Подробнее 0 комментариев

Контроллинг – немецкая идея, получившая международное признание

Принимать обоснованные управленческие решения в современной, быстро меняющейся бизнес-среде становится все труднее. Поэтому многие управляющие остро чувствуют потребность в наличии эксперта или коллеги, способного предоставить не только необходимую информацию, но и совет. Помочь им в этом может система контроллинга.

Что такое контроллинг? 

Термин «контроллинг» обозначает концепцию управления, которая синтезирует в себе управленческий учет, планирование, кон­троль и аналитическую работу. Единого понимания этого тер­мина среди экспертов нет. Специалисты сходятся лишь в том, что отождествлять контроллинг с контролированием нельзя, так как английский глагол «to control» переводится не только как «контролировать», но и как «управлять», «регулировать».

В немецкоязычной бизнес-среде, где, собственно, и зароди­лась идея контроллинга, он понимается как функция управ­ленческого сервиса — то есть поддержки менеджмента в области стратегического и оперативного управления компанией. Этот сервис включает информационное обес­печение менеджмента финансовой и нефинансовой информацией и содействие процессу постановки целей и разработки планов и бюджетов. Кроме того, составным элементом контроллинга является собственно контроль — сравнение плановых значений с фактическими и анализ отклонений. 

Зачем нужен контроллинг?

Главная причина интереса к контроллингу — потребность в повы­шении эффективности деятельности компании за счет поиска внутренних резервов. Когда в компании заканчивается период безудержного роста, наступает время заглянуть «внутрь». В такой ситуации руководители начинают меньше инвестиро­вать в развитие дистрибуции и рекламу и больше — в управ­ленческие технологии. Но есть и иной мотив обращения к кон­троллингу. Дела у компании идут хорошо, средств хватает — почему бы не обзавестись хорошей системой управленческо­го учета и бюджетирования, тем более что это модно? 

Какие задачи решает контроллинг?

Основные задачи, которые позволяет решить контроллинг, — это добиться прозрачности бизнеса (показать менеджерам, что происходит внутри компании), сформировать информа­ционную основу для принятия управленческих решений, разработать цели компании в целом и ее структурных подразделений и обеспечить достижение этих целей.

Функцию контроллинга может осуществлять один из сотрудни­ков компании или несколько человек (и даже целое подраз­деление). Они выступают в качестве своеобразных партне­ров и советников руководителя. Принципиально важный момент состоит в том, что контроллер идет к своему клиен­ту — топ-менеджеру — не только с описанием проблемы, но и с подготовленными вариантами ее решения. При этом контроллера нельзя отождествлять с менеджером. Он как лоцман сам за штурвал не становится, но отвечает за то, чтобы корабль пришел в гавань благополучно.

Сейчас динамичность факторов внешней и внутренней среды вместе с резким обострением конкуренции повысили значи­мость такого аспекта конкурентоспособности, как четкая и понятная сотрудникам стратегия. Самый популярный инструмент контроллинга — система Balanced Scorecard — позволяет, во-первых, конкретизировать стратегию на верх­нем уровне (разработать систему стратегических целей с показателями и мероприятиями, позволяющими достичь этих целей), а во-вторых, довести ее до сотрудников. 

Основные инструменты контроллинга:

  • управленческий учет;
  • бюджетирование
  • расчет затрат по процессам (Activity Based Costing);
  • расчет целевых затрат (Target Costing);
  • расчет затрат по жизненному циклу продукта (Life Cycle Costing);
  • сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard);
  • составление отчетности по международным стандартам финансовой отчетности. 

Создание так называемых «стратегических карт», включающих в себя цели, показатели и мероприятия не только для топ-менеджеров, но и для менеджеров отдельных структурных подразделений компании, обеспечивает связь стратегии с ежедневной оперативной деятельностью сотрудников низовых уровней.

Такие инструменты, как расчет затрат по процессам, стои­мостный анализ и бюджетирование, позволяют управлять расходами на заработную плату, командировки и повыше­ние квалификации персонала, автоматизацию производ­ства, маркетинг и сбыт и т. п. Это особенно актуально для компаний с высокими косвенными затратами.

Контроллинг связан с процессно-ориентированным подходом к управлению компанией, активно обсуждаемым в послед­ние годы. Контроллер принимает участие в оптимизации бизнес-процессов, в построении процессно-ориентиро-ванной организационной структуры, используя метод рас­чета затрат по процессам. 

