В декабре текущего года завершается слияние украинских офисов компаний «Данон» и «Юнимилк», собственники которых подписали договор об объединении молочных бизнесов на территории СНГ чуть более года назад. Его результатом должно стать появление на молочном рынке Украины объединенной компании с долей в 20% и лидерскими позициями в сегментах традиционной молочной продукции продукции и modern dairy. О том, как проходит процесс слияния и какие изменения он привнесет в работу каждой из компаний рассказал генеральный директор «Данон-Юнимилк» в Украине Дарио Маркетти.
«Дело», сентябрь 2011г. http://delo.ua
В декабре текущего года завершается слияние украинских офисов компаний «Данон» и «Юнимилк», собственники которых подписали договор об объединении молочных бизнесов на территории СНГ чуть более года назад. Его результатом должно стать появление на молочном рынке Украины объединенной компании с долей в 20% и лидерскими позициями в сегментах традиционной молочной продукции продукции и modern dairy. О том, как проходит процесс слияния и какие изменения он привнесет в работу каждой из компаний рассказал генеральный директор «Данон-Юнимилк» в Украине Дарио Маркетти.
- Завершен ли уже процесс объединения украинских офисов «Данон» и «Юнимилк» в одну структуру? Когда завершиться слияние глобальных бизнесов?
- Процесс интеграции компаний начался в апреле, и на сегодня выполнено 90% работ. Полностью объединение будет завершено через несколько месяцев, в декабре. Сейчас идет работа по слиянию двух компаний в одно юрлицо, чтобы можно было оформить новые контракты с нашими партнерами. Интеграция – это двухсторонний процесс, мы многому учимся друг у друга. Я не хотел бы, чтобы эти процессы позиционировалось как «Данон» поглощает «Юнимилк» - это в корне не верно.
Что касается сроков завершения слияния глобальных бизнесов, то я их не знаю. «Данон» это децентрализованная компания, подтверждение этого - организация слияния в Украине, которая была полностью осуществлена нашими силами. Аналогично офисы в каждой стране решают все вопросы, связанные с интеграцией – формирование портфеля брендов, модернизация производств - самостоятельно. Но могу предположить, что в России эти процессы потребует больше времени, просто потому, что Россия в восемь раз больше Украины.
- Процесс объединения потребовал только временных затрат или были и финансовые вложения?
- Да, разумеется, это потребовало и финансовых вложений, и довольно значительных, но я не могу озвучить конкретные цифры.
- Каков порядок цифр?
- Это миллионы
- Планируется ли техническое переоснащение предприятий «Юнимилк», в частности потребуются ли изменения в систему качества под стандарты «Данон»?
- В 2011 году в модернизацию завода «Галактон» и «Кремез» было вложено 5,8 млн евро. Эти средства направлены на усовершенствование стандартов качества, пищевой безопасности, охраны труда по стандартам «Данон». Кроме того, средства направляются на расширение производственных мощностей, в частности на предприятии «Галактон» уже в этом году была установлена новая линия по фасовке сметаны.
В ближайшие 2 года «Данон» планирует инвестировать в Украине около 30 млн евро.
- Насколько дублируются выпускаемые компаниями продукты? Предвидится ли сокращение линейки, в каких категориях?
- Нам повезло, потому что бизнесы компаний взаимодополняющие. У продуктов «Данон» сильные позиции на Юге страны и в Киеве, а а у «Юнимилк» - в центральном регионе.
Мы разносим бренды географически, чтобы избежать конкуренции. Изменения коснутся только продукции под торговой маркой «Простоквашино» - мы выводим их дистрибуцию на национальный уровень. Сейчас ее продажи сосредоточены в столичном регионе и плохо представлены в других областях страны, но мы видим в этом продукте большой потенциал и хотим предложить ее большему количеству потребителей.
- Планирует ли компания отказаться от какого либо из существующих сейчас брендов?
- Нет. Цель объединения – не сокращение, а рост. Мы не планируем отказываться ни от каких брендов.
- Может ли быть изменена структура производства на «Галактоне» и «Данон Днипро» (например – одно предприятие полностью переведено на выпуск ЦМП, а другое – modern dairy?). В частности, планируется ли перенос производственных линий с одного завода на другой?
- Традиционные молочные продукты довольно сложно поддаются транспортировке на большие расстояния. Поэтому мы продолжим производить определенные объемы традиционных продуктов на всех фабриках, чтобы иметь возможность обеспечить их оперативную доставку и быть уверенными в их свежести.
Перенос производственных линий – возможно, такое произойдет в будущем, но на сегодня у нас нет определенного плана.
