Компания мирового класса — это не только термин производственного менеджмента, это цель, которую год назад поставило для своего предприятия руководство ОАО «Ярославский шинный завод» («ЯШЗ»).
«Вездеход», корпоративная газета холдинга «СИБУР Русские шины», сентябрь 2011г. www.sibrustyre.ru
Ольга Иванова
Компания мирового класса — это не только термин производственного менеджмента, это цель, которую год назад поставило для своего предприятия руководство ОАО «Ярославский шинный завод» («ЯШЗ»).
Выполнение плана производства, выработка необходимых объемов продукции — это важно, но сегодня уже недостаточно. Чтобы добиться конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на мировом рынке, необходимо удовлетворять заказчика по качеству продукции и по дате поставки. Стать компанией мирового класса — вот задача, которая стоит перед ЯШЗ.
Понятие компании мирового класса ввел известный гуру производственного менеджмента, председатель Института Kaizen Масааки Имаи. Компания мирового класса — это предприятие, которое не только стабильно показывает высокие финансовые результаты, но может приспосабливаться к подъемам и падениям рынка благодаря своей гибкой системе производства и снижению стоимости операций до минимума. Стремление превратить производство в компанию мирового класса является международной практикой, и предприятие, которое сегодня идет по иному пути, не сможет достойно конкурировать на мировом рынке.
С 2010 года на ЯШЗ проходила реорганизация производства, в ходе которой организационная структура предприятия была подчинена основным производственным процессам. Эти процессы — резиносмешение, производство полуфабрикатов, сборка, вулканизация и окончательная инспекция качества. Таким образом, стало возможным более точное управление производственными процессами. Следующей задачей стало внедрение принципов компании мирового класса.
Согласно разработкам Масааки Имаи, стратегия достижения компанией уровня мирового класса состоит во внедрении трех систем управления производством — TQM (комплексное управление качеством), TPM (комплексное техническое обслуживание производства) и LEAN (система бережливого производства).
«С конца 2010 года на ЯШЗ идет стандартизация системы TQM, элементы которой уже действовали на заводе через систему менеджмента качества,— рассказывает Заместитель Генерального директора ОАО „ЯШЗ" по производству Михал Штубня.— Внедрение этой системы — наш первый шаг. Если продукту не хватает качества, то потребитель будет неудовлетворен независимо от того, насколько привлекательна цена и как быстро можно осуществить поставку. Некачественный продукт влечет за собой трагический конец компании. На нашем заводе уровень качества от года к году повышается, что показывают и результаты 2010 года. Реализация системы TQM состоит в том, чтобы полностью соблюдать систему менеджмента качества через оценки сертификации, в частности через соответствие требованиям стандартов ISO9001, ISO14001, QS9000, ISO / TS16949, а также через внедрение методов менеджмента качества, таких как FMEA, control chart (контрольная карта) и другие».
Второй шаг на пути к компании мирового класса состоит во внедрении на предприятии системы TPM. Цель введения системы в снижении уровня потерь, связанных с работой оборудования. На практике это профилактика, ремонт и обеспечение точности работы оборудования. Полное внедрение ТРМ не допускает возникновения аварийных ситуаций.
«На ЯШЗ систему ТРМ мы хотим полностью внедрить до конца 2011 года на ключевых участках,— говорит Михал Штубня.— Эффективность реализации ТРМ определяется через учет потерь, связанных с работой оборудования, а некоторые результаты можно наблюдать непосредственно в цехах. Например, можно ли увидеть поддон для масла под вулканизационным прессом? Если поддон есть, значит, руководство допускает утечки масла и с помощью поддона устраняет следствие, а не причину проблемы. Отсутствие поддона для масла показывает, что утечек масла не допускают, значит, топ-менеджмент понял принципы TPM. Пока поддоны для масла под вулканизационным прессом у нас еще есть. Но введение системы рассчитано до конца года, и полное внедрение ТРМ приведет к тому, что поддонов не будет».
После реализации на предприятии систем TQM и ТРМ можно приступать к эффективному внедрению LEAN. Порядок работы по принципам LEAN является прямой противоположностью системы производства продукции партиями. LEAN использует минимум ресурсов, включая материалы, оборудование, рабочую силу, коммуникации, место, время и деньги. Она позволяет производить продукцию в кратчайшее время, удовлетворять разнообразным требованиям потребителей и осуществлять поставки точно в срок. «Внедрение LEAN есть в требованиях наших зарубежных заказчиков, поэтому мы постепенно приступаем к введению и этой системы на ЯШЗ»,— говорит Михал Штубня.
В числе трудностей на пути формирования компании мирового класса Михал Штубня выделил работу с персоналом. Требуется обучение новым подходам большого числа сотрудников, от топ-менеджеров до операторов и ремонтной службы. Кроме того, необходим контроль над выполнением новых требований всеми уровнями менеджмента. От трех до пяти лет требуется обычно предприятию для внедрения всех трех основных систем, характеризующих компанию мирового класса. При этом полноценное введение LEAN возможно только после реализации TQM и ТРМ.
«То, что процесс идет, доказывает хотя бы тот факт, что наше предприятие выполнило требования для поставок на конвейер компаний Renault, Skoda и Volkswagen»,— заключает Михал Штубня.