Портал "Управление производством" 0 комментариев

Сергей Жишкевич, Управление производством: Наша стратегическая позиция – находить и транслировать успешный опыт

15 октября Деловой портал «Управление производством» отмечает свой первый 5-летний юбилей. Какие изменения произошли за это время в отношении предприятий к производственным проблемам? «Потеплел» ли рынок промышленного инжиниринга? Насколько полезным стал портал для производственного сообщества? На вопросы, поступившие в рамках проекта «Задай вопрос эксперту», отвечает Сергей Жишкевич, главный редактор портала.

– Сергей, вы отслеживаете ситуацию на рынке и в производстве в течение пяти лет. Изменился ли подход компаний, государства к вопросам производства?

– Давайте вместе вспомним, что было в новостях о производстве пять лет назад: кризис, сокращение издержек и оптимизация численности персонала, причем через многочисленные увольнения …

Для многих кризис 2008 года стал катализатором изменений, тем более что многие предприятия уже перестали переходить «из рук в руки», и, наконец, появились те, кого принято называть «эффективными собственниками» – с долгосрочными планами, без желания «выдоить» все по-быстрому и также быстро перепродать.

И если тогда внедрением современных технологий организации производства занимались единичные компании с лидерами-энтузиастами, то теперь мы уже слышим о производственных системах многих компаний, лин-офисах. Более того, сейчас повышение операционной эффективности, внедрение ПС и БП уже прописано в стратегических планах развития многих крупных корпораций, холдингов и компаний ведущих отраслей российской промышленности.

Для многих кризис 2008 года показал, что компании, которые еще до начала кризисной волны занялись эффективностью своего производства, прошли кризис без особых потерь, и даже смогли завершить программы модернизации.

Увеличение количества зарубежных производств в России тоже сыграло немаловажную роль. На российских заводах иностранных производственных компаний с применением зарубежных корпоративных стандартов внедряются производственные системы с масштабным обучением персонала и поставщиков. В России уже есть заводы международных компаний, которые в своих корпоративных рейтингах на первых местах по операционной эффективности.

С каждым днем растет и количество людей, имеющих практический опыт работы в условиях внедрения бережливого производства. Сотни тысяч людей на внутрифирменных программах уже прошли обучение в российских и зарубежных компаниях, внедряющих бережливое производство, производственные системы, кайдзен.

По роду работы мне приходится прочитывать более 250 корпоративных газет и журналов каждый месяц. И во многих из них теперь регулярно есть статьи об инструментах внедрения производственной системы, лучшем опыте, кайдзен-предложениях и т.п.

Вопросам эффективности производства стали больше уделять внимания и на уровне государства. Всем известно, что Президентом РФ поставлена задача о повышении производительности труда к 2018 году в полтора раза. Но хотелось бы обратить внимание и на региональные стратегии повышения эффективности. Так, например, Минпромторг Татарстана уже не первый год успешно проводит работу по внедрению бережливого производства в республике.

Нельзя не отметить, что в последние годы в России выделяются триллионы рублей на развитие и модернизацию промышленности, причем не только ВПК – новые заводы открываются по несколько каждый месяц в различных отраслях. А использование современного оборудования требует и новых подходов к организации процессов и управлению производством.

Уверенно можно сказать, что в России наконец-то наступило время операционной эффективности. Но для решения поставленных государством задач необходимо в разы увеличивать темпы и масштабы внедрения новых технологий.

– Можно ли по результатам ваших рейтингов, проектов сказать, что в России появились производственные системы, аналогичные уровню Тойоты?

– Я бы сказал, что в России появилось немало достаточно сильных производственных систем. Уже не первый год работают заводы международных компаний со своими корпоративными ПС (Вольво, Бош, Алкоа и др.). Если говорить про отечественные компании, им намного сложнее – собственный опыт надо нарабатывать, затем его анализировать и создавать корпоративные стандарты, согласно новым условиям разрабатывать программы обучения сотрудников и т.п. И на все это требуется время, которого всегда не хватает. Мы сейчас находимся в очень жестких временных рамках. И если зарубежные компании свои производственные системы развивали десятилетиями, то многим российским предприятиям приходится достигать высокого уровня ПС почти семимильными шагами. И дело не только в конкуренции, но и в требованиях зарубежных партнеров, для которых отечественные производители являются поставщиками. Сегодня ни одна серьезная компания не спустит на тормозах вопросы качества, высоких издержек и сроков поставок.

