Нефтяные вести 0 комментариев

Как «Татнефть» внедряет систему стоимостного мышления

Первая цель Стратегии-2030 «Татнефти» — рост стоимости Компании. В эксклюзивном интервью газете «Нефтяные вести» заместитель генерального директора по стратегическому развитию Нурислам Сюбаев рассказал о том, почему действия каждого сотрудника должны создавать вклад в рост стоимости Компании и что понимать под термином «стоимостное мышление».


Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

—  Нурислам Зиннатуллович, расскажите, пожалуйста, что такое стоимость компании и почему ее рост является основной целью «Татнефти»?

— В практике оценки существуют несколько подходов для ответа на вопрос «Что есть стоимость, то есть цена, за которую актив может быть продан на рынке?». Для нас важен подход, при котором стоимость оценивается на основании будущих денежных потоков или, точнее, свободных денежных потоков. Стоимость компании при данном подходе оценивается как дисконтированная сумма денежных потоков каждого года. Если же мы говорим о стоимости собственного капитала, то есть рыночной оценке всех акций, то из полученной суммы необходимо еще вычесть чистый долг компании.

Почему это важно и является целью? Дело в том, что при ориентации на будущие денежные потоки стоимость компании является хорошим показателем нашей работы, то есть показателем того, насколько эффективно мы работаем.

—  Если позволите, давайте уточним для наших читателей, что такое денежные потоки? Это прибыль компании? Зачем денежные потоки необходимо дисконтировать?

— Компания, реализуя продукцию, имеет денежные поступления от покупателей, то есть денежный поток со знаком плюс. Из него выплачиваются суммы поставщикам за сырье, работникам — заработная плата, налоги в бюджеты разных уровней и т.д. Наши выплаты — это отрицательный денежный поток. Не сильно вдаваясь в детали, если из положительного денежного потока вычесть все затраты и необходимые инвестиции, в том числе в оборотный капитал, то на конец года мы имеем остаток. Этот остаток по каждому году и называется свободным денежным потоком компании. Но это не совсем прибыль.

—  А что такое прибыль?

— Прибыль — расчетный показатель, можно сказать, «бумажный», она говорит о  жизнеспособности бизнес-идеи. Мы рассчитываем прибыль в соответствии с налоговым законодательством, но в реальности может быть ситуация, когда прибыль есть, а реальных денег нет. В этой связи управленческие решения ориентируются не на показатель прибыли, а на показатель денежных потоков, то есть на показатель, отражающий реальное расположение деньгами, которые может использовать компания.

Что касается дисконтирования, то мы знаем, что деньги в рыночной экономике имеют свою временную стоимость (деньги сегодня стоят дороже, чем деньги завтра и послезавтра). Поэтому, дисконтируя денежные потоки будущих периодов по средневзвешенной процентной ставке, мы получаем их текущую стоимость.

—  Не могли бы вы пояснить более подробно, как деятельность компании влияет на денежный поток?

— Это можно пояснить на обратном примере: что произойдет, если компания откажется от будущих проектов? Денежный поток от  имеющихся активов какое-то время будет стабильным, но затем начнет снижаться в силу естественных и экономических причин, например, истощения месторождений. В результате чего денежный поток в будущем начнет «проседать» и,  как следствие, стоимость компании начнет снижаться.

—  Правильно ли я понимаю, что действия менеджмента в такой парадигме влияют на стоимость компании и на рыночную капитализацию?

— Безусловно. Стоимость компании и капитализация на фондовом рынке основаны, по сути, на одной и той же парадигме — использовании будущих дисконтированных денежных потоков. Рыночная капитализация (количество акций, умноженных на  рыночную цену одной акции) — оценка инвесторами собственного капитала компании, то  есть суммы будущих денежных потоков от актива за вычетом долга.

—  Но в таком случае оценка стоимости компании менеджментом и внешними инвесторами может различаться?

— Да, природа стоимости отчасти субъективна. Она зависит от прогноза внешнего окружения и макроэкономических факторов, налоговых и многих других параметров. Каждый инвестор имеет свое видение будущего, разную степень доверия к планам компании. И вот здесь, мне кажется, есть важный момент. Если менеджмент дисциплинированно выполняет озвученные обещания, долгосрочные планы, то и доверие инвесторов к действиям и планам менеджмента выше, а значит, оценка стоимости бизнеса менеджментом и внешними аналитиками становится близкой.

—  Давайте более подробно остановимся на действиях менеджмента. Что конкретно должен делать бизнес или как модель его поведения должна меняться?

— Компания работает всегда в нескольких измерениях. Текущее измерение — это максимизация операционной эффективности тех активов, которые у нас уже есть. Менеджер, ориентированный на максимизацию стоимости, не просто посмотрит на текущий денежный поток, а будет искать варианты дополнительной оптимизации, то есть варианты его увеличения. Все точки поиска рычагов из формулы стоимости компании известны, поэтому здесь важны проактивная позиция и реализация конкретных решений.

Но  для того, чтобы компания росла, недостаточно повышать внутреннюю эффективность. Когда мы говорим о  долгосрочном интервале (10–15 лет), то здесь уже важны новые проекты и идеи, способные масштабировать бизнес, создавать новые области роста.

—  Сейчас по поручению генерального директора Н.У. Маганова в Компании активно внедряется система стоимостного мышления. Не могли бы вы рассказать подробнее, что нас ожидает?

— Еще каких-то 10 лет назад в Компании практически отсутствовала количественная система целеполагания, нацеленная на рост стоимости бизнеса. Ее внедрение было смелым шагом, так как сразу возникает определенная ответственность за взятые обязательства. Но история показала правильность выбранного пути. Сейчас выстроена прозрачная и понятная иерархия целей, в  рамках которой каждое действие или проект может быть увязан с верхнеуровневой основной целью — ростом стоимости.

Это важно, так как позволяет придать осмысленную форму любым действиям каждого сотрудника «Татнефти» — все действия должны создавать вклад в рост стоимости Компании. Это понимание и называется стоимостным мышлением.

Наша общая задача, чтобы такое мышление появилось у каждого, чтобы все говорили на одном языке. Для этого будут разработаны программы обучения, уже создана активная группа в КСС, куда выложены методические материалы, размещены онлайн-ролики в видеохостинге YouTube по всем ключевым элементам стоимости. Много чего есть, но и немало еще планируется сделать.

Беседовал АЛМАЗ БАКИРОВ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”