В настоящее время Ростсельмаш занят реализацией одного из своих наиболее амбициозных проектов – развертывание полноценного тракторного производства на мощностях в России. Проект, намеченный к реализации давно, стал наиболее актуальным в текущем сельхозгоду: аналитики говорят о затоваренности рынка и ожесточении конкурентной борьбы, это ожидаемо может привести к снижению объема продаж. Собственное производство тракторов призвано выровнять ситуацию и открыть перед компанией новые перспективы. По мнению аналитиков, в России потенциал рынка сельхозтракторов оценивается примерно в 25 тысяч машин ежегодно, при этом чуть более 30% из них выпускается в России.
Справка о компании
Группа компаний Ростсельмаш – лидирующий российский и мировой производитель сельхозтехники с 90-летней историей. Ростсельмаш базируется в Ростове-на-Дону и Виннипеге (Канада), имеет представительства в Германии, Венгрии, Украине, Казахстане, Узбекистане. Дилерская сеть развернута в странах присутствия на четырех континентах. Ростсельмаш – фуллайнер, предприятия группы компаний производят более 150 модификаций техники, в том числе тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, опрыскивателей, кормозаготовительного и зерноперерабатывающего оборудования, и поставляют продукцию в 56 стран мира.
Производство в России, кроме того, позволит компании значительно увеличить присутствие в тракторном сегменте внутреннего рынка, снизить затраты (за счет локализации и оптимизации логистических процессов), а также сделать очередной шаг на пути к диверсификации производства – политике развития, определенной стратегическим собственником – промышленным союзом «Новое содружество». Расширив линейку тракторов, Ростсельмаш не только усилит свои позиции на рынке – группа компаний может стать одним из крупнейших производителей в мире.
Очевидный эффект проекта для внутреннего рынка – снижение стоимости продукции и возможность участия произведенной в России техники в программах государственной поддержки. Для того чтобы техника была включена в программы государственного субсидирования, она должна соответствовать требованиям постановления правительства РФ № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» – основные узлы должны быть произведены в России или закуплены у российских поставщиков.
Сейчас доля использования компонентов российского происхождения, в том числе выпущенных непосредственно на мощностях предприятий, входящих в ГК Ростсельмаш, составляет от 79 до 92%. Ростсельмаш заинтересован и в дальнейшем ее увеличении, и в локализации других производств. Тракторное производство здесь весьма показательно: цель организации полноценной локальной производственной цепочки в том, чтобы за счет увеличения выгоды аграриев существенно стимулировать продажи, обеспечив отрасль доступной, качественной и современной техникой.
Замысел организации тракторного производства на предприятии, традиционно специализирующемся на комбайнах, возник достаточно давно – еще в 2003 году Ростсельмаш приступил к реализации новой стратегии. По итогам исследований рынка был сделан вывод, что тратить время и ресурсы на создание собственного производства с нуля нецелесообразно, и оптимальным вариантом стало приобретение готового актива – канадского завода. Холдинг «Новое содружество» приобрел тракторный завод Buhler Versatile в Канаде в 2007 году.
Первоначально ставка была сделана именно на канадское производство – президент «Нового содружества» Константин Бабкин заявлял, что из-за недостаточной поддержки аграриев в России заниматься столь ресурсоемким производством не выгодно. Однако в 2009 году ситуация изменилась – и Ростсельмаш приступил к крупноузловой сборке. На площадях собиралось до 100 тракторов в год.
Получив необходимые компетенции, компания приняла решение об усилении локализации и переносе части канадского производства тракторов в Ростов-на-Дону в 2015 году. Это было связано с девальвацией рубля, сделавшей производство в России более выгодным, а также возможностями дополнительной господдержки аграриев – сельхозпроизводители получили 25% субсидии на покупку отечественных машин.
Под расширенное производство в краткие сроки было создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков и новый сборочный корпус. На них было запущено производство тракторов с использованием отечественных узлов и агрегатов – более 80 процентов компонентов произведены в России.
В 2017 году с конвейера сошла тысячная машина. Увеличение объемов производства требовало расширения площадей, было принято решение об изменении структуры – компания выделила тракторное производство в отдельный дивизион. Почему не завод? Именно такой, интегрированный, формат позволил постепенно освоить целый ряд технологических и управленческих процессов на принципиально новых для Ростсельмаш машинах.
Уже зимой 2018 года и дивизион, и произведенный в России трактор RSM 2375 показали Владимиру Путину во время визита главы государства в компанию. Президент отметил тогда: «В последнее время в 3,3 раза увеличились объемы реализации. Это серьезное дело… То, что вы сейчас продаете, совсем недавно никто вообще внутри страны не покупал, даже у кого деньги были, все хотели купить технику за границей… Это такая в хорошем смысле агрессивная политика, которая говорит об очень хороших перспективах развития».
Динамика продаж трактора RSM 2375 и успех модели на рынке доказал, что решение о локализации было верным. В октябре 2018 года производство расширилось за счет новой модели – трактора RSM 2400.
В феврале 2019-го компания приступила к выпуску более мощных тракторов – 3000-й серии, высокопроизводительных машин 8-ого тягового класса, предназначенных для выполнения энергоемких операций с широкозахватными агрегатами и сеялками. Для запуска новой серии площадь тракторного производства была увеличена в два раза и сейчас занимает более 10 тыс. кв. метров.
«Стартовало промышленное производство машин мощностью от 440 лошадиных сил до 583-ти, – отметил директор по маркетингу Ростсельмаш Максим Нахабо. – У производства высокий уровень локализации. Благодаря этому новый трактор будет на 20-30 процентов дешевле. Сейчас Ростсельмаш является единственным в России производителем тракторов аналогичной мощности». Первый из новой линейки трактор RSM 3535 будет стоить 20-22 млн рублей (максимальная мощность до542 л.с.). Трактор производится в рамках программы импортозамещения.
Сегодня компания столкнулась с необходимостью выделения тракторного производства в полностью автономный завод. Причин несколько, главная из них – включенность в технологические и логистические цепочки производства комбайнов – номенклатура очень большая, и ее пересечение осложняет процессы. «В нынешнем цеху уже не помещаемся», – отметил Константин Бабкин – и компания начала готовить проектно-сметную документацию.
Следующим этапом, по логике развития компании, должен стать автономный тракторный завод. Сейчас принято решение о начале строительства полностью автономного завода на базе недостроенного в свое время завода «Копнитель». Территория составляет 62 000 кв м., это крытые помещения, из них заводу нужно будет около сорока. На площадях расположится множество цехов, включая окрасочный, сварочный, сборочный и складские помещения, учтен и резерв на реализацию дальнейших планов. Сейчас идет обследование здания, обсуждаются различные варианты размещения завода, подготовка к ремонту, который должен занять около двух лет. Из принципиально важных решений, которые уже приняты, изменение высоты цехов: «Копнитель» планировался двухэтажным, это 24 метра, такая высота неэффективна с точки зрения энергозатрат, да и попросту не требуется для производства тракторов. Высота заводских зданий будет занижена до 11-12 метров, предстоит много работы: разборка и демонтаж ферм, демонтаж колонн, обработка с учетом высоты, сборка и установка.
Проект дорогой (только восстановление корпуса будет стоить более миллиарда), долгий и затратный, но необходимый: после запуска завод готов будет выпускать 10-15 машин в смену на разных конвейерах (сейчас это одна нитка, на которой собираются разные серии).
Важно, что при этом уже запущенное производство тракторов не должно быть остановлено. Как при таких масштабных работах сохранить уже набранные темпы производства и продолжить его развитие? Эту задачу в компании решили весьма оригинально – отработали на своего рода модели: подготовке к собственному производству механических коробок на действующих мощностях, которые необходимо перенести без остановки конвейеров.
Для освоения технологии было выбрано производство механической коробки: во-первых, потому, что в настоящее время отсутствуют национальные производители аналогов, а во-вторых, потому, что этот проект является емким в плане технологий, и его освоение поможет многому научиться в сфере тракторного производства.
Компания Okubo Gear – ведущий производитель трансмиссий, которая поставляет Ростсельмаш коробки передач для тракторов – передала Ростсельмаш всю конструкторскую документацию для того, чтобы наладить выпуск коробок на мощностях в Ростове-на-Дону. Это важная победа – трансмиссия относится к категории технологически сложных узлов, а значит, собранная с ее использованием техника попадает под программы импортозамещения.
До недавнего времени Okubo Gear поставляла на Ростсельмаш около 700 коробок передач в год для тракторов моделей RSM 2375 и RSM 2400. После подписания соглашения в текущем году коробки будут производиться на Ростсельмаш.
