"TeploNews" 0 комментариев

Юрий Вертопрахов, АО «Теплант»: «Работать больше и работать лучше – не одно и то же»

Взгляд генерального директора АО «Теплант» Юрия Вертопрахова на изменения в компании, ситуацию на рынке и прогнозы на будущее. 

Юрий Вертопрахов, генеральный директор АО «Теплант»

Юрий Вертопрахов, генеральный директор АО «Теплант»

Благодарим Пресс-центр АО «Теплант» за предоставление данного материала.  

- В одном из интервью вы сказали, что пик кризиса пройден в первом квартале этого года и сейчас рынок размораживается. Изменит ли новый тренд прогнозы аналитиков по развитию рынка сэндвич-панелей?

- В первом квартале спрос упал даже по сравнению с не очень удачным 2015 годом. С апреля мы начали существенно прирастать в объемах. Спрос растет в течение четырех месяцев, что пока не дает нам основания считать этот тренд устойчивым, но дает надежду, что дальше все будет двигаться в том же направлении.

Пиковые значения рынок сэндвич-панелей показывал в 2014 году. В 2015 году начался спад, который продолжается и сейчас. Разворот, который мы наблюдаем, в лучшем случае позволит компенсировать падение последних двух лет. Абсолютно точно в этом году рынок не достигнет уровня 2014 года. Сказать окончательно, что рынок пошел в рост, мы сможем не раньше октября. Осень – пик сезона продаж для нас. 

- За счет чего может выжить производственная компания в современных условиях?

- Жизнеспособность предприятия - в его эффективности, в умении преодолевать сложности. Кризис - не самое приятное событие, но рыночная экономика предполагает подобные этапы. Важно знать, что делать в этот момент и понимать, что кризис заставляет нас стать сильнее и умнее.

Первоочередная задача любого предприятия в кризисный период – снижение себестоимости. Производительность труда – один из факторов, который на это влияет.

У нас в стране не очень хорошо развито понятие «производительность труда». Работать больше и работать лучше – не одно и то же.

Правильная форма организации труда, отработанные бизнес-процессы, эффективные мотивационные программы, оптимальное кол-во кадровых ресурсов – вот критерии успеха в борьбе за производительность. А если говорить проще, отношение людей, их ответственность и вовлеченность гарантируют вам высокую производительность.

И еще один очень важный момент. В современных условиях мощь предприятия определяется не его производственным потенциалом, а скорее его умением реализовывать выпускаемый продукт. Слаженная, скоординированная работа между коммерческим блоком и производством – вот что является жизненно важным критерием для любого производственного предприятия.

Если делать резюме: для выживания в кризис надо снижать себестоимость и активно работать в области коммерции, маркетинга. 

- Вы говорили, что экономику предприятия и страны можно улучшить не только за счет капитала. А за счет чего еще?

- Действительно, за последние годы в стране резко сократился инвестиционный капитал. Наши предприятия не вкладывают в свое развитие то, что сегодня зарабатывают. Не привлекают денег со стороны (банки, фонды и т.д.). Теплант в этом смысле выступает скорее исключением. 

- Но если не капитал, то что?

- Многое можно сделать за счет мозгов. В этом наш потенциал.

Мы живем в постиндустриальную эпоху, когда экономика развивается не за счет молота и наковальни, а за счет правильного нажимания кнопок. Сейчас более высокую капитализацию имеют бизнесы, владеющие не огромными производствами, а качественным интеллектуальным продуктом - софтовые компании, digital-сервисы и т.п. Яркий пример – история с Pokemon GO. По данным РБК, с 6 июля акции Nintendo, компании-владельца игры, подорожали более чем на 50%. Капитализация японской корпорации увеличилась с $17 млрд до $30,95 млрд.

Сейчас нужны мозги, способные создать другую среду для людей. В маркетинге все пляшет от спроса, но сейчас мало этот спрос удовлетворить, все чаще его нужно создать. 

- А что Теплант делает в этом направлении?

- Мы пока не готовы предложить рынку принципиально новую «сэндвич-панель будущего». Пока не готовы. Но мы можем предоставить клиенту современный сервис, сайт, который обеспечит удобный способ связи, где можно получить максимум информации, выбрать необходимый продукт, сориентироваться в сроках, в ценах, поучаствовать в тендерах и т.п. Мы сейчас оказываем целый комплекс онлайн-услуг и продолжаем работать в этом направлении. Теплант идет в ногу с рынком, просто современные технологии реализуются у нас не в самом продукте, а в процессе его производства и в сопровождении заказа. 

- За последние пару лет организационная структура Тепланта сильно изменилась: созданы группа по труду и заработной плате, ресепшен, отдел клиенского сервиса, изменилась служба качества, объединены некоторые основные производственные подразделения. В чем причины таких перемен?

- Все наши действия были увязаны с «правилами поведения» в кризисный период. Мы снижали и снижаем себестоимость, в том числе, и за счет оптимизации оргструктуры. Мы наращиваем мускулы в коммерческом блоке. 

- То есть изменение организационной структуры положительно сказалось на работе предприятия?

