"Мегаватт" 0 комментариев

Игорь Костин, Силовые машины: Достигнутые результаты вселяют уверенность

В 2012 году «Силовые машины» продолжали следовать курсом на укрепление своих позиций на российском и мировом энергомашиностроительном рынке. Компания осуществила несколько крупных сделок, расширила свои производственные возможности, внедрила программы и решения, направленные на оптимизацию бизнес-процессов. Подробнее об итогах года прошедшего и перспективах на будущее рассказывает генеральный директор «Силовых машин» Игорь Костин.

– Игорь Юрьевич, стратегия развития «Силовых машин» предусматривает как интенсивный, так и экстенсивный рост. Последние события подтверждают выбранный курс: компания наращивает и производственные мощности, и технологическую базу, причем делает это практически по всем направлениям своей деятельности одновременно. Словом, путь выбран правильно?

– Считаю, что да. Мы стремимся превратить «Силовые машины» во влиятельного участника международного рынка, в компанию, способную полностью удовлетворять потребности своих клиентов в современном энергетическом оборудовании. Отсюда стремление не только расширить производственные мощности и линейку продуктов, но и работать над повышением внутренней эффективности. Такие решения в совокупности с результатами деятельности позволяют нам активно вкладывать собственные средства в развитие производства, создание инновационного оборудования, востребованного рынком.

– В прошлом году «Силовые машины» завершили строительство нового комплекса по производству энергооборудования в промышленной зоне «Металлострой» под Санкт-Петербургом. По оценкам специалистов, это первое высокотехнологичное машиностроительное предприятие, построенное в нашей стране за постсоветский период…

– Этим проектом мы по праву гордимся. Строительство велось с нуля, четко по графику. За три с небольшим года построен современный высокотехнологичный производственный комплекс. Он обеспечен всеми необходимыми коммуникациями и оснащен самым современным оборудованием для производства турбин и генераторов. С прошлого года комплекс введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Он рассчитан на производство паровых турбин и турбогенераторов мощностью от 500 МВт для крупных тепловых энергоблоков и атомных электростанций, а также паровых турбин для АЭС в быстроходном и тихоходном исполнении мощностью 1200 МВт с возможностью расширения линейки изготавливаемых турбин до мощности 1800 МВт.

– Какова сумма инвестиций в этот проект?

– Более 7 млрд рублей собственных средств.

– Ранее говорилось, что комплекс будет выпускать только тихоходное оборудование для АЭС, то есть турбины со скоростью вращения ротора 1500 оборотов в минуту...

– Сегодня мы шире смотрим на номенклатурную линейку изделий комплекса. Новое производство входит в структуру Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ), соответственно, находится в производственной кооперации по гидро- и паровой тематике. Установленное в нем оборудование имеет широкий набор технологических возможностей и позволяет обрабатывать детали как паровых, так и гидравлических турбин, а также гидрогенераторов. Например, сейчас комплекс берет на себя выполнение части заказов цехов ЛМЗ, в частности в гидротурбинном направлении. Здесь изготавливается оборудование для Жигулевской и Волжской ГЭС. Одновременно помимо заказов по гидротематике в комплексе производится оборудование для Ленинградской АЭС-2.

Также на новом производстве проходит обкатка еще одного нашего ноу-хау – технологии изготовления сварных роторов. По программе развития технологии создан мощный высокотехнологичный комплекс, включающий новейшее оборудование производства ведущих мировых фирм для сварки, термической обработки роторов и другое уникальное оборудование. Мы придаем особое значение качеству изготовления таких ответственных узлов турбины, как ротор, и не жалеем времени и сил для внедрения уникальных технологий.

Если вернуться к теме тихоходных турбин, то ЛМЗ как наша традиционная производственная площадка в существующем виде, к сожалению, не соответствует требованиям «тихоходного» направления. Поэтому было принято решение о строительстве нового комплекса, который позволяет делать крупногабаритное оборудование повышенной мощности с уникальными техническими характеристиками. Это основная причина строительства комплекса в Металлострое.

