0 комментариев

Компания «Сухой»: 15 лет успешного развития

После распада Советского Союза в правительственных кругах, в промышленном и экспертном сообществе быстро возникло понимание необходимости консолидации распавшегося на отдельные осколки бывшего советского авиапрома. Только так можно было сконцентрировать ничтожно малые тогда, в начале-середине 90-х годов, ресурсы, оптимизировать производство и попытаться создать новые продукты. Относительная стабилизация государственной власти, наступившая после президентских выборов 1996 года, позволила предпринять первые шаги в этом направлении.

«ПО Существу», корпоративный журнал ОАО «Компания «Сухой», октябрь 2011г. www.sukhoi.org

Константин Макиенко

 

После распада Советского Союза в правительственных кругах, в промышленном и экспертном сообществе быстро возникло понимание необходимости консолидации распавшегося на отдельные осколки бывшего советского авиапрома. Только так можно было сконцентрировать ничтожно малые тогда, в начале-середине 90-х годов, ресурсы, оптимизировать производство и попытаться создать новые продукты. Относительная стабилизация государственной власти, наступившая после президентских выборов 1996 года, позволила предпринять первые шаги в этом направлении.

Двадцать шестого августа 1996 года президент Борис Ельцин издал Указ, в соответствии с которым был создан Авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой» (АВПК «Сухой»), куда вошли конструкторское бюро ОКБ им. Сухого и три серийных завода, которые специализировались на производстве истребителей и фронтовых бомбардировщиков разработки этого КБ – новосибирский, иркутский и комсомольский.

В конкретных политических и социально-экономических условиях середины девяностых формирование консолидированного «суховского» полюса проходило поначалу весьма непросто. Субъекты объединения оказали активное сопротивление центростремительным усилиям АВПК. В этом их поддержали местные власти, которые заговорили о нарушении Москвой соглашения о разделе полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Ситуация усугублялась еще и тем, что АВПК было передано лишь право хозяйственного ведения, а не права собственности на вошедшие в него предприятия. Серьезным препятствием была также постоянная институциональная нестабильность органов власти и непрерывная кадровая чехарда в правительстве и министерствах. Не способствовал успеху и жесткий бескомпромиссный стиль тогдашнего менеджмента АВПК.

На этом фоне в марте 1998 года Генеральным директором АВПК «Сухой» был назначен молодой Председатель совета директоров ОКБ Сухой Михаил Погосян, которому тогда было всего 42 года. Приход нового менеджмента стал отправной точкой последующего успешного развития всей компании. Назначение Михаила Погосяна было важно не только для успеха дальнейшего корпоративного строительства, но и с точки зрения своевременной смены поколений в КБ, которому нужно было научиться работать в новых рыночных условиях и соизмерять свои амбиции и возможности с реальными наличными ресурсами.

С этого момента формирование Компании «Сухой» проходило стабильно и поступательно. На фоне общей стабилизации политической ситуации в стране, в частности, усиления федерального центра, удалось постепенно и довольно бесконфликтно достичь компромисса с комсомольским и новосибирским заводом. В целом стратегия развития «Сухого», реализация которой в конечном счете привела к достижению ее бесспорного лидерства в России, а в части военной продукции – и на глобальном рынке, заключалась в постепенной последовательной и нетравматичной консолидации, обеспечении устойчивой работы на экспорт и создании новых инновационных прорывных продуктов как в военной, так и гражданской областях. В 2001 году АВПК «Сухой» был трансформирован в гораздо более жесткую структуру, где корпоративный центр имел не только полномочия хозяйственного ведения, но и получил права собственности почти трех четвертей акций ключевых заводов и контрольный пакет акций конструкторского бюро. Корпорация стала называться Акционерная холдинговая компании «Сухой».

Параллельно с достижением прогресса в области корпоративного строительства начался самый настоящий бум поставок истребителей «Су» на экспорт. В августе 1999 года Китай заказал разработку и поставку 38 модернизированных истребителей, способных выполнять не только задачи завоевания превосходства в воздухе, но и наносить удары по наземным и морским целям. Само по себе создание такой машины, получившей обозначение Су-30МКК, не представляло большой трудности для КБ. Проблема состояла в том, что поставки должны были начаться менее чем через полтора года с момента подписания контракта. Вообще цикл производства новых истребителей семейства Су-30 как раз составляет 16-18 месяцев, а тут предстояло еще включить в этот срок разработку новой машины. Тем не менее, уже в декабре 2000 года первые десять Су-30МКК были переданы заказчику. В 2001 году китайцы закупили еще одну партию этих истребителей в количестве 38 штук, а затем приобрели для своих военно-морских сил 24 Су-30МК2, которые имели еще более широкую по сравнению с Су-30МКК номенклатуру вооружения. В дальнейшее машины этого типа заказали Венесуэла (24 единицы), Вьетнам (24 единицы) и Индонезия.

