса адаптации, оказывает консультационную помощь всем участникам процесса (самому работнику, его непосредственному руководителю и наставнику) по вопросам социально-психологической, организационной адаптации вновь прибывшего сотрудника. В функции специалиста ГРП входят также выявление и разрешение конфликтных ситуаций до наступления глубокого кризиса, исходом которого может стать увольнение работника.

После оформления документов проходит информационная встреча, на которой специалист отдела кадров знакомит нового сотрудника с историей развития предприятия, с перечнем выпускаемой техники, с компанией, корпоративными правилами, рабочим распорядком, традициями и даёт ответы на имеющиеся у него вопросы. Неоценимую помощь в этом оказывает Путеводитель нового работника, разработанный специалистами отдела кадров. Он является для новичка первым проводником по автозаводу и поможет ему за несколько минут увидеть путь создания и роста нашего предприятия, познакомиться с его миссией и правилами. Также в нём даны ответы на часто задаваемые вопросы и полезные рекомендации.

СКАЧАТЬ: Путеводитель нового работника ПАО "НЕФАЗ"

Специалист ГРП совместно с непосредственным руководителем нового работника составляет программу адаптации со сроками реализации мероприятий (от 1-го до 3-х месяцев). После истечения срока адаптации специалист проводит анкетирование нового работника с целью выявления отклонений по программе адаптации и своевременного их устранения.

Первые результаты

Процесс адаптации считается успешно завершённым, если результаты труда и рабочее поведение нового работника соответствуют ожиданиям участников процесса, а новый работник вовлечён и результативен.

«По результатам анкетирования более 84% работников отмечают, что освоились в коллективе в течение месяца, – отмечает ведущий специалист группы развития персонала Альбина Калабугина. – Наиболее сложным в период адаптации большинство новых работников называют привыкание к условиям труда (оснащённость рабочего места, режим труда и т.п.)».

Адаптация новых работников – несомненно важное направление деятельности предприятия. ПАО «НЕФАЗ» заинтересовано в её скорейшем проведении. Правильно организованная и проведённая адаптация позволяет решить множество проблем на начальной стадии трудоустройства, является залогом эффективной работы сотрудника и, как следствие, предприятия в целом.

Евгений ИЗИБАЕВ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”