Логистика автомобильная и железнодорожная: какие проекты уже реализованы, а какие ещё в работе.
В целом в мире сейчас можно выделить несколько ведущих трендов в цифровизации логистики. Первый – это отслеживание состояния грузов в пути и логистических ресурсов. Это необходимо для того, чтобы знать, где груз, и оперативно сообщить эту информацию заказчику. Второй – это сбор всей имеющейся информации в одно целое. В идеале из этого должна получаться комплексная экосистема, которая позволяет контролировать и управлять логистическими ресурсами и процессами. Третий – это использование цифровых подсказчиков, которые на основе сложных алгоритмов или искусственного интеллекта помогают повысить качество решений. И, наконец, четвертый – интеграция между разными системами, например, в нашем случае это может быть интеграция с РЖД или ПГК. Примерно в этом русле сейчас развиваются все металлургические компании. Кто-то успевает раньше, кто-то запаздывает – давайте посмотрим, в чем успели мы.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
В автомобильной логистике компания реализует два больших знаковых проекта. Первый – это внедрение системы TMS (от англ. Transportation Management System – «управление транспортной системой»). Сначала ее в качестве пилотной обкатали на предприятиях Вторчерметов НЛМК. В этом году заканчивают внедрение на липецкой площадке.
TMS – это класс систем, который отвечает за управление транспортными единицами, планирование, учет, назначение заданий. С их помощью можно собирать и анализировать все данные по автоперевозкам на площадке: от числа рейсов до состояния транспорта. Поэтому на базе TMS вместе со службой безопасности логисты и ИТ-специалисты компании работали над вторым значимым проектом – программой «Автовывоз».
«Автовывоз» должен обеспечить контроль за транспортом подрядчиков, которые занимаются вывозом шлака и попутной продукции, а это более двадцати организаций. Для этого команда проекта внедрила единый специализированный телематический хаб, где собираются все данные о местоположении транспорта перевозчиков. Подрядчикам достаточно один раз настроить передачу данных по заданным параметрам, и служба безопасности сможет вовремя среагировать, если машина со шлаком отклонится от маршрута или будет простаивать в неположенных местах.
Еще один интересный проект, которым сейчас занимаются многие промышленные компании, – внедрение электронной транспортной накладной. Это должно упростить документооборот и повысить контроль за перевозками.
Вы когда-нибудь замечали, что упаковка огурцов в магазине всегда весит примерно одинаково, несмотря на то, что огурцы внутри могут быть разными по размеру? Это происходит благодаря сканерам и роботам на современных фасовочных линиях. Хотя огурцы могут отличаться друг от друга по параметрам, «умные» машины анализируют их поток на конвейере и раскладывают по упаковкам так, чтобы получался нужный вес.
Обратив внимание на эту особенность, логисты компании вместе с ИТ-специалистами начали работать над проектом СОУП – системой оптимальной укладки проката.
Укладка проката в вагоны – занятие для настоящих профи. Разные рулоны для разных заказчиков в разный подвижной состав нужно уложить так, чтобы вагон был заполнен по максимуму: оплачивать перевозку воздуха компании совсем невыгодно. При этом нужно соблюдать все требования, связанные со сроками отгрузки. А еще важно помнить о требованиях РЖД о расположении рулонов: сложить их как придется не получится – чтобы вагон не перевернулся, нужно грамотно распределять вес. А еще нужно подобрать подвижной состав из того, что есть сейчас на станции, а еще рекомендовать, какие вагоны нам хотелось бы получать следующие трое суток. Цифровая система оптимальной укладки проката как раз позволяет снять с человека необходимость заниматься этими вопросами. Она уже реализована в цехах горячего и холодного проката НЛМК, но постоянно дорабатывается.
Сейчас железнодорожники НЛМК проводят постепенную модернизацию своих локомотивов. Попутно на них меняют датчики уровня топлива и устанавливают систему GPS-позиционирования. Благодаря этому машинист сможет получать рекомендации, какой скоростной режим на каких участках ему стоит соблюдать. Такие подсказки в режиме онлайн он сможет увидеть на планшете. В дальнейшем это даст существенную экономию топлива: если вы водите автомобиль, то знаете – если плавно ускоряться и тормозить, вы сожжете бензина меньше, чем если будете управлять машиной резко.
В локомотивном депо НЛМК была внедрена система планирования, учета и контроля ремонтных работ – мобильный ТОРО.
Работает она таким образом: в ИТ- системе подгружена вся информация по обслуживанию локомотивов – описание операций, запчастей, количество человеко-часов, периодичность работ и др. С этой информацией работает планировщик – анализируя ее, он назначает задание тому слесарю, который в данный момент свободен. Тот, в свою очередь, получает это задание на свое мобильное устройство. Приступая к работе и заканчивая ее, он с помощью этого же устройства считывает закрепленную на локомотиве NFC-метку. Это дает понимание, где он находится и на какой стадии работа. Данные о выполненных операциях слесарь также вносит в устройство, они уходят в систему и в дальнейшем используются для аналитики.
Система хорошо зарекомендовала себя в работе, и сейчас ее планируют внедрять в вагонном депо НЛМК и дальше – на Стойленском ГОКе.
Еще одно важное направление, в котором развивается цифровизация логистики в компании, это интеграция с посторонними системами. В рамках этого направления в компании уже сделали интеграцию с системами ключевых морских портов, с которыми мы работаем. Благодаря этому у нас уже есть упрощенный документооборот с портами Новороссийска и Санкт-Петербурга, сейчас дорабатывается такая возможность для порта Туапсе. Отдельно разрабатывается система для автоматизации расчетов по услугам портов.