Квалификация контроллера

Профессиональная квалификация контроллера предполага­ет сочетание «жестких» и «мягких» навыков управления. Контроллер должен уметь обоснованно распределять косвенные затраты, анализировать отклонение плановых показателей от фактических и рассчитать точку безубы­точности. Кроме того, контроллер должен уметь работать в команде, выступать публично и мотивировать персонал.

Наиболее типичные недостатки при внедрении контроллинга в компании выражаются прежде всего в следующих каче­ствах поведения контроллера:

  • контроллер сводит свою задачу исключительно к контролю и не действует как партнер и советник руководителя;
  • контроллер использует в своей работе только финансовые данные из системы учета, игнорируя нестоимостную инфор­мацию (к примеру, процент узнаваемости бренда, индекс удовлетворенности клиентов, скорость выполнения опера­ций, индекс удовлетворенности персонала);
  • контроллер рассматривает задачи контроллинга как опера­тивно-краткосрочные, но не как стратегические;
  • контроллер не может правильно наладить процесс коммуни­кации и обмена информацией, не умеет аргументировать и убеждать. 

Опыт Европы

Если обратиться к опыту европейских стран, то в Германии, где контроллинг развивается с 50-х годов прошлого столетия, больший интерес к контроллингу традиционно проявляют крупные компании, что вполне понятно. По мере роста ком­пании внутрифирменная прозрачность обычно пропадает, а желание держать руку на пульсе остается. Крупные ком­пании могут себе позволить финансировать внедрение новых управленческих технологий, ведь если хотя бы одна из этих технологий «выстрелит», эффект от ее внедрения покроет затраты на все прочие «новинки». Малые и сред­ние компании бюджетами на рискованные проекты, как правило, не располагают и дожидаются результатов вне­дрения новых идей в крупном бизнесе.

Что касается отраслей бизнеса, первыми интерес к контроллингу проявили производственные компании. Это связано с острой ценовой конкуренцией в большинстве производственных от­раслей, постоянным обновлением технологий, сокращением жизненных циклов продуктов и ростом косвенных затрат. Все эти факторы заставляют непрерывно искать внутренние резер­вы для повышения эффективности деятельности компании.

Однако обострение конкуренции и динамичность внешней среды послужили причинами внедрения контроллинга и в торговых компаниях, и в сфере услуг. В последние годы контроллинг активно внедряется в практику работы компа­ний так называемого некоммерческого сектора — больниц, государственных учреждений, коммунальных служб, армии и даже футбольных клубов, что свидетельствует о значимо­сти контроллинга для любой современной компании.

В России эта технология управления начала внедряться не­сколько лет назад, но уже целый ряд компаний успешно ее применяют. Однако внедрение контроллинга на россий­ской почве имеет свои сложности.

В отличие от европейских компаний, в большинстве российских фирм управленческий учет в крайне незначительной степени пересекается с бухгалтерским. Это объясняется большой долей «серых» операций, вызванных бюрократизацией и нало­говой политикой государства, а также стремлением компаний минимизировать налоги. Для внедрения контроллинга россий­ским предприятиям приходится объединять в одной системе учета прежде строго дифференцированную информацию о «белых» и «серых» операциях, что создает дополнительную нагрузку и может потребовать расширения штата бухгалтеров. 

Российские трудности

И без контроллинга в среднестатистической российской компа­нии ведется, как минимум, два учета — бухгалтерский и упра­вленческий. Бухгалтерский учет связан со сбором и обработ­кой информации для предоставления ее внешним контроли­рующим и проверяющим госорганам, а управленческий строится в соответствии с принципами здравой экономиче­ской логики и дает понимание того, что на самом деле проис­ходит в компании. Такие аспекты, как самостоятельная оцен­ка сомнительной дебиторской задолженности и неликвидов на складе или расчет упущенной выгоды, чрезвычайно акту­альные для большинства отечественных компаний, в бухгал­терском учете не отражаются. Кроме того, многие отече­ственные компании ведут еще один учет — в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards — IFRS).

Чрезвычайно осложняют контроллинг российские нормы бух­учета и разнообразные ограничения. К примеру, россий­ское законодательство запрещает переоценивать испор­ченный йогурт на складе, устанавливает срок амортизации компьютеров в двадцать лет. Регулирование бизнеса направлено в основном на то, чтобы заставить компании платить больше налогов. Закон лимитирует представи­тельские и рекламные расходы, расходы на консалтинго­вые услуги. Если расходы компании превышают устано­вленные законом нормы, она обязана покрывать их из чистой прибыли, то есть из прибыли после уплаты налогов.

