http://www.tmholding.ru 0 комментариев

Трансконвертер: покоряем новые рубежи (сотрудничество Трансмашхолдинга и Siemens AG)

Перспективное предприятие ТМХ Трансконвертер является создателем перспективной высокотехнологичной преобразовательной техники, крайне востребованной в современном железнодорожном сообщении. Образованное не так давно, оно уже успело укрепиться на российском рынке и завоевать славу производителя уникальной продукции высшего качества и надежного партнера. Симбиоз новейших европейских технологий и мощного российского инжиниринга позволяет создавать на площадке предприятия статические преобразователи, соответствующие самым строгим мировым стандартам.

Западные технологии на службе российского прогресса

В 2003 году Трансмашхолдинг начал активную деятельность по разработке локомотивов, пассажирских вагонов и электропоездов нового уровня для Российских железных дорог. Однако на пути воплощения мечты о качественной технике, ни в чем не уступающей западным аналогам, перед ТМХ встал ряд актуальных проблем. Одна из центральных - отсутствие в российской промышленности производства высоковольтных статических преобразователей электроэнергии.

В то время Российские железные дороги предпочитали использовать для своих электропоездов электромашинные вращающиеся преобразователи, которые уступали статическим по многим параметрам: ненадежность, сравнительно низкий коэффициент полезного действия, высокие затраты на эксплуатацию, ограничение по мощности. Естественно, электромашинные преобразователи переставали удовлетворять потребности РЖД. Кроме того, явно назрела необходимость в увеличении максимальной скорости движения пассажирских вагонов со 160 до 200 км/ч. И стало ясно: пришла пора переходить на статические преобразователи, питающиеся от высоковольтной шины пассажирского поезда.

Однако реализовать задуманное, то есть внедрить статические преобразователи в подвижные составы Российских железных дорог, оказалось не так уж просто. Основная трудность - российская промышленность в сфере производства генераторов оказалась слабо развитой для создания преобразователей нового образца. После детального изучения ситуации Трансмашхолдинг пришел к выводу, что единственный верный выход - заимствование технологии производства высоковольтных статических преобразователей за рубежом. И выбор пал на германскую компанию Siemens AG. Во-первых, она является одним из крупнейших мировых производителей в области электротехники, электроники, транспорта и т. д. и давно зарекомендовала себя как профи международного уровня в этой сфере. А во-вторых, в России уже был положительный опыт использования высоковольтных преобразователей Siemens AG на электропоездах нового поколения ЭМ2И и «Спутник».

Взять лучшее из опыта двух стран

Так было положено начало тесному сотрудничеству ТМХ и Siemens AG. И его основы две компании закрепили в 2005 году созданием совместного высокотехнологического предприятия - Трансконвертера, - которое стало площадкой для разработки, опытного и серийного производства статических преобразователей электроэнергии для электровозов, электропоездов и пассажирских вагонов. Основная цель предприятия - повышение надежности, комфорта и безопасности российского железнодорожного транспорта за счет внедрения современных достижений преобразовательной техники.

Трансконвертер включает в себя конструкторское бюро, опытное производство, испытательную базу и серийное производство. ТМХ принадлежит 65% доли предприятия, а Siemens AG - 35%.

Необходимость в создании Трансконвертера была обусловлена рядом причин. С одной стороны, преобразователи, создаваемые Siemens AG ранее, оказались непригодными в условиях нашей страны. С другой - создание качественных статических преобразователей силами одного отечественного производителя оказалось невозможным. Наиболее выгодное решение в данном случае - использовать модули Siemens AG, привлекая российский инжиниринг.

Объединение российско-германского потенциала на пространстве одного предприятия стало стратегически важным шагом для двух компаний. Было посеяно зерно новой идеологии, суть которой - из надежных и проверенных в эксплуатации немецких частей совместно разрабатывать статические преобразователи, необходимые для российских электропоездов и локомотивов. Трансконвертер нашел в лице Siemens AG проводника, который позволил российским специалистам освоить многие ноу-хау, востребованные на Западе. А немецкая компания получила, в свою очередь, уникальную возможность выхода на безбрежный и быстро развивающийся российский рынок, в котором она чрезвычайно заинтересована.

Руководителем Трансконвертера стал Сергей Вольский - в прошлом главный конструктор по электрооборудованию компании «Спецремонт». И это тоже можно отметить как знаковое решение. Ведь именно Спецремонтом еще в конце прошлого века была сделана первая попытка серийного выпуска статических преобразователей. А значит, за годы у компании и ее коллектива накопился колоссальный запас практических знаний в области производства и эксплуатации подобных устройств.

Siemens AG делится бесценным опытом

Впрочем, научиться собирать преобразователи - это только начало пути к созданию предприятия, выпускающего технику мирового класса. Главное и, пожалуй, самое сложное у Трансконвертера еще впереди. Специалистам предприятия предстоит освоить высокие технологии западных партнеров от а до я.

Сергей Вольский комментирует: «Если инженерная культура в России на достаточно высоком уровне, то технологическая - на нулевом. Судите сами, Россия создает порой великолепную технику, но штучно. И эта техника нуждается в технологической доработке. А для серийного выпуска современных преобразователей, соответствующих мировым стандартам, необходима высокая технологическая культура. И подготовка технологов в этом направлении - одна из насущных задач. К сожалению, в российских институтах обучение технологов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И в XXI веке все тот же уровень Совка. При этом всем известно, что советские технологии - одни из наиболее отставших. У нас в стране отлично сделают первый телевизор, но массовое производство, которое ложится на плечи технологов, как правило, никуда не годится. Вот мы и учимся технологическим методам, навыкам и контролю качества у наших немецких коллег».

В этом плане россиянам действительно есть что перенять у более продвинутых партнеров. Ведь огромное значение имеют абсолютно все составляющие производства, начиная от чистых полов в цехе, принципов расположения производственных участков и заканчивая качеством оборудования. Поэтому Трансконвертер организовывает для своих сотрудников регулярные стажировки на завод Siemens AG в городе Крефельд (Германия). «Наши рабочие, приезжающие со стажировки на Siemens AG, совершенно по-другому смотрят на весь технологический процесс. Поработав там, они не просто получают знания. У них изменяется мировоззрение, и само производство видится уже по-другому», - рассказывает руководитель предприятия.

Обучение отечественных специалистов на предприятиях Siemens AG строится по принципу пирамиды. Несколько рабочих изучают прототип преобразователя вместе с немецкими специалистами на заводе в Германии. Затем наши соотечественники, прошедшие стажировку, сами становятся наставниками своих коллег на месте. Каждый из них передает знания еще нескольким рабочим, и так по цепочке.

Очень важно отметить, что, воспользовавшись примером германского партнера, за основу своей производственной деятельности Трансконвертер взял систему, основанную на внедрении «нововведений» с их обязательной практической реализацией. По мнению специалистов, она является более эффективной. Акцент ставится на инициативных грамотных специалистов. Это не просто работа по заданному техническому заданию, а непрерывное развитие инициативы специалистов к созданию чего-то качественно нового.

Сергей Вольский считает, что при советской системе расписанные по пунктам функции каждого работника лишают людей желания генерировать идеи и прислушиваться к голосу собственной интуиции, основанной на опыте. «На заводе Siemens AG далеко не все так строго регламентировано, - комментирует он. - Отсюда свобода творчества и рост. Для того чтобы работать профессионально, работникам не нужны общеизвестные инструкции, которые только сдерживают их. Над немецким рабочим не висит как дамоклов меч инструкция, у него нет маршрутных карт. Рабочий сам должен много знать и во всем разбираться. Нередко он даже может помочь инженерам что-либо изменить. Вот этому мы и учимся у коллег из Германии».

Первые плоды совместного труда

В результате объединения ТМХ и Siemens AG на площадке при среднероссийских затратах были созданы уникальные по своим характеристикам статические преобразователи, которые без преувеличения можно назвать знаковым решением для российского железнодорожного сообщения.

Прежде всего стоит отметить преобразователь собственных нужд ПСН80 У1, созданный на Демиховском машиностроительном заводе специально для электропоездов пригородного сообщения. Выходная мощность - 80 кВА. Преобразователь предназначен для электроснабжения компрессора, цепей освещения управления, климатической установки, заряда аккумуляторной батареи, цепей возбуждения тяговых двигателей. Сейчас он проходит тестирование в Московской области на электропоезде ЭД4МКМ-АЭРО и уже успел зарекомендовать себя как надежное и удобное в эксплуатации устройство. Более мощный его аналог, ПСН100 У2 (выходная мощность -100 кВА), выпускается сейчас на Коломенском заводе.

Успешным результатом российско-германского сотрудничества можно назвать преобразователь собственных нужд ПСН50 У1 с выходной мощностью 50 кВА и стендовый преобразователь ПС70 УХЛ4. Первый обеспечивает электроснабжение цепей освещения, климатической установки, заряда аккумуляторной батареи, бортовой сети прочих собственных нужд пассажирского вагона от высоковольтной поездной магистрали. Второй предназначен для проведения испытаний асинхронных тяговых двигателей, в частности электровозов 2ЭС10 и электропоездов «Ласточка» (Desirorus).

Также был создан мощный преобразователь (выходная мощность -235 кВА) собственных нужд ПСН235 У2. Он востребован не только на электропоездах Урала и Северного Кавказа, но и популярен на просторах Украины - данный статический преобразователь изготавливается для грузовых электровозов «Дончак» (2ЭС4К) производства Новочеркасского электровозостроительного завода и Лугансктепловоза.

Еще стоит отметить преобразователи EVB51 У1. Заключен экспортный контракт, по которому совместное предприятие уже поставляет их на Siemens AG. Прототипом этого преобразователя стал ПСН50 У1.

Активное развитие перспективного начинания

Сотрудничество Трансмашхолдинга и Siemens AG оказалось действительно актуальным шагом. В настоящее время Трансконвертер способен решать любые задачи в области преобразовательной техники, начиная с идеи и заканчивая серийным выпуском продукции.

Трансконвертер имеет ряд преимуществ перед конкурентами. Во-первых, в основу работы предприятия положен бесценный опыт Siemens AG - концерна с мировым именем. Во-вторых, система менеджмента качества базируется на компьютеризированном входном контроле комплектующих изделий, а также компьютеризированном процессе прослеживания комплектующих изделий как во время производственного процесса, так и при эксплуатации продукции. А это важный аспект при создании действительно качественной продукции.

Третьим преимуществом можно назвать гибкость предприятия. Оно является сравнительно малым и, как следствие, скорость принятия и внедрение решений на нем значительно выше, нежели на многих больших российских заводах, отличающихся неповоротливостью и забюрократизированностью.

И это только старт развития. Мощный российско-немецкий потенциал и уже сделанные наработки станут трамплином, который позволит предприятию достигнуть новых высот в сфере электропромышленности и, быть может, создать продукцию, которая полностью перевернет представление о железнодорожном сообщении в нашей стране.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”