– Известно, что быстроходные турбины дешевле и экономичнее, также их отличает высокий уровень надежности. А в чем же тогда конкурентные преимущества «тихоходников», за производство которых вы готовы взяться?

– Тихоходный турбоагрегат – наш новый продукт, проектирование и изготовление которого осуществляется по инновационным технологиям. Имея в наличии и быстроходную, и тихоходную технологии, мы можем предложить заказчику самому сделать выбор. Преимущества тихоходной турбины заключаются в возможности значительного увеличения выходной площади единичного выхлопа, что позволяет иметь меньшее число цилиндров низкого давления, но при большей металлоемкости всего турбоагрегата – турбины и генератора. В целом, и быстроходные, и тихоходные турбоагрегаты обеспечивают сопоставимые технические показатели энергоблоков атомных станций. На АЭС России и Украины, например, успешно работают и быстроходные, и тихоходные турбоагрегаты мощностью 1000 МВт производства нашей компании и харьковского завода «Турбоатом». И при сооружении новых энергоблоков мощностью 1200 МВт по российскому проекту «АЭС-2006» Госкорпорация «Росатом» использует обе технологии: быстроходные турбоагрегаты производства нашей компании и тихоходные турбоагрегаты конструкции «Альстома». Так что, обладая и быстроходной, и тихоходной технологией, мы удовлетворим любые предпочтения заказчика.

– И, тем не менее, «Силовые машины» – признанный мировой лидер по производству быстроходных турбин. Как сегодня развивается у вас это направление?

– Мы продолжаем наращивать компетенции в производстве оборудования для АЭС, в том числе повышенной мощности, для проектов Росатома. В частности, в этом году «Силовые машины» завершают производственную часть крупного заказа по изготовлению турбоагрегатов с применением быстроходной технологии для двух энергоблоков Нововоронежской АЭС-2 и для двух энергоблоков Ленинградской АЭС-2, все мощностью по 1200 МВт. Одновременно мы приступили к производству еще двух комплектов аналогичного оборудования: быстроходных турбин и генераторов для оснащения Белорусской АЭС. Это если говорить о проектах повышенной мощности для АЭС.

– А как обстоят дела с заказами по изготовлению оборудования, скажем так, для стандартных мощностей?

– В «Силовых машинах» находятся в разных стадиях исполнения многочисленные контракты на производство оборудования для российских и зарубежных станций. По линии Росатома кроме Нововоронежской и Ленинградской АЭС-2 компания изготавливает оборудование для очередного блока Ростовской АЭС. Также мы активно сотрудничаем с ОАО «РусГидро», ОАО «ТГК-1», ОАО «Мосэнерго», ОАО «ОГК-2», группой «Сибирская генерирующая компания», ЗАО «КЭС Холдинг», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Э.ОН Россия» и другими заказчиками. В нашей производственной программе – работы по техническому перевооружению ГЭС на Волге: Волжской, Жигулевской, Чебоксарской, Рыбинской. Изготовляем гидрооборудование на экспорт для аргентинской ГЭС «Пунта Негра», ГЭС «Джердап-1» в Сербии. По паровой тематике выполняем заказы для Беловской, Верхнетагильской, Томь-Усинской ГРЭС в России, Сырдарьинской ТЭС в Узбекистане, Луганской и Добротворской ТЭС в Украине, многих других станций. Выполняется большой объем и модернизаций, и сервисных работ.

– В условиях растущей конкуренции большую актуальность обретают вопросы, связанные с оптимизацией процессов жизнедеятельности компаний. Какие шаги по совершенствованию бизнес-процессов предпринимают «Силовые машины»?

– Повышение уровня организации работы внутри компании – наш главный резерв. Наша задача – выпускать высококачественную современную продукцию по конкурентным ценам, соблюдать сроки, производственную и технологическую дисциплину, усиливать клиентоориентированность и так далее. Вот почему такое огромное внимание мы уделяем программе «Бизнес-система «Силовых машин» (БССМ) и ее основным направлениям. Также в 2012 году мы завершили проект по внедрению SAP ERP. Тем самым у нас создана единая система управления предприятием, которая позволила повысить эффективность и прозрачность бизнес-процессов.

– Игорь Юрьевич, что это за практика – бизнес-система? Где она применяется?

– Если говорить о производственных компаниях, то более популярен термин «производственная система», а практика развития и формирования именно бизнес-системы не очень распространена. Поясню принципиальную разницу между системой производственной и бизнес-системой. Бизнес-система охватывает больше аспектов деятельности компании. Если производственные системы касаются в значительной степени организации и улучшения операционных процессов, то бизнес-система подразумевает оптимизацию всех бизнес-процессов. Проще говоря, подход к внедрению бизнес-системы – всеобъемлющий. Программа ориентирована на непрерывную оптимизацию производственных процессов, совершенствование конструкторских разработок, безопасность работы персонала, совершенствование управления проектами, повышение клиентоориентированности. Бизнес-система успешно применена и действует в ОАО «Северсталь», а теперь реализуется в «Силовых машинах».

– Игорь Юрьевич, в беседе вы упомянули о расширении продуктовой линейки в качестве стратегического направления развития компании. Какие ключевые решения и шаги приняли и осуществили «Силовые машины» в этом направлении?

– Шагов было много, но ключевыми являются три принципиальных решения. Это завершившаяся в феврале 2012 года сделка по приобретению ОАО «ЭМАльянс», сделка по созданию в России совместного предприятия с корпорацией «Тошиба» и решение о создании совместного производства с концерном «Сименс».

Приобретая «ЭМАльянс», мы объединили силы с российским лидером по производству котельного оборудования. Это игрок, входящий в десятку крупнейших котлостроительных компаний мира, его котельным и теплообменным оборудованием оснащены около 80% электростанций в России и странах СНГ. Также мы приобрели и основные производственные активы «ЭМАльянса» – ТКЗ «Красный котельщик», завод Duro Dakovic и инжиниринговые центры. Это огромный опыт и значительные референции для любого производителя. Сделка привела к интеграции бизнесов, в результате чего у нас появилась возможность привлечения дополнительных ресурсов для реализации более крупных проектов. В настоящее время продолжается разработка продуктово-рыночной стратегии «ЭМАльянса». Средства на ее реализацию выделены.

Основной продукцией совместного предприятия с корпорацией «Тошиба» (ООО «Ижорские трансформаторы») станут силовые трансформаторы и автотрансформаторы 110–750 кВ мощностью свыше 25 МВА, в том числе в трехфазном исполнении, а также шунтирующие реакторы 500–750 кВ. Выступая технологическим партнером «Силовых машин», корпорация «Тошиба» предоставляет нам передовые технологии конструирования и производства трансформаторов. Это позволит нам не только расширить номенклатуру выпускаемых изделий, но и предложить новые энергоэффективные и наукоемкие продукты для российской энергетики.

С компанией «Сименс» мы развиваем газотурбинное направление: сборку, продажу, управление проектами и сервисным обслуживанием газовых турбин E- и F-классов.

– Завод по производству трансформаторов строится, как и ваше новое предприятие по выпуску энергооборудования, в промышленной зоне «Металлострой». Какова там ситуация сейчас?

– Строительство идет по графику. В настоящее время продолжается оснащение производственно-испытательного комплекса и строительство административных корпусов завода, ведется работа по прокладке инженерных коммуникаций. Плановый срок пуска завода – конец 2013 года. Начало серийного производства намечено на 2014 год. Одновременно идет передача технологий проектирования и производства трансформаторов, организован процесс обучения персонала. Планируемая численность персонала – около 350 человек. Объем инвестиций в строительство завода составит более 5 млрд рублей.

– Почему в качестве технологического партнера была выбрана корпорация «Тошиба»?

– Изначально мы рассматривали широкий круг компаний в качестве потенциальных партнеров, но по совокупности критериев остановили выбор на корпорации «Тошиба». Прежде всего «Тошиба» – признанный мировой лидер по надежности производимого оборудования, который обладает уникальными технологиями и многолетним опытом научно-исследовательских разработок в области трансформаторостроения. Компания имеет развитый комплекс лабораторий и собственный испытательный центр. Кроме того, в числе инновационных разработок «Тошибы» – трансформаторы ультравысокого напряжения (1000 кВ), высоковольтные элегазовые трансформаторы, а также оборудование для «умных сетей».

– На кого рассчитана продукция завода?

– СП позволит решать задачи комплексной модернизации магистрального электросетевого хозяйства России и стран СНГ. Основной заказчик – ОАО «ФСК ЕЭС». В сентябре 2011 года между компаниями был подписан долгосрочный договор поставки электротехнической продукции. СП, в свою очередь, должно обеспечить конкурентоспособный уровень качества и цен на свою продукцию, а также оптимальные сроки поставки. Также в числе потенциальных заказчиков – крупнейшие генерирующие компании России, в том числе Госкорпорация «Росатом» и ОАО «РусГидро».

– Можно ли сказать, что тема партнерств и СП для «Силовых машин» на данном этапе исчерпана?

– Нет. Мы продолжаем вести переговоры как с российскими, так и с зарубежными компаниями. В частности, одним из стратегических приоритетов «Силовых машин» сегодня является укрепление позиций на растущих рынках с высоким уровнем спроса на энергомашиностроительную продукцию, таких как Индия и страны Латинской Америки. Для реализации этой задачи мы изучаем возможности создания совместных предприятий с местными партнерами в этих регионах.

– Игорь Юрьевич, говоря о расширении производственной линейки и о совместных проектах с крупнейшими игроками рынка, нельзя обойти стороной научно-конструкторское направление. Как сегодня строится взаимодействие научных кругов и высокотехнологичных производств?

– Все предприятия, входящие в состав «Силовых машин», обладают собственной богатой научно-практической и инженерно-конструкторской историей, объединив которые, мы получили крупнейший инженерно-конструкторский центр в стране в сфере энергомашиностроения. Его сотрудники находятся в тесном взаимодействии со многими профильными институтами РАН. Все проекты и разработки, ведущиеся нашим инженерным центром, реализуются за счет собственных средств компании и без государственной поддержки. Такая ситуация идет вразрез с мировой практикой, когда работы на стадии разработки, обоснования, поиска инновационных и прочих решений в той или иной форме имеют государственную поддержку. Мы рассчитываем активно включиться в инновационные государственные программы по развитию отечественной энергетики и энергомашиностроения.

– Можно ли рассматривать ваш новый проект по редевелопменту части территории завода «Электросила» и строительству на ней многофункционального жилого комплекса как один из возможных источников средств на развитие?

– Да, средства пойдут на развитие наших производственных площадок. Однако я хочу подчеркнуть, что мы продолжаем активно инвестировать в обновление производственных фондов своих предприятий в Петербурге (ЛМЗ, «Электросила», Завод турбинных лопаток).

– Подводя итог беседы, как бы вы с точки зрения развития «Силовых машин» охарактеризовали 2012 год?

– Как год большой и стабильной работы, когда мы не только выполнили текущие контракты, но и создали предпосылки для дальнейшего успешного развития компании. Мы ставим перед собой план – войти к 2017 году в шестерку мировых компаний по выручке и в четверку – по показателю EBIT. У меня нет сомнений в успешном решении этой задачи, от чего, конечно же, выиграют и наши заказчики.

Беседовала Анастасия Казанская

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Если вам есть что рассказать о цифровизации производства вашего предприятия - пишите нам в редакцию ... Как Татнефть автоматизирует систему инноваций на производстве
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S