В таких условиях стало крайне важно использовать как инструмент развития профессиональную информацию. Но «классики жанра» – изданных на русском языке хороших книг по производственной тематике 10-20-летней давности, – уже недостаточно. Ведь зарубежные компании, с которыми работают отечественные предприятия, не мыслят себя без системы кайдзен и совершенствуются изо дня в день. Классика нужна как основа, но ее мало, чтобы догнать зарубежные компании. Именно поэтому мы и приняли решение начать издание собственного альманаха «Управление производством» и практических руководств для производственных менеджеров. Надо помнить: кто владеет информацией, тот владеет миром!

Кто знает, возможно, через каких-нибудь лет 5 заговорят, к примеру, о производственной системе Росатома как об аналогичной уровню Тойоты. Но этим надо заниматься, ПС надо создавать руками, ходить за ней ногами, да еще в голове иметь идею, как завтра улучшить то, что имеешь сегодня. ПС надо пропагандировать, если такая цель у компании есть. Тойота ведь не просто так запустила в массы свою философию и принципы своей бережливой системы – это своеобразный вызов недостаточному вниманию тем проблемам, которые тормозят развитие производства. Для Тойоты ее система – заявление о высоком качестве по всем процессам, над достижением которого сотрудники работают всегда, сколько бы людей, поколений не сменилось.

Я вспоминаю такой момент, на мой взгляд, весьма показательный. Посещая через несколько лет после делового визита одно из отечественных предприятий, представитель зарубежной делегации оценил темпы развития ПС: «За 5 лет вы добились того, чего мы за 10». Так что у наших предприятий потенциал есть, нужно только научиться его правильно использовать и вовремя задействовать. Динамика изменений и хорошие результаты внедрения ПС прослеживаются и по нашему рейтингу производственных систем. И все это дорогого стоит.

– По роду деятельности ваш портал отслеживает ситуацию по разным производственным направлениям. А что Вы можете сказать об изменениях на рынке промышленного инжиниринга? Нам, например, как производственному предприятию очевидно, что далеко не каждая компания способна реализовать проект, учитывая все требования заказчика.

– С инжинирингом в России, увы, пока все очень непросто. С одной стороны, есть несколько крупных инжиниринговых компаний с выручкой в миллиарды долларов в год, в основном в энергетике. С другой стороны, многие сотни компаний занимаются только продажей оборудования и не более того. Нет компаний (за редчайшим исключением), готовых сопровождать проекты на всех их этапах. А это бы значительно ускорило процессы модернизации, о которой постоянно говорится на госуровне.

Для развития инжиниринга нужна поддержка со стороны государства, что, например, уже сделал Казахстан. Введя систему грантов для отечественных предприятий на разработку ТЭО инвестиционных проектов и проведение проектных работ, государство сделало своего рода госзаказ. У казахстанских компаний появился сильный стимул для развития инжиниринга. Об этом подробно рассказали в своих недавних интервью нашему порталу и коллеги из Казахстана.

Российские же производители по-прежнему вынуждены пользоваться услугами зарубежных инжиниринговых компаний. У них есть и опыт внедрения ноу-хау, и профессиональные человеческие ресурсы. Их компетенции в организации работы по проекту направлены на то, чтобы она могла быть выполнена без временных задержек и простоев оборудования. Для наших заказчиков-производителей это очень важный момент в работе с инжиниринговыми компаниями.

С 2008 года мы уже трижды проводили рейтинги инжиниринговых компаний, участие каждый раз предлагали почти 500 компаниям, которые позиционируют себя как инжиниринговые. Во всяком случае, в их названиях присутствует слово «инжиниринг». Однако подавляющее большинство из них отказались от участия в рейтинге, так как, по их же словам, они НЕ являются инжиниринговыми! Стоит отметить, что аналогичная ситуация и с производственным консалтингом: реально компании продают обучение, а слово консалтинг, как сказал представитель одной из компаний, используется для поисковиков.

В этом году Минпромторг РФ начал говорить о развитии инжиниринга в России, но, предполагаю, что настоящие инжиниринговые компании появятся только тогда, когда продать «железо» без всего комплекса услуг станет просто невозможно.

