0 комментариев

Новая волна индустриализации – магистральный путь развития страны

О состоянии и общих тенденциях развития национального сельхозмашино­строения, а также перспективах предприятий «Концерна «Тракторные заводы» в данном сегменте рынка рассказывает вице-президент машиностроительно-индустриальной группы, заместитель председателя Комитета при Бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению Наталия ПАРТАСОВА.

«Агромаш», корпоративный журнал «Концерна «Тракторные заводы», ноябрь 2011г. www.tplants.com

Беседовал Михаил Тимофеев

 

Необходимость новой волны индустриализации страны стала одной из самых «горя­чих» тем сегодняшнего дня. Вопросы продовольственной безопасности, состояния и пер­спектив машиностроительной отрасли в целом, политика обновления парка сельхоз­техники, создания современных производств и привлечения новых технологий активно обсуждаются и решаются сегодня и на государственном уровне, и в общественных ор­ганизациях. О состоянии и общих тенденциях развития национального сельхозмашино­строения, а также перспективах предприятий «Концерна «Тракторные заводы» в данном сегменте рынка рассказывает вице-президент машиностроительно-индустриальной группы, заместитель председателя Комитета при Бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению Наталия ПАРТАСОВА.


- Насколько учитываются госу­дарством интересы и предложения отечественных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования?

- Государственная политика в этом секторе экономики стала зна­чительно более скоординированной и системной. Создана и ведет очень активную и продуктивную деятель­ность Рабочая группа по техниче­ской модернизации сельского хо­зяйства и сельскохозяйственного машиностроения под руководством первого заместителя Председателя Правительства России Виктора Зубкова, в состав которой входит пред­седатель    профильного    комитета Союза машиностроителей России, президент «Концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин.

Очень важно, что на этой пло­щадке ведется открытый, конструк­тивный диалог власти и бизнеса, обсуждаются и решаются самые не­отложные вопросы, вырабатывают­ся необходимые поручения и реко­мендации.

В результате в стране реализует­ся комплекс мер по стимулированию внутреннего спроса на российскую технику. Это и меры таможенно-та­рифного регулирования, что особен­но актуально с учетом перспективы вступления во Всемирную торговую организацию. И активизация суще­ствующих механизмов - вроде «Росагролизинга», который в 2011 году выполнял программу реализации техники с 50% скидкой; программ «Россельхозбанка» по кредитованию аграриев для приобретения оте­чественной техники, реализуемой по федеральной программе суб­сидирования.

- Появились ли новые программ­ные документы, позволяющие рос­сийскому сельхозмашиностроению понимать «правила игры» и выстра­ивать свои планы хотя бы на средне­срочную перспективу?

- В этом направлении сделан серьезный шаг. Завершается выработка Стратегии развития сельхоз­машиностроения РФ до 2020 года, заказчиком которой является Мини­стерство промышленности и торгов­ли РФ. Это крайне своевременный документ, учитывающий интересы отечественных производителей сельхозтехники и оборудования. В нем намечены все базовые ориен­тиры, спрогнозирован рынок, опре­делено место каждой компании, на­правления и ожидаемые результаты инвестиционной деятельности.

Документ предусматривает ком­плекс мер государственной под­держки, в частности, по вопросам обновления действующего парка сельхозтехники, увеличения объема экспорта техники российского про­изводства, стимулирования процес­сов модернизации и инновационного развития отрасли.

Стратегия позволит принять на уровне государства критерии ор­ганизации «промышленной сбор­ки» иностранными участниками рынка для достижения уровня ло­кализации производств на терри­тории Российской Федерации не менее 50%, что создаст благопри­ятные конкурентные преимущества для национальных сельхозмашино­строителей, обеспечит оперативное техническое и технологическое пе­ревооружение агропромышленного сектора России.

Ведется работа по созданию Программы утилизации сельхоз­техники, под которую государством выделено 3,5 млрд рублей. В состав рабочей группы вошли представи­тели профильного Комитета Союза машиностроителей. Ведь в том, что эта программа появилась на свет, большая заслуга отечественных ком­паний «Агромашхолдинг» (сбытовая структура «Тракторных заводов»), «Кировский завод», «РСМ», которые весной-летом 2010 года запустили собственные пилотные проекты.

Необходимо отметить активную деятельность в этом направлении Министерства сельского хозяйства РФ. Программы по мелиорации, стро­ительству сельских дорог позволяют развивать соответствующие про­дуктовые направления. Качественно улучшилось взаимодействие с испы­тательными станциями по оценке но­вых моделей техники.

- Как наличие документов, опре­деляющих пути и формат преоб­разования отрасли, соотносится с постоянным ростом импортной сель­скохозяйственной техники?

- Зарубежные компании пришли на российский рынок в первую оче­редь потому, что наши производи­тели не могли предложить полной линейки техники и оборудования для АПК и не имели достаточных фи­нансовых возможностей для опера­тивного проведения всего комплекса НИОКР и запуска продукции в серию. Например, John Deere тратит не ме­нее 1,5 млн долларов в день на на­учные исследования и разработки. И работа над новыми продуктами, при­чем с учетом интересов клиентов из разных стран мира, в этой компании не прекращалась никогда!

Кроме того, заходя на россий­ский рынок, производители сель­хозтехники из дальнего зарубежья, из Беларуси пользуются широчай­шим спектром механизмов государ­ственной финансовой поддержки, что позволяет им предлагать свою продукцию по льготным кредитным и лизинговым программам, а также создавать сборочные производства, которых только у белорусских пред­приятий в разных регионах РФ уже почти три десятка.

Мы не против создания ино­странными компаниями производств на территории России. Проблема в другом: мы всегда выступали за ра­венство конкурентных условий для зарубежных и российских машино­строителей. Пусть даже при заве­домо более сильном потенциале у иностранных компаний. В этом во­просе нужны четко установленные и соблюдаемые всеми участниками правила, которые предполагают ло­кализацию производства с создани­ем собственной компонентной базы.

Залогом успеха российских про­изводителей техники может быть максимально гибкая производствен­ная политика самих предприятий, ос­нованная на привлечении и исполь­зовании новых технологий. В наших реалиях - это, в основном, зарубеж­ные технологии. И, конечно, необхо­дима реализация в полном объеме тех государственных программных документов, о которых мы говорили.

- То есть, по сути, «новая инду­стриализация», о которой заявило руководство страны...

- Это новый формат развития бизнеса, продиктованный реаль­ными экономическими условиями. Привлечение новых технологий не­обходимо, но это не значит, что мы «хороним» свои НИИ и КБ и занима­емся только покупкой зарубежных know-how. Как раз наоборот: сохра­нение в машиностроительной от­расли идущего в ногу со временем научного потенциала и рост профес­сионального мастерства - это усло­вия динамичного развития бизнеса.

Отрадно, что руководство стра­ны расставило в этом вопросе пра­вильные акценты, в том числе и в отношении создаваемых СП. Новые технологии плюс глубокая локали­зация производства - это оптималь­ный путь для выпуска востребо­ванной инновационной продукции сейчас, а не завтра, и стимул для развития НИОКР применительно к сегодняшним реалиям рынка.

- При обсуждении перспектив российского сельхозмашиностро­ения нельзя не учитывать планы «Концерна «Тракторные заводы» по данному направлению. Как обстоят дела с выпуском техники и оборудо­вания для АПК?

- Идет перепрофилирование площадок в рамках существующей между предприятиями холдинга внутренней кооперации, осущест­вляется подготовка площадей к вы­пуску новых видов продукции, ко­торые до этого там не выпускались. Разработана и реализуется Про­грамма финансового оздоровления и инновационного развития Кон­церна до 2017 года. В ней определен перечень перспективных проектов по выпуску сельхозтехники и обо­рудования, поставлены задачи по модернизации существующей но­менклатуры и выводу на рынок но­вых моделей техники, которые бу­дут максимально соответствовать запросам потребителей по уровню технологичности, экологии и ка­чества. Обозначена стратегия по­зиционирования нового продукта, поставлены конкретные ориенти­ры увеличения доли продукции Концерна на российском рынке. Например, по колесным тракто­рам: к 2017 году их выпуск увели­чить в 2 раза, поставлена задача в несколько раз больше наладить поставки зерноуборочных ком­байнов. Причем увеличение будет достигнуто за счет новых моде­лей сельхозтехники, навесного и прицепного оборудования.

Одним словом, проведена ко­лоссальная работа по созданию матрицы инновационного произ­водства и современного бизнеса, над реализацией которой еже­дневно трудятся почти 30 000 ра­ботников предприятий «Трактор­ных заводов».

- Планы амбициозные. Вы увере­ны в успехе?

- Команда Концерна всегда наце­лена на результат. И мы не раз уже доказывали это.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство