"Вести КАМАЗа" 0 комментариев

Андрей Максимов, КАМАЗ: Задача - сэкономить и уйти от «еврозависимости»

В кабинете нового главного финансиста «КАМАЗа» Андрея Максимова – портрет «легенды отечественного автопрома» Виктора Николаевича Полякова и его вдохновляющая цитата: «Любой медленный вялый труд рождает слабых людей. Только в тяжёлых суровых условиях вырабатывается сильный характер и появляются сильные люди». Лучшего эпиграфа к интервью сегодня не придумать. 

Новый главный финансист «КАМАЗа» Андрей Максимов

Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала. 

– Андрей Александрович! Сказать, что экономическая ситуация в стране, в мире сложная – значит ничего не сказать. Как выглядит «КАМАЗ» на этом фоне?

– Несмотря на все сложности, в целом лучше конкурентов. Минувший год был тяжёлым, однако доля «КАМАЗа» на рынке даже выросла – как это всегда бывает в кризис. В целом падение рынка грузовиков в России эксперты оценивают на уровне 25-30%. Понятно, что цели и объёмы, которые планировались компанией в начале года, не были выдержаны, не удалось выйти на запланированный финансовый результат – сыграли свою роль курсовые разницы. Но, исходя из сложившихся условий, отработали, я считаю, неплохо: благодаря превентивным мерам, которые особенно активно начали внедряться с середины года, 2014-й закончили с положительным финансовым результатом и с реальной прибылью порядка полумиллиарда рублей. По предварительным итогам, за 12 месяцев 2014 года выручка по группе организаций ОАО «КАМАЗ» составит 107749 млн рублей. Всего реализовано 38,9 тыс. готовых грузовых автомобилей «КАМАЗ», из них на российском рынке – почти 32,6 тыс. единиц, на экспорт – более шести тысяч. 63% – это тяжёлые и полноприводные машины. То есть если говорить о продажах автомобилей «в штуках», «КАМАЗ» ощутил падение на уровне 10%.

– «КАМАЗ» всегда переживал все тяготы вместе со страной. Антикризисные меры разработаны Правительством России. А что у нас?

– Конечно, проблемы есть, и существенные: ведь речь идёт о компании, интегрированной в мировой автопром, имеющей значительное количество поставщиков, мировых лидеров в производстве импортных комплектующих – естественно, отсюда, с одной стороны, повышение качества и улучшение потребительских свойств нашей продукции, а с другой, как следствие, рост её себестоимости. Не всё успели с реализацией программы локализации производства импортных комплектующих. Но компания подготовилась к этой ситуации, тем более что у руководства немалый опыт работы в кризисных условиях, мы знаем, как вести себя в подобных ситуациях. У нас есть постоянно действующий орган – Комитет по повышению эффективности деятельности, который возглавляет генеральный директор, на регулярной основе, еженедельно обсуждаются контрмеры.

– Хотя бы о первоочередных расскажите.

– Самое главное направление – программа импортозамещения, над чем сейчас активно работают практически все наши руководители, от НТЦ до блока закупок. Задача сэкономить и уйти от «еврозависимости», для чего активизируем работу с отечественными поставщиками, на рынках Юго-Восточной Азии.

– У нас тоже есть резервный фонд?

– Конечно, но свою деятельность можем разделить на текущую и инвестиционную. У «КАМАЗа» есть незыблемые приоритеты: зарплата, налоги, обеспечение конвейера – производства автомобилей, выполнение этих обязательств непреложно. Волнует инвестиционная часть: проект «Реинжиниринг» замедлился, но он имеет целью создание нового перспективного автомобиля, и, если не вложиться в разработку сейчас, можно отстать… надолго. Руководство компании делает всё, чтобы этого не допустить, ведутся переговоры с крупными государственными банками. Эта деятельность осуществляется только за счёт привлечения долгосрочных кредитов, но разговор о них, к сожалению, отложен на некий срок, пока предлагаемые условия банков для нас неприемлемы. В конце прошлого года, как известно, «КАМАЗ» получил госгарантии по облигациям, и, кстати, это тоже большой успех – значит, в нас верят. Но сейчас сам российский рынок ценных бумаг просто стоит, поэтому мы пока на нём не размещаемся.

– Есть мнение, что «КАМАЗу» ослабление рубля выгодно. Это так?

– Так и не так. С одной стороны, это действительно укрепляет наши позиции в экспорте – декабрь показал, что здесь можно существенно поправить положение. О другой стороне, связанной с импортными комплектующими, я уже сказал. В этом смысле большая нагрузка ложится на блок закупок: ведь кое-кто из поставщиков, не имея никакого отношения к импорту, в этой ситуации намеренно ловчит, вздувая цены. Конечно, хотелось бы хоть какой-то стабильности на валютном рынке.

– Два года подряд «КАМАЗ» выплачивал дивиденды своим акционерам – теперь, видимо, об этом не может быть и речи?

– Этот вопрос решают акционеры компании на Общем годовом собрании, я сам – акционер очень миноритарный, в своё время приобрёл акции «КАМАЗа» на ваучеры. Но думаю, даже если бы мы завершили год, как планировали, в первую очередь средства были бы направлены на развитие.

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Виталий ЗУДИН 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”