- Мы стали более эффективно управлять информационными потоками внутри компании. Например, создание ресепшена - только на первый взгляд не значительное событие. Сегодня крайне важно оперативно реагировать на огромный поток входящей информации. Теплант – клиентоориентированная компания. Избитое выражение: «Ваш звонок очень важен для нас» по-настоящему имеет значение, если за ним что-то стоит. Создание ресепшена, клиентского сервиса, запуск электронного документооборота – все это шаги, подтверждающие, что мы дорожим своим временем и временем наших клиентов.

- Как изменилось поведение клиентов в связи с кризисом?

- Поведение инвесторов, застройщиков тесно связано с развитием экономики. Сэндвич-панели – это в первую очередь новые заводы, логистические комплексы, торговые центры, т.е. объекты, требующие серьезных инвестиций. На нестабильном рынке люди перестают вкладывать деньги. Все ждут понимания хотя бы среднесрочного будущего. Это нормально.

Из-за ограничения в ресурсах, некоторые наши заказчики перестали обращать должное внимание на качество продукции, забывая, что сэндвич-панель - это не гвоздь, это будущие стены, крыша здания. Экономить на качестве здесь не стоит. Наш интерес в том, чтобы и через 10, 20 лет мы могли с гордостью показывать всем объекты из наших панелей. 

- Какие еще экономические факторы сдерживают работу предприятия?

- Если год назад главной проблемой был низкий рыночный спрос, мы были вынуждены биться за каждый тендер, снижать цены, то сейчас ограничителем является наличие металла. В который мы раз получаем информацию о сокращении поставок от заказываемых нами объемов. При том, что металл стал на 15% дороже по сравнению с прошлым годом, есть дефицит! К сожалению, получая сигналы по улучшению рыночной ситуации, мы не можем в полной мере реализовать свои возможности.

Думаю, это временные трудности. Свято место пусто не бывает. Мы живем в рыночной экономике. 

- Сейчас много говорят о государственной поддержке. Какие изменения могли бы существенно улучшить ситуацию в промышленности?

- Диалог между бизнесом и властью – это возможность услышать друг друга, определить общее направление движения, где-то помочь друг другу.

За последний год интерес к производственным предприятиям со стороны наших властей заметно вырос. Каждый месяц мы получаем около 30-40 запросов от различных государственных структур. Мы всегда даем обратную связь, но хотелось бы больше работать в интерактиве: встречаться, обсуждать наболевшие вопросы, вырабатывать реальные решения. 

- В Самаре у Тепланта работают пять официальных дилеров, в Ивановской области – два. Насколько это оправданно, когда есть возможность продавать напрямую?

- Количество наших дилеров не зависит от близости к производству. На территории могут работать 2 дилера или 20. Это определяется другими показателями.

Наша задача - не только выступать в качестве производителя, но и оказывать качественный сервис: оперативную обратную связь на всех этапах, своевременную  доставку и т.п. Дилер вместе с заказчиком проходит весь путь от выбора панелей до шеф-монтажа.

Собственную сеть продаж мы развиваем на тех территориях, где нет дилеров. Это ни в коем случае не замена дилерской сети, а, по сути, ее дополнение. Но мы видим потребности рынка - некоторые крупные заказчики предпочитают работать с заводом напрямую. Тоже понятно. Поэтому сейчас у нас есть небольшая, но эффективная команда собственных продавцов – региональных менеджеров Тепланта. 

- Как развивается ситуация на ивановской площадке Тепланта?

- Теплант-Иваново за два года окончательно утвердился как здоровое высокопроизводительное предприятие, которое выпускает сейчас в среднем около 40-50 тыс. кв. м панелей на одну рабочую смену в месяц. Заметно оживление на рынке ЦФО, нам выгодно и удобно выполнять эти заказы в Тейково. Ивановский завод уже произвел панели для строительства и реконструкции объектов, значимых не только для нашей страны: стадион «Лужники» в Москве,  Белорусская АЭС,  Ленинградская АЭС и др. Объемы растут, мы обсуждаем вопрос введения там дополнительной смены.

Недавно у Теплант-Иваново появился новый руководитель производства – Аскар Гильфанов. Это яркий пример успешной карьеры внутри компании. Аскар со студенческих лет работает на Тепланте: сначала оператором, потом технологом, работал заместителем начальника ППС-2, а теперь совершенно справедливо встал на позицию начальника производства. Уверен, обладая таким богатым опытом, он сможет реализовать себя в полной мере в рамках удаленного подразделения.

В ближайшее время мы планируем вернуться к программе инвестиций в этот проект и реализовать задачи, которые были заложены в первоначальной версии бизнес-плана. 

- В этом году Теплант вышел на белорусский рынок, выполнил первый заказ для Узбекистана. Каковы дальнейшие планы компании по расширению рынка сбыта?

- Мы не ограничиваем свои амбиции географическими рамками. Сэндвич-панели Teplant – продукт, который может быть востребован во всем мире. В этом смысле мы следуем за клиентом - везде, где видим потенциал для развития, возможность конкуренции, мы стараемся присутствовать.

Рынок Казахстана нами неплохо освоен. Беларусь – следующий этап. Это еще один шаг в сторону Европы. По качеству у нас нет никаких барьеров - наша продукция сертифицирована в том числе по европейским правилам. Мы третий год являемся членами Европейской ассоциации производителей панелей и профиля. Нынешний курс валюты позволяет нам осуществлять поставки в Европу даже с учетом дорогой логистики.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство