«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» стал первым автомобильным заводом полного цикла в России. Почему было принято это решение, на чем основывается производство и каких высот предприятие достигло за последние годы, рассказывает директор производственного департамента Андрей Казак.
– В 2008 году на территории промышленной зоны Каменка был заложен первый камень завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», ставшего первым в России автомобильным заводом полного цикла. С чем было связано решение открыть в России свое производство?
– Автомобильный рынок России является одним из крупнейших и наиболее динамично развивающихся в мире, поэтому отрасль автомобилестроения является здесь одной из самых привлекательных для иностранных инвесторов. При выходе на российский рынок компания Hyundai Motor использовала стратегию создания собственного производства с нуля. Строительство завода продолжалось с 2008 по 2010 годы, а с начала 2011 года завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» запустил коммерческое производство автомобилей, разработанных специально для российских потребителей. Открытие собственного завода позволило компании создать высокотехнологичное производство в соответствии с международными стандартами Hyundai Motor Company, что служит гарантией высокого качества выпускаемой продукции.
– Андрей Николаевич, что представляет собой завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» на сегодняшний день? Насколько нам известно, следуя принципу максимальной локализации производства, здесь разместились и цеха ваших компаний-поставщиков.
– На сегодняшний день завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» является одним из передовых автомобильных производств на территории России, демонстрируя высокие темпы роста: так, по итогам 2011 года завод занял первое место в рейтинге наиболее динамичных компаний по версии журнала «Эксперт Северо-Запад». За 2011 год мы произвели более 138 000 автомобилей. Уже в течение первого года массового производства завод наладил выпуск трех моделей, в рекордные сроки запустил три смены, а к началу 2012 года расширил линейку выпускаемых автомобилей до четырех моделей и вышел на максимальную производственную мощность в 200 000 автомобилей в год. Такая динамика развития во многом обусловлена стратегией компании, выбранной при выходе на российский рынок. Открыв российский завод, компания Hyundai Motor создала в Санкт-Петербурге собственный промышленный парк поставщиков, который состоит из семи независимых корейских компаний, традиционно сотрудничающих с Hyundai Motor Group и занимающихся производством комплектующих для выпускаемых автомобилей. Кроме того, два цеха поставщиков завода расположены непосредственно на территории «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», еще две корейские компании разместили свои производства в Северо-Западном Федеральном округе. В итоге в Санкт-Петербурге и области было создано более 6300 новых рабочих мест. Помимо этого завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» сотрудничает с другими иностранными и российскими поставщиками, в том числе с производителями оборудования. Все это позволило компании достичь уровня локализации производства в 45%.
– Расскажите, пожалуйста, о том, как организовано производство на заводе. Насколько автоматизирован процесс производства? Как действует система контроля качества?
– Сегодня завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» демонстрирует высокие результаты по объему производства автомобилей и качеству выпускаемой продукции благодаря тому, что все цеха завода оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень автоматизации производственных процессов. Так, например, 100% операций по сварке кузовов производится роботами в автоматическом режиме, высокие показатели автоматизации имеют также цеха штамповки и окраски. В цехах завода работает более 180 промышленных роботов. Автоматизация производства позволяет на практике достигать две наших приоритетных цели: высокого качества выпускаемых автомобилей и безопасности на производстве. На основных участках в цехах сварки и окраски роботы позволяют избежать тяжелого монотонного труда, обеспечивают высокое качество работы, точность исполнения и надлежащую скорость. На каждом этапе производства осуществляется контроль качества выпускаемой продукции – производятся осмотры, замеры, тесты готовых изделий во всех цехах завода. Кроме того, система контроля качества предусмотрена и для инспекции уже полностью готовых автомобилей – каждый автомобиль, который сходит с конвейера завода, обязательно проходит ряд проверок в специальной тестовой зоне и на собственном тестовом треке предприятия.
– Hyundai Motor Company первой наладила в России полноценное штамповочное производство. Это крайне дорогостоящий проект, в завод было инвестировано порядка 500 миллионов долларов. Окупились ли эти затраты?
– Завод Hyundai в Санкт-Петербурге стал первым иностранным автомобильным заводом полного цикла в России. На сегодняшний день общие инвестиции в проект по строительству и модернизации завода превысили 600 миллионов долларов. На площадке завода помимо традиционных для иностранных автопроизводителей цехов сварки, окраски и сборки, расположен также и собственный цех штамповки. Мы получаем сталь в рулонах, нарезаем заготовки необходимого размера и затем на штамповочной линии производим панели для кузовов наших автомобилей. Далее эти панели поступают в цех сварки, где на автоматизированных линиях сваривается готовый кузов. Наличие собственного цеха штамповки позволяет заводу обеспечивать высокий уровень качества кузовных панелей, а также лучше контролировать логистику и себестоимость производства.
– Первым партнером компании Hyundai Motor Company в 70-х гг. был британский Ford, который одним из первых стал продвигать принципы бережливости, впоследствии подхваченные и развитые компанией Toyota. Применяется ли на заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» философия бережливого производства? В чем вы видите наибольший потенциал повышения эффективности своего производства?
– На заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» эффективно работает общепринятая система бережливого производства, которая находит воплощение в таких принципах, как постоянное совершенствование продукта за счет сведения к минимуму количества дефектов, за счет оптимизации производственных процессов, снижения издержек и т.д. Помимо этого в компании уже второй год работает система инновационных предложений сотрудников завода, благодаря которой происходит непрерывное улучшение процессов. Используя творческий потенциал наших сотрудников, всячески поощряя их заинтересованность в конечном результате, улучшая условия труда сотрудников, мы снижаем издержки производства, одновременно увеличивая выпуск автомобилей.
– На каких принципах строится производственная система Hyundai? Сложно ли было привить их на российском заводе?
– Производственная система компании Hyundai Motor базируется на корпоративных международных стандартах качества, единых для всех подразделений Hyundai Motor Group. Среди основных принципов этой системы можно выделить следующие:
– Перед запуском российского производства сотрудники проходили обучение на заводах компании в Корее и Чехии. Как проходил процесс обучения?
– Начиная с этапа строительства завода и тестового производства автомобилей для российских сотрудников завода «ХММР» было организовано порядка 700 зарубежных стажировок на предприятиях компании, расположенных в Европе и Корее. В ходе стажировок сотрудники смогли получить практические навыки работы на новом современном оборудовании компании, а также освоить основные производственные принципы Hyundai Motor, включая международные стандарты качества компании. Обмен опытом, обучение на других заводах компании имеет постоянную основу. Так, и в этом году наши специалисты побывали в производственных командировках на заводах и в исследовательских центрах Hyundai Motor в Корее и США.
– После индустриального бума 80-х, позволившего компании перейти на крупномасштабное производство и завоевать свое место на международном рынке, Hyundai стала активно вкладывать в развитие своего инновационного потенциала. В каком направлении движется ваше инновационное развитие? Чему вы уделяете первоочередное внимание?
– С 90-х годов компания Hyundai Motor вышла на международную арену, создавая производственные площадки по всему миру. При выходе на каждый автомобильный рынок компания разрабатывала автомобили с учетом локальной специфики – дорожных и климатических условий, потребностей клиентов и других особенностей. Благодаря данной стратегии автомобили Hyundai вскоре обрели популярность на крупнейших автомобильных рынках мира, и в начале 2000-х годов нам удалось войти в пятерку мировых лидеров по продажам автомобилей. На данном этапе компании развивается в соответствии с концепцией Modern Premium (Современный премиум) – мы ставим перед собой глобальную цель создавать надежные и качественные автомобили, максимально соответствующие потребностям клиентов, по конкурентной цене. Также компания Hyundai Motor активно разрабатывает на международном рынке направление экологичных автомобилей – электромобилей, автомобилей с гибридным двигателем и автомобилей на водородных топливных элементах. К концу 2012 года компания Hyundai Motor станет первым автопроизводителем в мире, который запустит массовое производство автомобилей c нулевым выбросом CO2, это будет автомобиль ix35.
– Каковы ваши планы на будущее? Каким стал этот год для компании «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»?
– Компания Hyundai Motor активно развивается, наращивая свои производственные мощности и постоянно повышая качество выпускаемой продукции. По итогам 2012 года завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге демонстрирует высокие результаты как по объему производства, так и по качеству выпускаемых автомобилей. В текущем году мы на четверть увеличили выпуск продукции по сравнению с прошлым годом, а производимые нашим заводом автомобили уже второй год подряд прочно удерживают лидирующие позиции на российском рынке. В будущем «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» ставит перед собой цель стать лучшим автомобильным заводом России, удовлетворяя потребности клиентов в надежных автомобилях, предоставляя сотрудникам завода лучшие условия работы, а также реализуя политику корпоративной социальной ответственности компании.
Подготовила Наталья Коношенко