Многие отечественные компании все еще переживают период бурного роста, и контроллинг для них пока не актуален. В таких фирмах еще не наступила стадия поиска внутренних резервов, этап «выжимания капель воды из чуть влажного полотенца». Но в тех компаниях, которые уже вступили в более спокойную фазу развития, стандартные программы по «наведению порядка», как правило, начинаются с поста­новки управленческого учета и бюджетирования, причем во многих случаях — практически с нуля. Чаще всего это опре­деляется желанием руководства или учредителей.

Широкому распространению контроллинга в России препят­ствует популярность холдинговых структур. Особенности контроллинга в таких компаниях связаны с необходимо­стью учитывать специфику нескольких отраслей одновре­менно. Контроллинг в холдинговых структурах, как прави­ло, включает анализ системы внутренних (трансферных) цен и работы холдингового казначейства, которое предо­ставляет капитал в пользование бизнес-единицам компа­нии за определенную плату. Помимо платного капитала управляющая компания может предоставлять бизнес-еди­ницам определенные услуги (учет, планирование, IT-под-держку, юридическое обеспечение), которые также не являются для бизнес-единиц бесплатными.

Еще одна чисто российская проблема — недоверие к западно­му опыту управления. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что в России две беды — дураки и особый путь развития, часто выражающийся словами «что русско­му хорошо, то немцу — смерть». Усугубляет ситуацию тер­минологическая неразбериха: каждый практик и теоретик понимает и переводит тот или иной термин, связанный с контроллингом, по-своему.

Часть российских специалистов прошла обучение в Герма­нии, часть — в Великобритании и США. Соответственно, единства во мнениях о том, как именно следует перево­дить на русский язык термин Marginal Costing, не суще­ствует. Чаще всего встречаются такие варианты: учет по усеченной себестоимости, расчет маржинальных затрат, расчет предельных затрат, расчет переменных затрат, маржинальный расчет себестоимости, маржинал-костинг. Аналогичная картина по термину Activity Based Costing — АВС-костинг, метод операций, исчисление себестоимости по объему хозяйственной деятельности, расчет затрат по процессам, функционально-стоимо­стной анализ, процессно-ориентированный расчет за­трат. Система Balanced Scorecard побила в этом смысле все рекорды: сбалансированная карта показателей, сба­лансированная система оценочных индикаторов, систе­ма сбалансированных показателей, сбалансированная система показателей, система взаимосвязанных показа­телей, карта балльных оценок. 

С чего начать?

Внедрение контроллинга начинается с обучения топ-менедже­ров и продолжается обучением исполнителей. В их распо­ряжении находится весь ассортимент современных инструментов контроллинга, используемых самыми «про­двинутыми» компаниями. Разумеется, внедрение той же системы Balanced Scorecard требует наличия хотя бы базо­вого варианта управленческого учета, но говорить о том, что компания не может внедрять инструмент, разработан­ный пять лет назад, пока не освоит инструмент, разрабо­танный пятнадцать или пятьдесят лет назад, нельзя. Систе­му Balanced Scorecard можно и нужно рассматривать как своего рода «техническое задание» на постановку упра­вленческого учета. Разрабатываемые при ее внедрении показатели могут наполняться самой разной информаци­ей. Другими словами, формат управленческого учета и всей системы управленческой информации в компании зависит от того, какие именно показатели интересуют менеджеров всех уровней.

Практика показывает, что многие российские компании уже успешно используют самые разные инструменты кон­троллинга — от классического расчета сумм покрытия до системы Balanced Scorecard — и семимильными шагами догоняют самых «продвинутых» в этом отношении запад­ных бизнесменов.

Основные задачи контроллера как внутрифирменного совет­ника, который организует и сопровождает процесс поста­новки целей, планирования и управления и несет ответ­ственность за достижение целей, выглядят следующим образом:

  • контроллеры обеспечивают прозрачность результатов, финансов, процессов и стратегий, способствуя тем самым более высокой эффективности;
  • контроллеры координируют подцели и подпланы в рамках единого целого и организуют систему внутрифирменной отчетности;
  • контроллеры выстраивают процесс постановки целей, пла­нирования и управления так, чтобы каждый сотрудник, при­нимающий решения, ориентировался на цели компании;
  • контроллеры обеспечивают сбор необходимых для этого данных и информации;
  • контроллеры создают и обслуживают контроллинговые системы.

Пример системы BSC в одном из европейских химических концернов

Balanced Scorecard в одном из европейских химических концернов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”