– Портал концентрируется на лучшем опыте (западном и российском), на успехах и достижениях, а как же проблемы и провалы производственных проектов, необходимо знать и негативный опыт. Намереваетесь ли вы отдельно освещать проблемы и неудачи производств?

– Лучший опыт, или «best practice», как говорят наши зарубежные коллеги, действительно является стержнем нашего портала. И мы принципиально не пишем ничего негативного, скандалов хватает в других СМИ. А проблемы мы освещаем регулярно, они есть у каждого, кто что-то делает, это нормально. Мы их не замалчиваем. Но нас интересуют не рассказы о проблемах, а пути их решения и результаты выбранных подходов. Это наша стратегическая позиция – находить и транслировать успешный опыт.

– Насколько возможно в России создание профессиональных ассоциаций и сообществ в производстве, которые будут создавать новые стандарты управления производством – реальные и внедряемые?

– Они обязательно будут, это вполне закономерный процесс развития инфраструктуры для производственных менеджеров. Когда? Когда они будут нужны компаниям, то есть когда им выгодно станет объединить усилия для бенчмаркинга, исследований, разработки программ обучения и сертификации, а не проводить все это в одиночку; когда компаниям-работодателям станут нужны сертифицированные специалисты с гарантированно высоким уровнем знаний после обучения, с дипломами и сертификатами, которым они будут доверять.

– Сергей, какие проекты портала удались, а где возникли проблемы?

– Все проекты, которые мы делаем, в России до нас никто не делал, в том числе и сам портал «Управление производством». Естественно, мы пробуем что-то новое, смотрим на реакцию, а потом принимаем решение: что активно развивать, что нужно доработать, а что отложить на будущее. Думаю, провальных проектов у нас нет – есть преждевременные, когда из-за нашего потенциала, оптимизма и желания сделать что-то новое и полезное мы бежим быстрее паровоза…

Например, традиционные аналитические исследования – очень популярный продукт для производственников за рубежом. Как сказал директор (уже бывший) одного автобусного завода с большим опытом внедрения бережливого производства (судя по публикациям в СМИ), «…мы тут свои цифры посчитать не можем. Зачем нам чужие?». Как показывают наши рейтинги, количество компаний, умеющих считать свои цифры, растет каждый год. Более того, они умеют с ними работать, так что все еще впереди.

Или вот мы пытались привлечь крупные российские компании к конкурсу молодежных работ по производственной тематике. Оказалось, для них это не интересно – есть несколько подшефных ВУЗов и СУЗов, остальные – «чужие». Сделав работу над ошибками, в прошлом году мы провели конкурс работ ЛИН-менеджеров «Про ЛИН», интересный конкурс получился, с качественными статьями. К слову, прямо сейчас проходит аналогичный конкурс работ, приглашаю присоединиться!

Остальные наши проекты вполне успешны. Для такой оценки у нас есть и свои критерии.

– Что Вы считаете самым ценным результатом пятилетней работы портала? И что в планах?

– Как мне сказал когда-то Игорь Израилев, генеральный директор мебельной компании «möbel&zeit»: «Когда мы начали заниматься эффективностью своего производства лет девять назад, мы собирали знания по крохам. Хорошо тем, кто начинает сейчас, – у них есть портал «Управление производством». Значит, мы нужны, и это ценно для нас.

На 2014 год у нас запланированы 12 проектов (рейтингов и конкурсов), многие из них проводятся уже не первый год, но будет и несколько новых.

Еще в планах главное – активное развитие Сообщества производственных менеджеров, уже сейчас в нем тысячи профессионалов. Надеюсь, это будет очередным нашим вкладом в возрождение и развитие отечественного производства.

В преддверии 5-летнего юбилея «Управления производством» нам поступили многочисленные поздравления и отзывы от топ-менеджеров многих отечественных предприятий о работе портала. Портал стал практическим инструментом, с помощью которого наши компании могут динамично развиваться. Думаю, это и есть лучшая оценка нашей работы.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Если вам есть что рассказать о цифровизации производства вашего предприятия - пишите нам в редакцию ... Как Татнефть автоматизирует систему инноваций на производстве
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”