0 комментариев

Выступление Генерального директора РУСАЛа Олега Дерипаска на пленарном заседании Байкальского экономического форума

Мы должны задуматься о том, как можно использовать устойчивый спрос на ресурсы не только в Китае, но и в Корее, Японии и во всей Юго-Восточной Азии для развития нашего собственного ресурсного потенциала.

Источник: Пресс-центр ОК РУСАЛ, сентябрь 2011г. http://rusal.ru

 

Мы должны задуматься о том, как можно использовать устойчивый спрос на ресурсы не только в Китае, но и в Корее, Японии и во всей Юго-Восточной Азии для развития нашего собственного ресурсного потенциала. 

Все знают о наших богатствах, о том, что это наша казна, о возможностях, которые мы можем отсюда черпать. Так оно и есть. Но, с другой стороны, наши запасы и отсутствие инфраструктуры несовместимы. Поэтому все это остается практически в том же виде, что и 20 лет назад. И нужно принимать решение, каким образом конкурировать на внешнем рынке. Каким продуктом, с какой глубиной его переработки, какая инфраструктура нам нужна для этого, какие на базе этого развития мы можем создать производства, с кем, на каких условиях решать проблемы с точки зрения привлечения инвестиций. 

Мы хорошо понимаем, какие в Сибири существуют возможности для развития энергетики. Возможности, которые возникают с учетом дефицита, с учетом изменившегося баланса в связи с аварией на АЭС «Фукусима» и новых поисков для альтернативных источников энергии. В данном случае мы подписали с китайской компанией соглашение по изучению и строительству гидроэлектростанций. Это громадный потенциал, который мы можем развивать, используя накопленный спрос на азиатских рынках. 

Есть серьезная проблема – отсутствие инфраструктуры. Как «тяжелой» – сети, дороги, социальные ограничения, так и «человеческой» – нет опытных людей, рабочей силы, компетентных инженерно-технических работников. Безусловно, сдерживающим фактором является отсутствие единой программы по развитию Сибири и Дальнего Востока. Еn+, Газпром, «РусГидро», «Роснефть», другие компании – все они имеют ограниченные в сложившемся балансе возможности по инфраструктуре, и дальнейшее движение вперед, эффективность движения целиком зависят от программы развития. 

При общепринятом мнении, что Сибирь – это наша кладовая, доля Сибирского федерального округа в ВВП страны достаточно скромная – чуть больше 10%, Дальневосточного – 5%. Мы отстаем по всем показателям на душу населения, существуют проблемы по постоянному оттоку людей. Это важный вопрос. 

Возвращаясь к возможностям. Возможности могут реализовать люди, которые этого хотят. Мы знаем: лошадь идет туда, куда направлена голова. Если голова у нас будет направлена в Европу, то мы никакими стимулами, никакими ожиданиями не сможем продвинуться на азиатском направлении. Очень важно внимательно посмотреть на идеологию нашего развития. Да, безусловно, важно понимать глобальные европейские проблемы, которые постоянно звучат, привлекать к им внимание общественности. Но здесь у нас четкая задача: без смены парадигмы, без оценки реальных возможностей, которые дает нам интеграция в азиатскую сторону, не будет развития. 

Эта работа не может быть бесплатной. Только для обеспечения проектов, например, нашей Группы, для того, чтобы мы могли развиваться гармонично, для развития железнодорожного транспорта не будет достаточно инвестиций, которые делает РЖД – порядка 3,5 млрд рублей в год в нашем регионе. Чтобы инфраструктура железнодорожного транспорта соответствовала нашим потребностям, инвестиции должны составлять в следующие пять лет порядка 60 млрд рублей. Это должны быть деньги из федерального бюджета, либо целевые займы. 

Также необходимо провести инвентаризацию таможенных постов, налоговых процедур. Важно понимать: единое экономическое пространство дает колоссальные преимущества. Тот же Казахстан – в последние годы он напряженно работал, чтобы привлечь к себе зарубежных инвесторов. Сегодняшняя ситуация такова: пропускная способность в Сибири всего 60 млн тонн, общая пропускная способность всех портов Дальнего Востока – 120 млн тонн, реально их экспортная мощность – 70 млн. тонн. Если не заниматься опережающим развитием железнодорожной инфраструктуры, даже те проекты, которые уже были подготовлены частными компаниями, будут иметь серьезные проблемы с доступом на внешние рынки. 

