Для «СИБУРа - Русских шин» новый 2012 год станет годом перехода в новое качество - завершается процесс отделения от СИБУРа непрофильного шинного бизнеса. О том, в какой форме подходит компания к новому этапу своего существования, какие задачи стоят перед ней в следующем году, рассказывает заместитель генерального директора по операционной деятельности Дмитрий Соков.
"TYRES MAGAZINE", корпоративный журнал ОАО «СИБУР — Русские шины», зима 2011г. www.sibrustyre.ru/
Для «СИБУРа - Русских шин» новый 2012 год станет годом перехода в новое качество - завершается процесс отделения от СИБУРа непрофильного шинного бизнеса. О том, в какой форме подходит компания к новому этапу своего существования, какие задачи стоят перед ней в следующем году, рассказывает заместитель генерального директора по операционной деятельности Дмитрий Соков.
Конец года — время подведения итогов, и, хотя окончательные результаты традиционно в российской и мировой практике будут подведены уже в первом квартале 2012 года, можно с уверенностью сказать, что 2011 год стал годом реванша российского шинного рынка. Динамика продаж в уходящем году подтвердила статус российского шинного рынка как одного из крупнейших и быстрорастущих в мире. В нашей стране представлены шинные марки всех ведущих мировых производителей, ряд которых либо уже открыли, либо собираются открыть здесь свои собственные производственные мощности.
На протяжении уже шести лет работы в качестве самостоятельной компании Холдинг «СИБУР — Русские шины» стал признанным лидером российской шинной отрасли. В 2011 году рост производства «СИБУРа — Русских шин» являлся одним из лучших в отрасли. Сейчас мощности предприятий находятся на предельном уровне эффективной загрузки, полностью загружены каналы сбыта. В ближайшие годы перед компанией будет стоять задача не только наращивания продаж, но и расшивки узких мест каналов сбыта, повышения их эффективности. На это, в частности, была направлена политика «Единого импортера». Правильность ее выбора доказывают двухзначные темпы роста продаж нашей продукции на рынках Украины и Казахстана.
Тем не менее рынок России был и остается для нас основным и самым премиальным. На повышение прибыльности (маржинальности) каналов продаж в России направлен наш новый проект по развитию собственной розничной сети. Проект выходит из стадии планирования, и уже в следующем году мы собираемся открыть около 30 розничных точек по всей России.
Мы уверенно занимаем лидерские позиции в сегменте легковых шин, известность нашего бренда Cordiant на рынке сопоставима с такими мировыми лидерами, как Michelin и Bridgestone. При этом последние известны во многом благодаря своей продукции премиального сегмента.
Мы также будем двигаться в сторону премиального сегмента. Этот путь может занять около пяти лет, и с учетом текущего положения это амбициозная задача, но она по силам нашей команде.
Премиальный сегмент — не только наиболее прибыльный, но и самый быстрорастущий. Ожидается, что его доля к 2020 году на российском рынке легковых шин может вырасти с нынешних 30–35% до 45%. При этом весь российский рынок легковых шин в этому времени практически удвоится, преодолев отметку 60 млн штук. Причина такой динамики в росте парка иномарок. Но и сегмент В будет оставаться стабильным и расти вместе с рынком. Потребительские предпочтения меняются, и все больше людей выбирают качественные шины по доступным ценам.
Подтверждением качества нашей продукции стало начало летом 2011 года поставок шин Cordiant для комплектации автомобилей, выпускаемых ведущим мировым производителем Volkswagen на своем заводе в Калуге.
В жизни самой компании также произошел ряд важных событий, которые определяют ее развитие на ближайшие годы.
Основной вопрос, который волнует многих,— это наши отношения с Холдингом «СИБУР». Ни для кого не секрет, что шинный бизнес является непрофильным для СИБУРа. Об этом говорили все руководители СИБУРа — начиная с Александра Дюкова и заканчивая сегодня Дмитрием Коновым. Эта позиция была выработана СИБУРом еще в 2005 году. Оценив свой портфель бизнесов, Холдинг объявил, что шинный бизнес и бизнес минеральных удобрений являются непрофильными, по этим направлениям будут созданы отдельные компании, а по остальным — дивизионы. При этом непрофильные бизнесы будут развивать и готовить к продаже.
Мы, команда «СИБУРа — Русских шин», создавали серьезный бизнес, который стал бы интересен инвесторам. И, судя по тому количеству предложений, которые поступали, можно констатировать, что данная задача была полностью выполнена.
На этом пути рассматривалось несколько стратегий выхода из шинного бизнеса. Первая — распродажа всех заводов по отдельности. Такой вариант оценили еще в 2006 году и поняли, что это нецелесообразно. Впоследствии была проведена оценка возможности продажи компании целиком, но на тот момент этот вариант не заинтересовал никого из потенциальных инвесторов.
Тогда была принята стратегия консолидации всего шинного рынка России, всех производителей. Была поставлена задача стать крупнейшим игроком. На этом пути СИБУР скупил долги «Амтела» и 6 июня 2010 года получил полный операционный контроль над Воронежским и Кировским шинными заводами, а также более мелкими активами, которые входили в «Амтел». На тот момент речь шла фактически о неотложной реанимации производственных активов. Из-за финансовых трудностей «Амтела» производство на Воронежском заводе (ВШЗ) было остановлено, а Кировский завод (КШЗ) был переведен с семидневной на пятидневную рабочую неделю с одновременным сокращением рабочих смен. Первое, что сделала команда «СИБУРа — Русских шин»,— уже к концу июня 2010 года погасила основную задолженность по заработной плате на Воронежском предприятии и запустила производство в двух его цехах. До 75–80% была увеличена загрузка мощностей Кировского завода, начался набор нового персонала. Менее чем за год нашей команде удалось провести сложную процедуру финансового и экономического оздоровления Кировского и Воронежского шинных заводов. В результате в начале 2011 года загрузка заводов составила почти 100%. При этом на заводах была внедрена управленческая модель «СИБУРа — Русских шин».
Вскоре появились претенденты отдельно на бизнес «Амтела», отдельно на заводы, а также было предложение о покупке целиком СРШ. Сейчас уже полностью подписаны юридически обязывающие документы по продаже КШЗ и ВШЗ. Мы имели полный операционный контроль над ними до конца ноября 2011 года, и все, что мы заработали на этих заводах, пошло в копилку наших акционеров. Сейчас идет процедура передачи операционного контроля над КШЗ и ВШЗ совместному предприятию «Ростехнологий» и Pirelli, окончание которой зависит уже от получения новыми собственниками всех необходимых разрешений со стороны государственных органов. Для нас эта сделка продемонстрировала высокий уровень менеджмента и способность всей команды «СИБУРа — Русских шин» эффективно работать в изменяющихся условиях. А с точки зрения акционера, ее лучшей характеристикой является то, что рентабельность этой операции превысила двузначную отметку.
Дальнейшее развитие взаимоотношений с «Ростехнологиями» и Pirelli за счет объединения активов «СИБУРа — Русских шин» было одним из рассматривавшихся сценариев выхода СИБУРа из непрофильного бизнеса. Наравне с этим сценарием был полностью подготовлен вариант объединения с «Нижнекамскшиной». Но наиболее реальным сейчас стал третий сценарий — покупка Компании группой инвесторов, которую нашел Вадим Гуринов. Он верит в нашу Компанию, считает ее достаточно эффективной и видит потенциал ее развития.
Необходимо подчеркнуть, что поиск инвесторов для дальнейшего развития бизнеса велся Вадимом Гуриновым именно для того, чтобы сохранить тот путь развития Компании, который был заложен шесть лет назад. Это в том числе означает сохранение команды профессионалов как в корпоративном центре, так и на предприятиях, которую вобрала в себя Компания за эти годы.
Мы сосредоточимся на основном нашем бизнесе — производстве шин. Ряд перемен уже произошел: в июне 2011 года закрыта сделка по продаже саранского завода «Резинотехника», который был для нашего бизнеса непрофильным активом. Завершаются переговоры по продаже «СИБУРаВолжского». Также непрофильным для нас является инфраструктурный завод ВАКЗ. Кроме того, с выходом из СП «МатадорОмскшина» наших партнеров из немецкой Continental мы получили возможность полностью управлять этим предприятием. Его новое название — «КордиантВосток» — отражает в том числе ключевую роль нашей омской производственной площадки как форпоста Компании на востоке страны.
На западном направлении наш флагман — Ярославский шинный завод (ЯШЗ). Сейчас предприятие находится в так называемой активной инвестиционной фазе. Фактически достраивается новое производство ЦМКшин мощностью 650 тыс. штук в год, доводящее общую мощность по ЦМКшинам до 1 млн штук в год. Кроме того, на ЯШЗ появится новое производство легковых брендированных шин — от 6 млн до 8 млн штук в год. Сейчас соответствующий проект в разработке. На «ВолтайрПроме» будет концентрироваться производство сельскохозяйственных и индустриальных шин. Эти действия направлены на укрупнение и специализацию производственных площадок, а значит, позволяют снижать себестоимость. Новые подходы к обслуживанию производственных площадок, в целом к промышленной политике отражены в Программе управления технической инфраструктурой и в создании специализированной сервисной компании «Технотайр».
В новых условиях существования нашей Компании особенно важным является направление научно-технических разработок. Два года назад в рамках Холдинга был создан «Научно-технический центр — Интайр». За прошедшее время им сделан огромный качественный скачок. В единой структуре собраны квалифицированные специалисты Холдинга, налажена работа по подготовке и привлечению молодых ученых и инженеров. Уже в этом году в рамках НТЦ решен ряд технических задач, к примеру, по применению в производстве экологически чистых масел, позволяющих удовлетворить новые европейские требования к шинной продукции, а главное, разработаны новые модели шин.
В следующем году перед Компанией стоит задача завершить переход в качественно новый формат, провести дезинтеграцию с Холдингом «СИБУР» и сконцентрироваться на основном бизнесе — производстве качественных востребованных шин. Для этого у нас есть все предпосылки. В Компании собраны профессионалы своего дела, понимающие, куда идти, способные достичь нужных результатов. Расширяется ассортиментный портфель наших брендов — в частности, на рынок будут выведены грузовые ЦМКшины Cordiant Professional, линейка легковых шин Cordiant пополнится новыми моделями, также обновится линейка грузовых шин TyRex All Steel.