Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Сегодня многолетний накал страстей и полемики, логичный для событий такого масштаба, уже стих. Перед отечественным машиностроением встала задача – в крайне сжатые сроки организовать работу компаний, предприятий, сбытовых и сервисных структур с учетом тех преимуществ, которые – объективно, при формальном равенстве условий – могут получить на российском рынке зарубежные конкуренты.
Наталия Партасова, заместитель председателя Комитета при Бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожностроительному машиностроению, вице-президент Концерна «Тракторные заводы».
Мы все должны понять, что ВТО – это не временный форс-мажор, а новая система сил на рынке, от которой зависят и те, кто выпускает технику, и те, кто на ней работает.
Очевидно, что «нормы жизни» в условиях ВТО окажут серьезное влияние как на производителей сельхозтехники, так и на ее потребителей. И если для производителей новый формат работы на рынке станет, хоть и крайне жестким, не бесспорным, но стимулом для более быстрого развития, то покупатели тракторов и комбайнов, убеждена, в очень скором времени скорректируют свои желания и возможности. Безудержный оптимизм – «теперь мы сможем купить все, что захотим, и по доступным ценам» – уже сегодня начал меняться на более трезвый подход. Зарубежная техника, по мнению отечественных аграриев, – дорогая, даже несмотря на понижение ставок ввозных таможенных пошлин в условиях ВТО. Многие хозяйства ориентируются именно на национальный продукт: надежная, конкурентная и доступная техника для российских полей должна производиться в российских условиях.
На мой взгляд, машиностроителям – для повышения собственной конкурентоспособности – необходимо концентрировать работу по трем направлениям.
Во-первых – это создание, скорейший вывод на рынок и продвижение новых, конкурентоспособных моделей сельхозтехники и технических решений, привлекательных для покупателя и по ценовым, и по эксплуатационным параметрам. Учитывая фактор времени, это могут быть не только «доведенные до ума» собственные разработки, но и плоды совместных проектов с ведущими мировыми производителями, предполагающие привлечение в Россию передовых технологий и высокий уровень локализации производства. Для примера скажу, что в ближайшие шесть лет в инвестпроекты предприятий нашей машиностроительно-индустриальной группы по развитию производства сельскохозяйственной и коммунальной техники планируется вложить свыше 2,8 млрд. рублей! Особый акцент «Тракторные заводы» сделают на предложении АПК и сельской инфраструктуре комплексных решений, которые можно использовать в том числе и на мелиоративных работах, и при строительстве и содержании сельских дорог, коммуникаций и территорий в рамках реализации специализированных целевых программ Минсельхоза России.
Во-вторых – это максимальное использование потенциала механизмов и инструментов господдержки, которые будут действовать в условиях ВТО пусть и в ином, переформатированном виде. В частности, в настоящее время выходит на новый уровень сотрудничество с «Росагролизингом» – качественно расширяется информационно-маркетинговое взаимодействие, работа в регионах. Совместная деятельность позволит во многом решить проблему выбора конечным потребителем необходимой ему продукции, в том числе тракторов, комбайнов и оборудования бренда АГРОМАШ. Активное взаимодействие и новый формат господдержки жизненно необходимы как для отрасли, так и для конечного потребителя. Расчеты, полученные во время разработки Стратегии развития сельхозмашиностроения в России до 2020 года, показали – если после вступления в ВТО отечественным компаниям не будет оказана переформатированная поддержка, которая компенсирует снижение пошлин и отмену субсидирования покупателей сельхозтехники, а зарубежные производители получат доступ к программам стимуляции обновления парка техники, то доля российских компаний может упасть с 50% (на конец 2011 г.) до 17-19% в 2017 г., а к 2020 может вообще сократиться до 10%!
И наконец, необходимо самым активным образом использовать те меры по защите от недобросовестной конкуренции, которые оговорены нормами ВТО. Особое внимание нужно уделить механизму защитных расследований. В настоящее время по инициативе Концерна «Тракторные заводы» и завода «Ростсельмаш» Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) проводит специальное расследование в отношении зерноуборочных комбайнов.
Повышение конкурентоспособности продукции предприятий «Тракторных заводов» должно базироваться на «принципе четырех «К»: качество производственной базы, качество выпускаемой продукции, качество персонала, качество сопровождения техники (сервис). По каждому из этих сегментов задачи для конструкторских, производственных и сбытовых единиц Концерна четко определены и скорректированы с учетом условий ВТО, а также отражены в обновленной Стратегии развития предприятий холдинга на среднесрочную перспективу.
Сегодня мы находимся в самом начале качественно нового этапа бизнеса и жизни в целом. Да, у нас пока мало практического опыта решения подобных вопросов, нет разнопрофильных специалистов, которые детально знают нюансы работы в условиях ВТО (а такие должны быть на каждом предприятии, в каждой бизнес-единице). На это требуется время, и мы обязательно сделаем все, чтобы создать такой костяк профессионалов. Однако задача и ориентир номер один для нас, причем независимо от того есть ВТО или нет, – это инновационный сценарий развития и его реализация. Этот принцип жизни – ключ к успеху на рынке: и на российском, и на зарубежном – нам определяют и наше государство, и инновационное развитие аграрного сектора, и сами труженики российских полей.