Что привело компанию 3М на российский рынок и оправдывают ли себя надежды на создание инноваций в России, рассказывает Тим Кениг, генеральный директор «ЗМ Россия».
– Тим, компания «3М» предлагает свои решения на российском рынке более 20 лет. В 2008 году был введен в эксплуатацию первый завод компании в Волоколамске. По нашим сведениям, в настоящее время функционирует более 20 производственных линий, некоторые из них запущены в 2012 году. С чем связано столь активное расширение производства и как это отражается на доле российской продукции в продажах «3М Россия»?
– На протяжении нашей работы в России мы предлагаем российским предприятиям ведущие технологии и решения для повышения производительности труда, ускорения производственных процессов, повышения эффективности работы, сокращения энергозатрат и т.д. Мы очень рады, что год от года интерес к нашим современным технологиям растет, поэтому пять лет назад мы открыли свой первый производственный комплекс в Волоколамске, который отличает сверхсовременное оборудование.
С тех пор постоянно увеличиваем объемы, устанавливаем новые линии, словом, инвестируем в развитие, наращиваем производство. Если в 2011 году доля российской продукции в продажах «3М Россия» была лишь 11%, то сегодня эта цифра составляет более 15%, а к 2017 году мы планируем ее увеличить до 50%.
– В каком направлении идет расширение влияния «3М» на рынке и что вам дает наличие локального производства, кроме увеличения доли продаж?
– В прошлом году открыты три научно-исследовательских лаборатории. Кроме того, мы начали строительство второго завода на территории Республики Татарстан, на котором будут производиться продукты для нефтегазовой отрасли и промышленная продукция.
Наличие локального производства позволяет снизить себестоимость продукции, сократить сроки доставки, улучшать качество обслуживания клиентов, гибко реагировать на их потребности.
– Все новые линии предназначены для выпуска исключительно инновационной продукции?
– Безусловно, вся наша продукция является инновационной, разработанной с использованием технологий нашей компании. Мы следим за тем, чтобы 30% продаж составляли продукты, выпущенные на рынок не позднее 5 лет назад. Сами выводим из оборота устаревшие продукты, заменяя их новыми усовершенствованными аналогами.
– Как Вы считаете, что для иностранных компаний является препятствием на пути создания в России собственных заводов? С какими трудностями вы столкнулись при локализации производства?
– Я бы сказал, ранее основным препятствием была бюрократия. На открытие завода в Волоколамске нам понадобилось гораздо больше времени, чем мы рассчитывали.
Сейчас, с развитием особых экономических зон, поддержкой со стороны государства ситуация сильно меняется. Безусловно, пока во многих экономических зонах недостаточно развита инфраструктура и, прежде чем принять решение о выборе новой площадки для производственного комплекса, мы объехали и изучили ряд ОЭЗ.
Для нас лучшим выбором стала ОЭЗ «Алабуга», которая оказалась наиболее развитой: мы увидели хорошую инфраструктуру, наличие готовых к работе кадров, получили положительные рекомендации других компаний-резидентов, которые уже начали там строительство. Нам также оказана большая поддержка со стороны президента и правительства Республики Татарстан.
Мы сами выводим из оборота устаревшие продукты, заменяя их новыми усовершенствованными аналогами.
– У Вас большой и успешный опыт работы топ-менеджером в разных странах. Какие особенности Вы бы отметили в своей работе в России? В чем Вы видите отличия при использовании управленческих технологий у нас и за рубежом?
– Прежде всего, особенность России – это ее огромные размеры. Отсюда вытекают проблемы с доставкой товаров по ее территории.
Не секрет, что в стране развита бюрократия, и этот фактор порой оказывает влияние на методы ведения бизнеса. Компания 3М ориентирована на соблюдение политики ведения прозрачного бизнеса во всех своих подразделениях, в том числе и в России. У нас есть специальная организация, следящая за этим, и мы проводим много исследований для того, чтобы убедиться, что наш бизнес развивается в правильном направлении.
Если говорить о плюсах, то в России, как в развивающейся большими темпами стране, есть много возможностей для роста наших бизнесов, таких, как материалы для промышленности, здравоохранение, безопасность и графика, электроника и энергетика, потребительские товары.
– В последнее время российские компании стали уделять много внимания развитию производственных систем на основе принципов эффективного производства. Что лежит в основе совершенствования технологических и производственных процессов на вашем предприятии – «3М Россия»?
– Несколько лет назад компания приняла стратегическое решение – внедрить принципы управления качеством процессов, как технологических, так и производственных, с использованием методов статистического контроля (Statistical process control) и бережливого производства (Lean manufacturing).
Идея заключается в следующем: чтобы получить на выходе качественный и конкурентный продукт, необходимо стабилизировать и улучшать процессы, в результате которых этот продукт получается, то есть бороться с причиной возможных отклонений. И совершенно недостаточно просто контролировать качество продукта, бороться с последствиями отклонений, а, значит, мириться с рисками получить некачественный продукт, высокую себестоимость и т.д.
Еще один важный аспект – культура непрерывного улучшения (continuous improvement): идеальных процессов не существует, достигнув определенного уровня, мы намечаем новые вершины. Многие компании так или иначе осознали это, но лишь немногие решились сделать это философией своего бизнеса.
Не секрет, что в стране развита бюрократия, и этот фактор порой оказывает влияние на методы ведения бизнеса.
– Насколько стандартизированы процессы на российском заводе? Как часто вы корректируете свои стандарты и с чем связаны изменения?
– Деятельность современного промышленного предприятия невозможно представить без эффективной системы менеджмента, регламентированной международными стандартами. С 2010 года в компании внедрена, сертифицирована и успешно функционирует интегрированная система менеджмента (ИСМ). Действие этой системы распространяется не только на все основные бизнес процессы компании, но и на процессы производства продукции. В основу используемой нами системы менеджмента положен принцип соответствия требованиям международных стандартов менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.
Одним требований системы является необходимость управления процессами и документацией. На предприятии для каждого из производственных процессов четко определен комплект документов и перечень той информации, которая в виде записей должна сохраняться в письменном виде.
Работа с ИСМ позволяет нам производить продукцию высокого качества, значительно снижая появление брака, экономить сырье и материалы, эффективно использовать человеческие ресурсы, при этом устраняя риски для работников на рабочих местах и уменьшая до минимума воздействие на окружающую среду.
Управляя процессами, мы оцениваем все возможные факторы, которые могут каким-либо образом повлиять на работу завода. Это придает нашей системе гибкость и позволяет избегать ситуаций, которые могут негативно отразиться на отношениях с клиентами, таких, как срыв поставок и т.п.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда в связи с введением нового Технического регламента Таможенного Союза о средствах индивидуальной защиты, нашим специалистам необходимо было внести изменения не только в технологические процессы производства, но и в большое количество документов, регламентирующих изготовление, маркировку и упаковку респираторов. Действующая ИСМ позволила нам сделать это в кратчайшие сроки, выполнить в полной мере взятые на себя обязательства перед клиентами.
Важный аспект – культура непрерывного улучшения: идеальных процессов не существует, достигнув определенного уровня, мы намечаем новые вершины.
– Насколько широко вы используете инновационные подходы в деятельности компании 3М? Как Вы оцениваете российские условия для создания и продвижения инноваций?
– Инновации – это не только новые продукты, это и сам процесс создания продукта и поддержки компании на всех уровнях. Например, у нас в компании есть правило «15%». Любой технический специалист компании может посвятить 15% своего рабочего времени проектам, не имеющим отношения к его основным обязанностям. Большинство изобретений, от которых напрямую сегодня зависит бизнес компании, появились на свет именно таким путем – благодаря индивидуальной инициативе сотрудников.
У нас в России есть все условия для создания инноваций: сильный рабочий коллектив подразделения, три научно-исследовательские лаборатории, сильная корпоративная культура, растущие потребности российского рынка в новых уникальных продуктах. Мы ожидаем от специалистов по продажам и технических специалистов инновационных решений для клиентов, от сотрудников производства – совершенствования процесса изготовления продуктов, от логистики – решения сложных задач для создания конкурентоспособной цепочки поставок, от наших инженеров – разработки новых продуктов под российский рынок. Инновации для нас – это центр всего, что мы делаем.
– Когда было принято решение открыть R&D лаборатории в России? Чем это выгодно для «3М»?
– Сегодня Правительством Российской Федерации созданы основные условия, стимулирующие международные компании наряду с локализацией производства постепенно переносить в Россию и научно-исследовательскую базу. Очевидно, что в России этот процесс находится еще в начальной стадии. Вместе с тем опыт нашей компании показывает, что локализация НИОКР, тесно связанных с реальным промышленным сектором, может быть эффективной моделью развития бизнеса, выгодной как для компании, так и для экономики страны в целом.
Любой технический специалист компании может посвятить 15% своего рабочего времени проектам, не имеющим отношения к его основным обязанностям.
Как я уже упоминал выше, наши научно-исследовательские лаборатории в России были открыты год назад. Они занимаются разработкой новых продуктов и решений с учетом специфики российского рынка и специализируются на разработке средств индивидуальной защиты, продукции для авторемонта и антикоррозионных покрытий. Мы сегодня инвестируем в развитие собственного R&D уже не в форме техподдержки, консультирования и постпродажного обслуживания, а в форме разработки локальных модификаций продуктов и технологий. Мы уже оценили высокий научный потенциал Российской Федерации.
– Как вы подбираете сотрудников для своих лабораторий? Каковы критерии при подборе персонала?
– В качестве кандидатов для сотрудников лабораторий мы, прежде всего, рассматриваем наших производственных сотрудников, которые, являясь первичным звеном контроля, демонстрируют стабильную приверженность высоким стандартам 3М и личную вовлеченность в вопросах обеспечения качества.
В качестве дополнительных критериев мы оцениваем инициативность сотрудника и его способность к нестандартному мышлению в различных ситуациях.
– Инвестиционный бизнес всегда требует немалых финансовых вложений. Как финансируется инновационная деятельность?
– Мы финансируем инновационную деятельность из собственных источников. Так, ежегодно компания 3М в мире затрачивает на НИОКР около 1,7 млрд долларов США, за последние пять лет в исследовательскую работу было вложено около 7,5 млрд долларов.
– Есть ли у вас какие-то совместные с другими российскими предприятиями проекты в сфере R&D? Если да, то какова их специализация?
– В настоящий момент у нас таких проектов нет.
Мы сегодня инвестируем в развитие собственного R&D уже не в форме техподдержки, консультирования и постпродажного обслуживания, а в форме разработки локальных модификаций продуктов и технологий.
– Каковы ваши стратегические планы в области развития инноваций в 2014 году?
– Инвестиции компании в развитие российского R&D направления и завода в Волоколамске в течение 2012-2014 годов составят порядка 18 млн долларов США.
К настоящему времени «3М Россия» зарегистрировала 5 патентов, всего к концу 2013 года планируется довести их количество до десяти. Российские патенты, полученные компанией 3М, также доступны на международном рынке и уже активно используются в промышленных масштабах.
Доля продукции, разработанной нашей компанией в России, сегодня составляет 1/3 в общем обороте среди всех новинок, которые появляются на локальном рынке. Однако в ближайшей перспективе мы прогнозируем значительный рост количества местных разработок, благодаря активной деятельности специалистов российских научно-исследовательских лабораторий.
Подготовила Ольга Лазарева