- Как изменится система дистрибуции после объединения компаний? Откажетесь ли вы от части дистрибуторов?
- Системы дистрибуции обеих компаний уже объединены и мы надеемся, чтобы наши продукты будут доступны в большем количестве регионов. Например, масло «Простоквашино» в некоторых областях практически исчезло из продажи, и мы намерены это исправить.
- «Данон» активно инвестировал в создание сырьевой базы, как обстоят дела с сырьем у «Юнимилк» в Украине?
- Молоко, которое использует «Галактон» – самого высокого качества. Предприятие производит детское питание (ТМ «Тема»), а украинское законодательство требует, чтобы молоко для этой категории продукции поступало со специальных ферм, соответствующих целому ряду требований. Нас действительно порадовало качество молока, используемого «Галактоном» и единственное, над чем мы сейчас работаем – это его количество. Мы внедряем те же программы, направленные на расширение сырьевой базы, что уже действуют у «Данон» в Украине. Это проект с "Креди Агриколь Банк", который предполагает льготное кредитование сельскохозяйственных предприятий, поставляющих нам молоко. В этом году на эти цели направляется 2 млн евро.
И второй проект – это создание молочных кооперативов, который «Данон» реализует совместно с фондом с «Хайфер».
- Будет ли «Данон» инвестировать в создание молочных кооперативов в Киевской и Полтавской областях, чтобы обеспечить сырье для «Галактона» и завода «Кремез»?
- В Кременчуге – да, конечно. Первый кооператив может быть открыт уже в ближайшем месяце.
Что касается Киевской области, то я не уверен, что в этом есть необходимость. Молочные кооперативы – это в большей степени социальный проект и в Киевском регионе потребность в нем ниже.
- Как будет меняться штат компании? Насколько существенными будут сокращения и каких категорий сотрудников они могут коснуться?
- Штат компании меняться не будет. Мы хотим увеличить долю рынка и расти, а эти цели не предполагают сокращения персонала.
Есть случаи, когда люди уходят, но это связано с показателями эффективности их работы. В этом случае мы нанимаем новых сотрудников, то есть количество штатных единиц не меняется.
- Изменения не предвидятся даже среди менеджмента?
- Уровень директоров – это, пожалуй, единственное что изменилось. Но у нас в компании есть место для всех. К примеру, Юрий Луцков был директором по операционному бизнесу «Юнимилк» в Украине, а сейчас он занимает пост директора «Галактона».
- Будет ли компания переезжать в новый офис в связи с расширением, куда?
- Мы просто будем занимать большее количество этажей в том же офисе, где сейчас находится ЦО «Данон». Так что объединение принесло даже меньше изменений, чем все ожидали.
- Сколько составит доля рынка объединенной компании?
- Давайте уточним определение рынка. Раньше при подсчете доли рынка исключали сметану. Сейчас этот продукт учитывается в объеме продаж компании.
По традиционным молочным продуктам «Юнимилк» занимает первое или второе место в стране в зависимости от продукта. «Данон» - №1 в категории modern dairy. У нас около 30% рынка в сегменте modern, но modern это только 20% общего молочного рынка. Если анализировать вообще весь молочный рынок - то у «Данон» 7-8 %, у «Юнимилк»– 12%.
- Доля в 20% делает объединенную компанию лидером рынка?
- Да. Это самый большой показатель доли рынка без учета расфасованного молока.
СПРАВКА
Groupe Danone — мировой лидер среди производителей свежей молочной продукции. Основана в 1919 году. Основные направления деятельности компании — молочные продукты, детское питание, минеральная вода, медицинское питание.
Объем продаж Groupe Danone за прошлый год вырос на 13,5% - до 17,01 млрд евро по сравнению с 14,98 млрд евро, полученными в 2009 году. По итогам 2011 года компания планирует выйти на объем продаж в 20 млрд евро. В Украине работает с 1998 года. В 2006 году приобрела молокозавод "Родич" (Херсонская область), который сейчас носит название "Данон-Днипро". Суммарные инвестиции компании в украинскую экономику составили 45 млн евро.
"Юнимилк" — российская продовольственная компания, один из лидеров рынка молочных продуктов страны. Объединяет около 30 предприятий в России, Белоруссии и на Украине. В Украине владеет заводами "Галактон" (Киев) и "Кремез" (Кременчуг)
18 июня 2010 года было объявлено о слиянии молочного бизнеса французской компании Danone и «Юнимилка» в СНГ. В результате должна быть создана объединённая компания, 57,5 % акций которой будет контролировать Danone, 42,5 % — акционеры «Юнимилка». В 2022 году французы смогут увеличить свою долю до 100 %.