Выпуск собственных узлов начнется к концу 2019 года, но локализация запланирована постепенной – ее завершение состоится через 2 года. Важно, что и корпусное литье, и мехобработка будут осуществляться на российских площадках, входящих в состав ГК Ростсельмаш. В планах – стать партнерами других российских машиностроительных предприятий.
Инвестиции в проект, по предварительным расчетам, должны составить 1,5-2 млрд рублей, сейчас это собственные средства компании, но Ростсельмаш рассматривает возможность использования механизмов поддержки со стороны государства, в том числе ФРП.
Под новое производство задействовали территорию действующего цеха, в общей сложности оно займет 1600 кв. метров. Для размещения площадки из цеха вывезли 167 единиц основного оборудования, в том числе 114 станков, работающих на технологическую цепочку. 53 станка подвергли консервации, 902 позиции выпускаемой номенклатуры были переданы на другие участки в три цеха. Одновременно была начата подготовка площадки – демонтаж напольной железной плитки и перекрытий, подготовка полов к новому покрытию. Основная сложность заключалась в переносе без ущерба для основного производства, однако работа была сделана ювелирно. За счет использования технологических заделов и быстрого освоения деталей на новых участках при переносе не было ни одного дня простоя сборочного конвейера.
Во многом успешную реализацию обеспечила грамотная работа с персоналом – еще во время запуска серии 2375 определилось кадровое ядро – специалисты, которые прошли обучение на трактором заводе в Виннипеге, закреплены за разными участками с тем, чтобы передать знания своим менее опытным коллегам; у них окладная система оплаты труда, и это позволяет тщательно, без спешки, строго по техпроцессу организовывать работу.
Положительную роль сыграло и обучение в специализированном центре Ростсельмаш – на сегодняшний день компания реализует около 80 образовательных курсов, аудитория которых, в основном, представлена рабочими. Обучение ведется без отрыва от производства – сотрудники учебного центра анализируют графики сотрудников и приглашают их в наименее загруженные часы. Параллельно компания ведет обучение персонала по конструкторским и сборочным технологиям. Схема классическая: сначала группа специалистов была командирована в Японию на предприятие, где она изучала технологии изготовления и сборки, стендовых испытаний коробок передач и главных передач ведущих мостов тракторов, решала вопросы по передаче конструкторской и технологической документации; теперь опыт распространяется среди коллег.
Сейчас промышленная площадка практически готова и будет сдана ко дню рождения компании – к 21 июля. Успешный переход проекта в решающую стадию позволил компании сделать ряд выводов:
Ожидается, что проект сборки коробок окупится за 5-7 лет. Как говорит генеральный директор «Нового содружества» Дмитрий Удрас, «на первом этапе наши трансмиссии будут обходиться нам даже дороже, чем японские, но в перспективе станут дешевле за счет роста объемов выпуска». Рост объема выпуска тракторов при этом не планируется жестко привязать к госсубсидированию аграриев – Ростсельмаш рассчитывает на увеличение продаж на внутреннем рынке и на экспорт.
Запуск российского производства трансмиссий станет окончательным свидетельством того, что компания готова к реализации собственной площадки производства тракторов и станет важной контрольной точкой на пути к созданию собственного тракторного завода.
Успешное завершение проекта в ближайшей перспективе даст следующие эффекты для группы компаний: оптимизация и стаблизация производства, увеличение объема продаж за счет удешевления продукции для потребителей, выход на новые рынки. Российский машиностроительный сегмент получит расширение спектра комплектующих отечественного происхождения, а российское сельское хозяйство – качественную и доступную технику. Успешная реализация кейса Ростсельмаш, таким образом, будет настоящим рывком не только для группы компаний, но и для отрасли в целом.
Кроме того, с развитием тракторного производства на локальной площадке также будет расширяться и выпуск почвообрабатывающих орудий под брендом, увеличатся объемы продаж и номенклатура продукции. В среднесрочной перспективе компания планирует закрыть потребности во всех сегментах тракторов, почвообрабатывающей и посевной техники. Для выполнения столь масштабной программы возможностей одного тракторного цеха окажется недостаточно, поэтому в ГК Ростсельмаш было принято решение о строительстве отдельного специализированного завода – очередного масштабного проекта.
Текст: Андрей Рослый