Если мы посмотрим на сеть существующих дорог, все попытки, которые были приняты до этого для создания обходного маршрута, через территорию азиатских стран, не увенчались успехом. А мир не стоит на месте. В континентальном Китае есть проекты по развитию дорог, перевозок. А это снижение стоимости перевозок для российских компаний. Сегодня без этого невозможно. Транзитный коридор должен быть реализован.

Был запущен первый энергомост в виде нефтепровода на востоке России. Долго обсуждаются газовые проекты. Пока они не реализуются, так как обсуждается цена. Это очень слабое сотрудничество, хотя здесь есть колоссальный ресурс. И он не столько в передаче базовой нагрузки, ее нужно потреблять у себя. Это вопрос оптимизации режимов. Мы хорошо видим на примере нью-йоркского энергоузла, куда Квебек продает свои пиковые нагрузки и хорошо зарабатывает. Сегодняшнее сотрудничество российских и китайских энергокомпаний должно оптимизировать энергобаланс, развить инфраструктуру. 

Мы можем долго проводить время в дискуссиях, но Азия не стоит на месте, и мы рискуем оказаться в условиях ограниченных инфраструктурных возможностей. Проблемы инфраструктуры и ее опережающего развития должны решаться немедленно. Сейчас идет обсуждение, например, «Программы 2020». Но сегодняшний механизм формирования инвестиционной составляющей за счет тарифа, когда потребитель оплачивает инвестиционные программы монополий, не годится для Сибири. Просто тот объем инвестиций, который стоит перед нами, невозможно переложить на сибирских потребителей. Решение этого вопроса понятно – привлечение внешних займов, структурирование федерального бюджета в рамках возможностей. Этому пример есть – Богучанский комплекс. Или средства Пенсионного фонда, которые могут размещаться в долгосрочные бумаги. Но эта программа должна быть принята. Невозможно финансировать инфраструктуру за счет инвестиционных составляющих операционного бюджета. Поэтому надо принимать программу опережающего развития инфраструктуры.

Мы постарались разработать мероприятия, которые назрели: вопросы инфраструктуры, обеспечения гарантий доступа для всех компаний, которые имеют определенную величину инвестиций, например, больше 100 млн долларов, регулярное обновление плана развития территорий, который должен публично обсуждаться, долгосрочное развитие тарифов на железнодорожные перевозки, которые позволят просчитывать окупаемость проекта. 

Нужно разобраться с правилами и доступом иностранных инвесторов. Мы, с одной стороны, говорим, что есть национальное достояние, а с другой – не хотим определить, на каких условиях они могут быть нашими соинвесторами. Есть масса проектов, старт-апов, которые в 90-е годы были куплены иностранными компаниями, а сейчас они ждут, когда мы построим инфраструктуру. Нужно определить, в каких случаях иностранный инвестор может получить 5%, 25%, 50% в проектах. Вполне можно объяснить инвесторам, почему нам важно, чтобы наши ресурсы вовлекались с тем приоритетом, который важен для региона, Федерации. Эти правила нужно принять. 

Еще есть ряд вопросов по налогам. Безусловно, нужно принять вопрос по налогу на прибыль с точки зрения ставки. Любое, даже среднее месторождение – это миллиарды, а с учетом срока подготовки сильно снижается окупаемость. Любое месторождение, проект, развивается поэтапно. Есть примеры в мире, когда ты имеешь право компенсировать часть затрат на инфраструктуру, налог на прибыль в зависимости от оборота компании.

И, конечно, образование. Мы начали много программ со студентами в Сибирском федеральном округе. Но это должны быть колоссальные затраты, создание и интеграция научных и инженерных центров. И самое главное, затраты должны включаться в социальную инфраструктуру. Сейчас мы видим, что наш научный потенциал работает в Японии, Корее и Китае, потому что там созданы лучшие условия. Нам нужно это делать: создавать парки развития, фонды, механизмы привлечения инвестиций. 

Основное, мне кажется, нам нужно определиться – хотим мы интегрироваться в азиатский мир, на каких условиях? Нужно изменить определенные процедуры, организационные формы в федеральном правительстве. В следующем году у нас пройдет форум АТЭС. Без ясных процедур и стимулов для опережающих инвестиций все наши мечты так и останутся мечтами. А через 15 лет все эти экономики перейдут в другую фазу, с другим  уровнем потребления ресурсов, и мы потеряем за это время еще несколько миллионов с точки зрения трудовых ресурсов на нашей территории, и будет много упущенных возможностей. 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”