Менеджер (специалист) по организации бережливого производства. Концепция производственного менеджмента, в основу которой положены методы Lean по устранению всех видов потерь, организации производственных процессов с высоким уровнем создания ценности, по изготовлении продукции с «нулем» дефектов и др., уже более полувека эта концепция рассматривается многими мировыми компаниями как главный принцип работы. Специалисты в так называемом «бережливом производстве» считаются крайне редкими и востребованность их на рынке чрезвычайно высока. При этом российские компании отдают предпочтение перекупке опытных Lean-специалистов зарубежных (европейских, американских) фирм, которые не всегда заслуженно считаются хорошими профессионалами в области внедрения бережливого производства. При этом их привлекают часто для решения узких задач, проведения конкретного проекта (модернизации производственного подразделения, внедрение производственной линии и т.д.). Многие российские фирмы рассматривают Lean в качестве всеобъемлющего средства для решения текущих проблем, но не в качестве долговременного проекта. Концепция бережливого производства рассматривает любое область менеджмента с точки зрения оптимизации процессов силами всех работников компании. В этой особенности подхода скрывается комплексные требования к менеджеру «бережливого производства» специалист в данной сфере должен совмещать в себе навыки тренера и руководителя, специалиста по планированию и аналитика, тактика, умеющего идти по пути реализации стратегических целей и стратега, владеющего навыками оперативной работы. По большому счету «бережливое производство» – это технологическая философия, выражаемая на практике людьми, творчески подходящими к устранению потерь. С позиции современного представления о квалификации вообще и квалификации менеджера (специалиста) по бережливому производству под квалификацией понимается знания, способности и навыки сотрудника к выполнению необходимых производственных заданий, относящихся к определенному кругу функций. Квалификация является предпосылкой для установления компетентности. Компетентность означает ответственность за определенную работу или задание, она также расширяет поле деятельности путем добавления задач планирования и руководства. Выделяют различные виды компетентности: профессиональная компетентность, методическая компетентность, социальная компетентность, компетентность участия. Профессиональная компетентность - предполагает умение и готовность к самостоятельному, профессиональному, методически правильному выполнению заданий и разрешению задач, а также оценки результата. К ней относятся логическое, аналитическое, способное к абстрагированию и интегрированию мышление и способность определять системные и процессные связи. Она нацелена на передачу работникам широких профессиональных знаний и постоянную их актуализацию, с целью увеличения гибкости персонала. Методическая компетентность - предполагает ориентированный на цель плановый подход к решению производственных задач. К ней относится умение самостоятельно избирать, применять и разрабатывать методы и подходы к решению проблем и выполнению производственных задач. Эта компетентность должна распространяться на несколько производственных уровней, а именно - на отношения с руководством в такой же мере, как и с коллегами. Она должна обеспечить сотруднику возможность теоретического осмысливания всего производственного задания, осмысленного восприятия следующих промежуточных этапов производственных процессов и разъяснения этого другим членам группы. Социальная компетентность - состоит в возможности и готовности к коммуникации, к деловым дискуссиям и поискам взаимопонимания, к критике и высказыванию своего мнения, соизмеряя его с чувством ответственности, а также участию в управлении. Признаками социальной компетентности являются коммуникабельность, толерантность, понимание, способность к адаптации, критике, разрешению конфликтов. Компетентность участия – заключается в желании сотрудников конструктивно содействовать в организации своего рабочего места и рабочего окружения, возможности принимать решения, готовности взять на себя ответственность. Профиль обязанностей менеджера по бережливому производству Можно рекомендовать общий профиль обязанностей, относящихся к позиции «менеджер по организации бережливого производства»: 1. Разработка и реализация планов по внедрению системы бережливого производства на предприятии с нуля, координация работы на всех этапах организации Lean, лидерство в организации бережливого производства. Важное требование для выполнения этой работы - проявление лидерства. Недостаточно верить, что внедрение бережливого производства на отдельно взятом предприятии несет высокий потенциал эффективности, необходимо уметь убедить в этом других сотрудников, донести свою мысль, отстоять свою идею, стимулировать сотрудников. Ключевая компетенция – это способность доказать участникам проекта, что внедрение Lean – это не очередная «западная» идея, а набор эффективных методов улучшений, действительно имеющих значение для предприятия. 2. Внедрение инструментов "бережливого" производства в производственной сфере. Для этого необходимы прочные профессиональные знания разнообразных методов из набора Lean-инструментов: картирование потока ценностей, кайдзен, устранение потерь (muda), 5S организация рабочих мест, диаграмма Ишикава, Шесть сигм, Just-in-time, канбан, Poka-yoke, всеобщий уход за оборудованием (ТРМ) и др. Экспертная оценка возможностей применения. 3. Организация вовлечения и обучения персонала, разработка обучающих программ и проведение обучения сотрудников по инструментам "бережливого" производства. Обучение персонала теории и практики, стимулирование обмена опытом между различными специалистами и отделами требует специальные знания в области производственной педагогики. 4. Руководство проектными рабочими группами в проектах по повышению эффективности производства. В этой области специалист по Lean должен обладать знаниями менеджмента проектов. Руководитель проекта обеспечивает, чтобы все члены проектной группы в своей работе придерживались утвержденной схемы действий, установленных сроков и зафиксированного бюджета. В задачи руководителя так же входит информирование руководства и коллектива подразделения о продвижении проектных работ и соблюдении временных и бюджетных ограничений, установленных заказчиком. 5. Консультирование руководителей предприятия, структурных подразделений, сотрудников, реализующих проекты в своих подразделениях либо использующих Lean-инструменты. Знания по устранению ошибок в данной области требуются для эффективного решения проблемных ситуаций, а также избежание негативных последствий. Чтобы быть в состоянии устранить ошибки нужно знать гораздо больше, чем просто для того, чтобы выполнитьзадание или процесс. 6. Построение процессов непрерывных улучшений в производственной компании (НПУ, kaizen), поиск лучших практик в области НПУ и внедрение проектов НПУ. Для этого важной необходимостью Lean-специалиста является коммуникативность, так как «ответственному» за внедрение бережливого производства приходится много и часто общаться с вовлеченными сотрудниками компании на всех уровнях. Коммуникативность включает: установление позитивного социального контакта с сотрудником, создание условий для кооперации в группе. Важным является применение методик разрешения конфликтов, умение оценить, проанализировать и преодолеть временные неудачи, связанные с проблемами «переходного периода», без которых не обходится внедрение сложных изменений. 7. Знания и навыки методов поиска и отбора новых идей (мозговой штурм, метод 635, дискуссия 66, морфологический анализ). Квалификационные требования в этой области необходимы для проведения обсуждений, в которых Lean-специалиста без использования методик модерации не сможет достичь целей, т.е. вовлечь сотрудников в поиск узких мест и получения предложений для решения проблем. Смежными специальностями, наиболее близкими к Lean менеджменту, считаются специалист по управлению изменениями, производственный менеджер, менеджер по повышению эффективности подразделений, специалист по промышленному инжинирингу, специалист по оптимизации и др. В условиях конкретного предприятия либо проекта перечень и объем обязанностей может уточняться.
Менеджер (специалист) по организации бережливого производства. Концепция производственного менеджмента, в основу которой положены методы Lean по устранению всех видов потерь, организации производственных процессов с высоким уровнем создания ценности, по изготовлении продукции с «нулем» дефектов и др., уже более полувека эта концепция рассматривается многими мировыми компаниями как главный принцип работы. Специалисты в так называемом «бережливом производстве» считаются крайне редкими и востребованность их на рынке чрезвычайно высока. При этом российские компании отдают предпочтение перекупке опытных Lean-специалистов зарубежных (европейских, американских) фирм, которые не всегда заслуженно считаются хорошими профессионалами в области внедрения бережливого производства. При этом их привлекают часто для решения узких задач, проведения конкретного проекта (модернизации производственного подразделения, внедрение производственной линии и т.д.). Многие российские фирмы рассматривают Lean в качестве всеобъемлющего средства для решения текущих проблем, но не в качестве долговременного проекта.
Концепция бережливого производства рассматривает любое область менеджмента с точки зрения оптимизации процессов силами всех работников компании. В этой особенности подхода скрывается комплексные требования к менеджеру «бережливого производства» специалист в данной сфере должен совмещать в себе навыки тренера и руководителя, специалиста по планированию и аналитика, тактика, умеющего идти по пути реализации стратегических целей и стратега, владеющего навыками оперативной работы. По большому счету «бережливое производство» – это технологическая философия, выражаемая на практике людьми, творчески подходящими к устранению потерь.
С позиции современного представления о квалификации вообще и квалификации менеджера (специалиста) по бережливому производству под квалификацией понимается знания, способности и навыки сотрудника к выполнению необходимых производственных заданий, относящихся к определенному кругу функций. Квалификация является предпосылкой для установления компетентности. Компетентность означает ответственность за определенную работу или задание, она также расширяет поле деятельности путем добавления задач планирования и руководства. Выделяют различные виды компетентности: профессиональная компетентность, методическая компетентность, социальная компетентность, компетентность участия.
Профессиональная компетентность - предполагает умение и готовность к самостоятельному, профессиональному, методически правильному выполнению заданий и разрешению задач, а также оценки результата. К ней относятся логическое, аналитическое, способное к абстрагированию и интегрированию мышление и способность определять системные и процессные связи. Она нацелена на передачу работникам широких профессиональных знаний и постоянную их актуализацию, с целью увеличения гибкости персонала.
Методическая компетентность - предполагает ориентированный на цель плановый подход к решению производственных задач. К ней относится умение самостоятельно избирать, применять и разрабатывать методы и подходы к решению проблем и выполнению производственных задач. Эта компетентность должна распространяться на несколько производственных уровней, а именно - на отношения с руководством в такой же мере, как и с коллегами. Она должна обеспечить сотруднику возможность теоретического осмысливания всего производственного задания, осмысленного восприятия следующих промежуточных этапов производственных процессов и разъяснения этого другим членам группы.
Социальная компетентность - состоит в возможности и готовности к коммуникации, к деловым дискуссиям и поискам взаимопонимания, к критике и высказыванию своего мнения, соизмеряя его с чувством ответственности, а также участию в управлении. Признаками социальной компетентности являются коммуникабельность, толерантность, понимание, способность к адаптации, критике, разрешению конфликтов.
Компетентность участия – заключается в желании сотрудников конструктивно содействовать в организации своего рабочего места и рабочего окружения, возможности принимать решения, готовности взять на себя ответственность.
Можно рекомендовать общий профиль обязанностей, относящихся к позиции «менеджер по организации бережливого производства»:
1. Разработка и реализация планов по внедрению системы бережливого производства на предприятии с нуля, координация работы на всех этапах организации Lean, лидерство в организации бережливого производства. Важное требование для выполнения этой работы - проявление лидерства. Недостаточно верить, что внедрение бережливого производства на отдельно взятом предприятии несет высокий потенциал эффективности, необходимо уметь убедить в этом других сотрудников, донести свою мысль, отстоять свою идею, стимулировать сотрудников. Ключевая компетенция – это способность доказать участникам проекта, что внедрение Lean – это не очередная «западная» идея, а набор эффективных методов улучшений, действительно имеющих значение для предприятия.
2. Внедрение инструментов "бережливого" производства в производственной сфере. Для этого необходимы прочные профессиональные знания разнообразных методов из набора Lean-инструментов: картирование потока ценностей, кайдзен, устранение потерь (muda), 5S организация рабочих мест, диаграмма Ишикава, Шесть сигм, Just-in-time, канбан, Poka-yoke, всеобщий уход за оборудованием (ТРМ) и др. Экспертная оценка возможностей применения.
3. Организация вовлечения и обучения персонала, разработка обучающих программ и проведение обучения сотрудников по инструментам "бережливого" производства. Обучение персонала теории и практики, стимулирование обмена опытом между различными специалистами и отделами требует специальные знания в области производственной педагогики.
4. Руководство проектными рабочими группами в проектах по повышению эффективности производства. В этой области специалист по Lean должен обладать знаниями менеджмента проектов. Руководитель проекта обеспечивает, чтобы все члены проектной группы в своей работе придерживались утвержденной схемы действий, установленных сроков и зафиксированного бюджета. В задачи руководителя так же входит информирование руководства и коллектива подразделения о продвижении проектных работ и соблюдении временных и бюджетных ограничений, установленных заказчиком.
5. Консультирование руководителей предприятия, структурных подразделений, сотрудников, реализующих проекты в своих подразделениях либо использующих Lean-инструменты. Знания по устранению ошибок в данной области требуются для эффективного решения проблемных ситуаций, а также избежание негативных последствий. Чтобы быть в состоянии устранить ошибки нужно знать гораздо больше, чем просто для того, чтобы выполнитьзадание или процесс.
6. Построение процессов непрерывных улучшений в производственной компании (НПУ, kaizen), поиск лучших практик в области НПУ и внедрение проектов НПУ. Для этого важной необходимостью Lean-специалиста является коммуникативность, так как «ответственному» за внедрение бережливого производства приходится много и часто общаться с вовлеченными сотрудниками компании на всех уровнях. Коммуникативность включает: установление позитивного социального контакта с сотрудником, создание условий для кооперации в группе. Важным является применение методик разрешения конфликтов, умение оценить, проанализировать и преодолеть временные неудачи, связанные с проблемами «переходного периода», без которых не обходится внедрение сложных изменений.
7. Знания и навыки методов поиска и отбора новых идей (мозговой штурм, метод 635, дискуссия 66, морфологический анализ). Квалификационные требования в этой области необходимы для проведения обсуждений, в которых Lean-специалиста без использования методик модерации не сможет достичь целей, т.е. вовлечь сотрудников в поиск узких мест и получения предложений для решения проблем.
Смежными специальностями, наиболее близкими к Lean менеджменту, считаются специалист по управлению изменениями, производственный менеджер, менеджер по повышению эффективности подразделений, специалист по промышленному инжинирингу, специалист по оптимизации и др.
В условиях конкретного предприятия либо проекта перечень и объем обязанностей может уточняться.