«Сухой» сыграл ключевую роль и в реализации другой структурообразующей для всего российского авиапрома программе истребителей Су-30МКИ, которые поставляются и производятся по лицензии в Индии. Машина была разработана в непростых финансовых условиях, а необходимость интеграции по требованию заказчика ряда систем израильского, французского и индийского производства представляла собой нетривиальную задачу. В итоге, однако, был создан самый настоящий мировой бестселлер в сегменте тяжелых истребителей. Только индийские ВВС заказали или планирую приобрести 270 таких машин, еще 44 единицы заказал Алжир и 18 – Малайзия. В целом без учета внутреннего американского рынка «Сухой» в последние десять лет прочно контролирует порядка 50% мирового рынка тяжелых истребителей, а в отдельные годы увеличивает эту долю до 75%.

В начале нулевых годов «Сухой» начал три проекта, два из которых должны работать в ближайшее десятилетие, а третий призван повторить историю успеха Су-27 и обеспечить будущее компании и всего отечественного авиапрома на всю обозримую перспективу – лет на тридцать-сорок. В 2002 году компания выиграла конкурс ВВС России на создание истребителя пятого поколения. Эта программа стала одним из самых масштабных, и, что гораздо важнее, одним из наиболее эффективно реализуемых военно-промышленных проектов постсоветской России. В конце января 2010 года начались летные испытания нового истребителя, и уже в 2013 году ожидаются первые поставки этих машин в войска. Технические решения, успешно реализованные в процессе разработки ПАК ФА (например, бортовое оборудование и двигатели) нашли свое применение в другом проекте – истребителе Су-35, который представляет собой глубочайшую модернизацию Су-27 с использованием элементов технологии пятого поколения. В ходе испытаний машина продемонстрировала высокие технические характеристики. Достигнутая максимальная скорость у земли составляет 1400 км, на высоте – 2400 км/ч, потолок – 18 тыс. м. Дальность обнаружения целей в режиме «воздух-воздух» – свыше 400 км. Это существенно превышает аналогичный показатель стоящих на вооружении самолетов. Бортовая ОЛС позволяет обнаруживать и сопровождать несколько целей на дальности свыше 80 км. Комплекс в настоящее время задействован в государственных совместных испытаниях и готов к прохождению испытаний на боевое применение. Су-35 должен обеспечить сохранение конкурентоспособности компании на мировом рынке до начала серийного производства ПАК ФА, то есть в ближайшие десять лет. Более того, и после того как истребитель пятого поколения пойдет в серию, Су-35 будет служить его дополнением в качестве более дешевого и более массового истребителя. В 2009 году российские ВВС подписали контракт на закупку 48 Су-35С, в ближайшем будущем ожидаются и первые экспортные контракты.

Кроме наращивания усилий в области традиционной компетенции, то есть истребительной авиации, «Сухой» прилагает усилия для диверсификации деятельности. В рамках этой стратегии реализуется проект создания среднемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). В 2011 году первые машины поступили в коммерческую эксплуатацию в «Армавиа» и «Аэрофлот». Компания, которая всегда воспринималась как военная, стала поставщиком коммерческих самолетов. А этот рынок в десятки раз превышает объем продаж военных самолетов.

Тренды инновационного развития нулевых годов получат свое развитие и в новом десятилетии. После ухода Михаила Погосяна на пост руководителя Объединенной авиастроительной корпорации новым Генеральным директором Компании «Сухой» стал Игорь Озар. В планах нового руководства – дальнейшая консолидация компании и активизация работы по перспективным военным и коммерческим проектам. В ближайшей перспективе компания перейдет на единую акцию. На базе SSJ-100 будет создаваться семейство региональных и ближнемагистральных самолетов с увеличенной пассажировместимостью, а также бизнесджетов. Присоединение в 2010 году Индии к проекту ПАК ФА гарантировало коммерческое будущее программы, которая обещает повторить невероятный успех Су-30МКИ. Все это означает, что «Сухой» стал не только национальным авиастроительным лидером, но и важнейшим игроком глобального авиационного рынка.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Фраза про серьёзность намерений высшего руководства по внедрению на новое производство Lean TPM откр... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Супер, побольше бы таких видео практических примеров с заводов. ВИДЕО: каракури на АВТОВАЗе
Борис Кац, Спасибо за Вашу оценку. Это перевод для одного из номеров альманаха "Управление прои... Кейс: ТО с целью повышения надежности (RCM) и анализ видов и последствий отказов (FMEA)
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”