"Башкирская нефть" 0 комментариев

Камиль Закиров, БСНА: Изменения будут носить только эволюционный характер

30 сентября "Башнефть" заключила договор с АФК "Система" о 100% ООО "Башнефть-Сервисные активы" (БНСА). Стоимость сделки была определена на основании независимой оценки и составила 4,1 млрд. рублей. О том, на каких принципах будут развиваться предприятия нефтесервисного холдинга рассказал генеральный директор БНСА Камиль Закиров.

– Является ли выведение сервисного блока за периметр нефтяной компании общепринятой практикой в отрасли?

– Безусловно. Этим путем давно идет не только российская нефтяная индустрия, но и глобальная. Все крупные международные компании в основном завершили этот процесс к 80-м годам прошлого столетия. Этим же путем уже прошло большинство нефтяных и газовых компаний России. Так что «Башнефть» здесь не первая – мы идем проторенной, уже доказавшей свою правильность дорогой.

Правильность ее заключается в простом механизме: у добывающей индустрии и сервисной – разные драйверы. Добывающая – это высокорисковые инвестиции, с высокой отдачей, если инвестиции сработали. Если не сработали – и потери велики. Сервисная индустрия – противоположность. Это индустрия, которая должна работать стабильно, ровно и ежедневно качественно. У нефтяников и газовиков в их производственных программах бывают взлеты и падения. Когда отрасль на подъеме – сервис не всегда успевает за требованиями отрасли. Но когда, например, цены на нефть упали, нефтяникам надо экономить. И если сервисный блок – часть нефтяной компании, от нас никуда не деться. Работы нет, но нас нужно кормить, платить зарплаты и так далее.

Поэтому бизнес-логика подсказывает, что любой нефтяной компании нужен не внутренний поставщик услуг, а внешний. И не один внешний, а несколько, чтобы была конкуренция, которая подталкивала бы сервисную индустрию к повышению качества, росту эффективности, что в итоге дает заказчику возможность получать более качественные услуги.

И для сервисной компании тоже важно, чтобы у нее был не один клиент, а несколько. Так мы минимизируем риски: если у одного клиента поменялась производственная программа, мы не останавливаемся, а продолжаем работать на других заказчиков. Нефтесервисной компании это дает возможность расти и развиваться, не будучи ограниченной требованиями только материнской компании.

– После продажи БНСА как будут складываться отношения сервисного холдинга и «Башнефти»?

– Это будут рыночные взаимоотношения. Мы стараемся большую часть существующих сегодня объемов работ закрепить с «Башнефтью» контрактно, и если получится, то на долгосрочную перспективу – не на один год, а на три-пять. Часть своих заказов «Башнефть» будет выводить на открытый рынок, и за эти объемы БНСА тоже будет конкурировать.

На мой взгляд, этот период в три-пять лет нужен как «Башнефти», так и БНСА. Для сервиса он важен, чтобы встать на ноги как самостоятельный бизнес и получить возможность финансировать программу модернизации. Для «Башнефти» плюс в том, что это позволит компании постепенно создать вокруг себя рынок сервисных услуг.

Давайте представим: завтра мы «испарились», и «Башнефть» объявляет открытый тендер на все сервисные услуги. Вроде и рынок огромный, и «Башнефть» известная, уважаемая, платежеспособная компания. Но реальность в том, что для того, чтобы сегодняшний объем заказов «Башнефти» качественно закрыть «с нуля», всей российской индустрии понадобится два-три года. Невозможно рынок создать вокруг себя за день. Именно поэтому переходный период очень важен и для «Башнефти» тоже.

– Каковы основные направления программы модернизации сервисного холдинга и объем инвестиций?

– Программа модернизации оценивается в 15 млрд рублей в течение 5 лет. У БНСА сегодня шесть основных направлений деятельности: бурение, ремонт скважин, машиностроение и мехсервис, транспорт, строительство, а также строительство и поддержание дорог. Модернизация затронет все эти направления. Но, исходя из того, что размер сегментов разный, наиболее капиталоемкая часть – это, конечно, бурение.

Сегодня ситуация такова, что большая часть парка станков и оборудования БНСА значительно устарела. У любой техники срок службы ограничен. Буровые станки могут работать не больше 25 лет. Если приводить простые примеры, то сегодняшний возраст буровых станков у нас – около 19 лет. В результате программы модернизации средний возраст станков будет 9 лет. Это очень хороший показатель для любой буровой компании в мире. В этом году мы начали активно обновлять наш парк ТКРС – закупаем новое оборудование, новые станки, вагончики, значительно улучшаем условия жизни рабочих. Обновляем транспорт и технику для строительства.

По сути, речь идет о том, что после того, как «Башнефть» продаст сервисные активы, в Башкирии возникнет и начнет развиваться новая большая крупная компания федерального масштаба.

– БНСА по-прежнему будет зарегистрирована в Башкирии и здесь же будет платить налоги?

– Конечно.

– Все ли направления деятельности БНСА являются для компании приоритетными?

– Ни один из наших бизнесов точно не прекратит существование, потому что пока есть спрос, будет и предложение. Конечно, в бизнесе часто важен не масштаб, а специализация, которая дает лучшие результаты. Но сегодня у нас нет планов по сворачиванию какого-либо направления деятельности БНСА. Безусловно, будем внимательно смотреть, как эти сегменты станут развиваться, но никто не заинтересован в том, чтобы их раздробить, куда-то раздать.

– Означает ли это, что после смены владельца БНСА не будет каких-то кардинальных шагов, связанных с оптимизацией численности сотрудников? Сохранятся ли у работников их социальные гарантии?

– Сокращений и урезания социальных пакетов мы точно не планируем. В сервисном холдинге сейчас трудятся 20 тысяч человек. В любом бизнесе человеческий фактор является определяющим. Наши сотрудники – фундамент роста БНСА и достижения наших стратегических целей.

– На каких принципах будет строиться мотивация работников БНСА? Будут ли изменения?

– Мы активно работаем над тем, чтобы оценить каждое рабочее место и мотивировать сотрудников на результат. У нас в течение долгого времени не сильно индексировались зарплаты. БНСА, что говорить, не самый конкурентный работодатель сегодня.

Есть два пути развития. Первый: мы индексируем зарплаты, условно говоря, на 5%. И неизбежно сталкиваемся с грустной арифметикой: повысили всем зарплаты одинаково, это очень сильно ударило по бюджету, но на мотивированность людей, на производительность труда это повлияло слабо. Гораздо разумнее дать возможность человеку работать больше, чтобы у него рост заработка был не 5%, а 25% или 35%, при этом будет и значительный положительный эффект и на сам бизнес. Ведь подавляющее большинство людей хотят хорошо работать, иметь возможность приложить свои силы и зарабатывать как можно больше. Не на всех уровнях в компании сегодня все настроены правильно. Мы хотим дать возможность нашим сотрудникам при желании зарабатывать больше.

– Будут ли какие-то кадровые изменения в БНСА?

– Мы не планируем изменений. Революций не будет, это точно. Изменения будут носить только эволюционный характер. Они будут в первую очередь связаны с наращиванием тех функций, которых до сих пор не было в БНСА. Это функции коммерции, маркетинга, контрактных взаимоотношений, финансирования и так далее. Когда ты внутри большой компании, и она сама занимается коммерцией, тебе не нужно об этом думать. Выходя на рынок, нужно очень четко понимать, кто твои клиенты, кто заказчики, как образуются цены, как подписываются контракты и так далее. Вот эти функции у нас либо отсутствуют совсем, либо очень слабо развиты.

Плюс в этом году и «Башнефть», и БНСА очень серьезно взялись за вопросы охраны труда, промышленной безопасности и экологии. Мы вкладываем в это направление значительные средства, усиливаем кадровый состав этих служб.

– Есть ощущение, что все планы БНСА реализуемы вне «Башнефти»?

– Конечно, у нас есть уверенность, что все получится. Вот смотрите. Сервисный рынок сегодня – это растущий рынок на фоне достаточно стабильного рынка нефти и газа. Добыча нефти в России из года в год растет не более чем на 1-2%, при этом каждый новый баррель нефти или кубометр газа требует все больше затрат и усилий.

Если говорить о старых месторождениях, то каждый следующий день здесь нужно применять все более и более современные технологии. Если говорить о новых месторождениях, то каждое находится все дальше и дальше, и бурить нужно глубже, а инфраструктуры нет. Все это в итоге создает возможности для сервисной индустрии. Поэтому при стабильной добыче нефти и газа в стране нефтесервисная индустрия ежегодно растет на 9%.

Есть еще один важный фактор, который позволяет нам строить масштабные планы и рассчитывать на успех. Башкирия – традиционная кузница кадров для нефтегазовой отрасли России. Одна из самых старых нефтегазовых провинций России всегда растила специалистов, которые разъезжались работать по всей стране. Сегодня многие из них возвращаются домой, в республику, хотят работать у нас. Уверен, что знания, умения, опыт и профессионализм наших сегодняшних и будущих работников будут востребованы и послужат превращению БНСА в нефтесервисную компанию федерального масштаба, работающую на благо Башкортостана и всех его жителей.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Если вам есть что рассказать о цифровизации производства вашего предприятия - пишите нам в редакцию ... Как Татнефть автоматизирует систему инноваций на производстве
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство