Перед многими руководителями бизнесов и директорами по логистике регулярно становится вопрос о реорганизации логистической системы согласно новых задач в более эффективную
Станислав Зинченко.
Причинами для реорганизации логистической системы компании могут стать:
Для проведения анализа и реорганизации логистической системы торговой компании необходимо выбрать определенную последовательность действий, так как анализировать и оптимизировать все элементы логистической цепочки и функции будет очень проблематично.
Любая логистическая система является уникальной, но, как показывает опыт работы многих специалистов, проблемы и ошибки везде одинаковые.
Поэтому предлагаю рассмотреть анализ и реорганизацию логистической системы на конкретном примере торгового предприятия.
Исходные данные: региональная торговая компания со специализацией "товары народного потребления", 8 направлений бизнеса, до 14 000 ассортиментных позиций, 6 филиалов, 15 000 кв.м. центральных складов, отсутствие транспортного парка, поставщики - Россия, Европа, Китай, Турция, Юго-Восточная Азия.
Перед компанией возник вопрос качества работы логистической системы ввиду возросшего количества рекламаций и возвратов от клиентов и потери объемов продаж в ряде стратегических регионов.
Для проведения анализа и реорганизации главным является правильный выбор этапности работ и их последовательности исходя из существующих приоритетов в работе компании.
Основными приоритетами торговой компании на момент проведения работ были: удачное вхождение в новогодний сезон, вход в ряд новых торговых сетей вышедших на региональный рынок, выведение ряда собственных брендов на рынок.
В результате экспресс - диагностики логистической системы была выбрана следующая последовательность действий для проведения работ по анализу и реорганизации логистической системы:
1 этап - диагностика и реорганизация внутренней логистики (центральных складов, складов филиалов, транспортной системы пополнения и доставки);
2 этап - логистический анализ структуры запасов и ассортимента компании (включая нормирование остатков на складах и оптимизацию запасов в системе);
3 этап - оптимизация и развитие логистической системы компании (включая развитие персонала, логистических функций и новой организационной структуры);
С точки зрения теории развития логистических систем необходимо начинать работу с персонала и организационной структуры, но все структурные изменения в логистике имеют долгосрочный характер и поэтому собственники компании приняли противоречивое решение лечить следствия, а не причины исходя из вышеописанных приоритетов.
Для первого этапа работ (диагностика и реорганизация внутренней логистики) была выбрана следующая последовательность действий:
1. Исследование возможностей хранения с точки зрения емкости и объема
2. Исследование возможностей складского хозяйства с точки зрения отгрузок скомплектованных заказов
3. Предложение по технической реорганизации складов
4. Исследование эффективности основных складских процессов
5. Предложение по оптимизации складских процессов
6. Анализ существующей системы мотивации на складе и предложения по ее усовершенствованию
7. Формирование системы требований к складскому хозяйству
8. Оптимизация планирования междускладского движения товаропотока
Результатами работ по первому этапу стали:
Для второго этапа работ (логистический анализ структуры запасов и ассортимента компании) была выбрана следующая последовательность действий:
1. Проведение АВС - анализа по всем брендам в продажах в штуках, коробках (паллетах) и обращениях.
2. Анализ по брендам циклов движения товаропотока понедельно.
3. Анализ по брендам циклов движения товаропотока для дистрибуции помесячно и ежедневно.
4. Анализ системы распределения по оптовым, розничным клиентам и сетям по всем направлениям.
5. Анализ активного и пассивного ассортимента компании.
Результатами работ по второму этапу стали:
Для третьего этапа работ (оптимизация и развитие логистической системы компании) была выбрана следующая последовательность действий:
Результатами работ по третьему этапу стали следующие действия:
Весь процесс реализации трех этапов диагностики, реорганизации и внедрения занял 14 месяцев и, естественно, не является завершенным.
В процессе реорганизации логистической системы компания претерпела целый ряд изменений:
На базе этого примера можно увидеть, что реорганизация логистической системы является долгим, мучительным и болезненным процессом для всего менеджмента компании.
И большинство проблем системного уровня в логистике возникают в результате того, что при формировании планов продаж, стратегий завоевания рыночных ниш, составлении бюджетов не учитываются логистические мощности, возможности инфраструктуры, необходимость в инвестициях и квалификацию персонала логистической системы.
Очень часто в погоне за сиюминутной выгодой мы забываем о том, что "оплаченная накладная не является качественно и вовремя отгруженной накладной" и как много необходимо сделать для того, что бы одно превратилось в другое.