О состоянии и общих тенденциях развития национального сельхозмашиностроения, а также перспективах предприятий «Концерна «Тракторные заводы» в данном сегменте рынка рассказывает вице-президент машиностроительно-индустриальной группы, заместитель председателя Комитета при Бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению Наталия ПАРТАСОВА.
«Агромаш», корпоративный журнал «Концерна «Тракторные заводы», ноябрь 2011г. www.tplants.com
Беседовал Михаил Тимофеев
Необходимость новой волны индустриализации страны стала одной из самых «горячих» тем сегодняшнего дня. Вопросы продовольственной безопасности, состояния и перспектив машиностроительной отрасли в целом, политика обновления парка сельхозтехники, создания современных производств и привлечения новых технологий активно обсуждаются и решаются сегодня и на государственном уровне, и в общественных организациях. О состоянии и общих тенденциях развития национального сельхозмашиностроения, а также перспективах предприятий «Концерна «Тракторные заводы» в данном сегменте рынка рассказывает вице-президент машиностроительно-индустриальной группы, заместитель председателя Комитета при Бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению Наталия ПАРТАСОВА.
- Насколько учитываются государством интересы и предложения отечественных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования?
- Государственная политика в этом секторе экономики стала значительно более скоординированной и системной. Создана и ведет очень активную и продуктивную деятельность Рабочая группа по технической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения под руководством первого заместителя Председателя Правительства России Виктора Зубкова, в состав которой входит председатель профильного комитета Союза машиностроителей России, президент «Концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин.
Очень важно, что на этой площадке ведется открытый, конструктивный диалог власти и бизнеса, обсуждаются и решаются самые неотложные вопросы, вырабатываются необходимые поручения и рекомендации.
В результате в стране реализуется комплекс мер по стимулированию внутреннего спроса на российскую технику. Это и меры таможенно-тарифного регулирования, что особенно актуально с учетом перспективы вступления во Всемирную торговую организацию. И активизация существующих механизмов - вроде «Росагролизинга», который в 2011 году выполнял программу реализации техники с 50% скидкой; программ «Россельхозбанка» по кредитованию аграриев для приобретения отечественной техники, реализуемой по федеральной программе субсидирования.
- Появились ли новые программные документы, позволяющие российскому сельхозмашиностроению понимать «правила игры» и выстраивать свои планы хотя бы на среднесрочную перспективу?
- В этом направлении сделан серьезный шаг. Завершается выработка Стратегии развития сельхозмашиностроения РФ до 2020 года, заказчиком которой является Министерство промышленности и торговли РФ. Это крайне своевременный документ, учитывающий интересы отечественных производителей сельхозтехники и оборудования. В нем намечены все базовые ориентиры, спрогнозирован рынок, определено место каждой компании, направления и ожидаемые результаты инвестиционной деятельности.
Документ предусматривает комплекс мер государственной поддержки, в частности, по вопросам обновления действующего парка сельхозтехники, увеличения объема экспорта техники российского производства, стимулирования процессов модернизации и инновационного развития отрасли.
Стратегия позволит принять на уровне государства критерии организации «промышленной сборки» иностранными участниками рынка для достижения уровня локализации производств на территории Российской Федерации не менее 50%, что создаст благоприятные конкурентные преимущества для национальных сельхозмашиностроителей, обеспечит оперативное техническое и технологическое перевооружение агропромышленного сектора России.
Ведется работа по созданию Программы утилизации сельхозтехники, под которую государством выделено 3,5 млрд рублей. В состав рабочей группы вошли представители профильного Комитета Союза машиностроителей. Ведь в том, что эта программа появилась на свет, большая заслуга отечественных компаний «Агромашхолдинг» (сбытовая структура «Тракторных заводов»), «Кировский завод», «РСМ», которые весной-летом 2010 года запустили собственные пилотные проекты.
Необходимо отметить активную деятельность в этом направлении Министерства сельского хозяйства РФ. Программы по мелиорации, строительству сельских дорог позволяют развивать соответствующие продуктовые направления. Качественно улучшилось взаимодействие с испытательными станциями по оценке новых моделей техники.
- Как наличие документов, определяющих пути и формат преобразования отрасли, соотносится с постоянным ростом импортной сельскохозяйственной техники?
- Зарубежные компании пришли на российский рынок в первую очередь потому, что наши производители не могли предложить полной линейки техники и оборудования для АПК и не имели достаточных финансовых возможностей для оперативного проведения всего комплекса НИОКР и запуска продукции в серию. Например, John Deere тратит не менее 1,5 млн долларов в день на научные исследования и разработки. И работа над новыми продуктами, причем с учетом интересов клиентов из разных стран мира, в этой компании не прекращалась никогда!
Кроме того, заходя на российский рынок, производители сельхозтехники из дальнего зарубежья, из Беларуси пользуются широчайшим спектром механизмов государственной финансовой поддержки, что позволяет им предлагать свою продукцию по льготным кредитным и лизинговым программам, а также создавать сборочные производства, которых только у белорусских предприятий в разных регионах РФ уже почти три десятка.
Мы не против создания иностранными компаниями производств на территории России. Проблема в другом: мы всегда выступали за равенство конкурентных условий для зарубежных и российских машиностроителей. Пусть даже при заведомо более сильном потенциале у иностранных компаний. В этом вопросе нужны четко установленные и соблюдаемые всеми участниками правила, которые предполагают локализацию производства с созданием собственной компонентной базы.
Залогом успеха российских производителей техники может быть максимально гибкая производственная политика самих предприятий, основанная на привлечении и использовании новых технологий. В наших реалиях - это, в основном, зарубежные технологии. И, конечно, необходима реализация в полном объеме тех государственных программных документов, о которых мы говорили.
- То есть, по сути, «новая индустриализация», о которой заявило руководство страны...
- Это новый формат развития бизнеса, продиктованный реальными экономическими условиями. Привлечение новых технологий необходимо, но это не значит, что мы «хороним» свои НИИ и КБ и занимаемся только покупкой зарубежных know-how. Как раз наоборот: сохранение в машиностроительной отрасли идущего в ногу со временем научного потенциала и рост профессионального мастерства - это условия динамичного развития бизнеса.
Отрадно, что руководство страны расставило в этом вопросе правильные акценты, в том числе и в отношении создаваемых СП. Новые технологии плюс глубокая локализация производства - это оптимальный путь для выпуска востребованной инновационной продукции сейчас, а не завтра, и стимул для развития НИОКР применительно к сегодняшним реалиям рынка.
- При обсуждении перспектив российского сельхозмашиностроения нельзя не учитывать планы «Концерна «Тракторные заводы» по данному направлению. Как обстоят дела с выпуском техники и оборудования для АПК?
- Идет перепрофилирование площадок в рамках существующей между предприятиями холдинга внутренней кооперации, осуществляется подготовка площадей к выпуску новых видов продукции, которые до этого там не выпускались. Разработана и реализуется Программа финансового оздоровления и инновационного развития Концерна до 2017 года. В ней определен перечень перспективных проектов по выпуску сельхозтехники и оборудования, поставлены задачи по модернизации существующей номенклатуры и выводу на рынок новых моделей техники, которые будут максимально соответствовать запросам потребителей по уровню технологичности, экологии и качества. Обозначена стратегия позиционирования нового продукта, поставлены конкретные ориентиры увеличения доли продукции Концерна на российском рынке. Например, по колесным тракторам: к 2017 году их выпуск увеличить в 2 раза, поставлена задача в несколько раз больше наладить поставки зерноуборочных комбайнов. Причем увеличение будет достигнуто за счет новых моделей сельхозтехники, навесного и прицепного оборудования.
Одним словом, проведена колоссальная работа по созданию матрицы инновационного производства и современного бизнеса, над реализацией которой ежедневно трудятся почти 30 000 работников предприятий «Тракторных заводов».
- Планы амбициозные. Вы уверены в успехе?
- Команда Концерна всегда нацелена на результат. И мы не раз уже доказывали это.