Амир Фейзулин - первый заместитель Исполнительного вице-президента ТНК-ВР по переработке и торговле.
«Твоя компания», журнал ТНК-ВР, октябрь 2011г. www.tnk-bp.ru
Амир Фейзулин - первый заместитель Исполнительного вице-президента ТНК-ВР по переработке и торговле.
СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
Высшее руководство нашей Компании уделяет развитию бизнеса огромное внимание, и это выгодно отличает ТНК-ВР от конкурентов. Мы «играем на опережение» - значит, нам нужна долгосрочная стратегия, учитывающая различные факторы: геополитические, экономические, социальные. Конечно, все предусмотреть нельзя, но важно «подняться над ситуацией», точно оценить все риски, вовремя увидеть открывающиеся возможности. От выбора верной стратегии зависит будущий успех Компании, ее производственные и экономические показатели.
Вспомните историю компании Polaroid. Она была создана в 1937 году и спустя всего десять лет покорила рынок инновационным решением - стала производить и продавать фотоаппараты, которые сразу после съемки выдавали готовые снимки. Пик популярности подобных фотоаппаратов пришелся на 1980-1990-е годы - тогда они были практически в каждом доме, в каждой семье. Но компания допустила стратегическую ошибку, посчитав, что потребителю интересна именно мгновенно напечатанная фотография. Polaroid сделал стратегическую ставку на фотокамеры моментальной съемки, отказавшись от развития другого зарождающегося тренда - цифровой фотографии. В результате уже в 2000 году продукция компании перестала выдерживать конкуренцию с цифровыми фотоаппаратами, а впоследствии Polaroid был объявлен банкротом.
Эффективная стратегия формирует основной вектор движения, но при этом позволяет учитывать изменения внешней и внутренней среды и использовать их в пользу компании. Стратегия, нуждающаяся в постоянных радикальных изменениях - это не стратегия. Мы выбираем стратегию на ближайшие пять-десять лет и мы должны ее придерживаться. Если, конечно, не произойдет чего-то экстраординарного, что поменяет направление развития отрасли в целом.
БЛОК СТРАТЕГИИ КАК БИЗНЕС-ПАРТНЕР
В нашей Компании блок стратегии выступает как партнер для Бизнес-направлений - Upstream, Downstream, БН «Газ и Энергетика». В чем это выражается? В том, что стратегия строится не только сверху вниз, но и в обратном направлении - снизу вверх. Идет встречное движение.
Команда Стена Мирошника видит «большую картину» развития энергетической отрасли в России и мире. Они собирают информацию, анализируют, общаются с акционерами и задают базовые направления развития бизнеса в контексте макроэкономических параметров. Люди из Бизнес-направлений, в свою очередь, четко видят специализацию и накладывают на базовые направления свои данные. На стыке этих двух направлений получается хороший синергетический эффект. В результате разрабатывается десятилетний, а затем и трехлетний планы.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЛОКА СТРАТЕГИИ И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА И DOWNSTREAM: ДИАЛОГ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БАЛАНСА
Приведу конкретный пример взаимодействия БФ «Стратегия и развитие бизнеса» (СРБ) и внутренних «стратегов» Downstream. Например, за международную стратегию ТНК-ВР отвечает Управление Павла Илясова: они глобально смотрят на возможности развития Компании, позицию акционеров. Мы, со своей стороны, помогаем досконально изучить вопрос, проработать идею и профессионально оценить существующие и потенциальные активы Downstream. Образно говоря, мы «подносим патроны», а они «стреляют».
И наоборот, в части приобретения активов блок СРБ помогает нам в заключении сделок, оказывает поддержку в области слияний и поглощений (M&A). Так было при покупке крупного пакета акций ТЗК «Шереметьево» (оператор услуг хранения и заправки авиакеросина «в крыло») и приобретении большинства крупных розничных автозаправочных сетей.
Кроме того, Управления Кшиштофа Зилицки и Тимура Супатаева предлагают варианты сотрудничества с инвестбанками, которые Downstream рассматривает.
Взаимодействие наших блоков - это активный здоровый диалог. Подразделение под руководством Стэна Мирошника смотрит на развитие Компании в целом, дает нам рекомендации с точки зрения баланса Upstream и Downstream. Иногда они вносят разумное зерно сомнения в те или иные вопросы. Здоровая критика - это тоже немаловажно. Я также всегда стараюсь учитывать не только интересы БН «Переработка и Торговля». Подразделения внутри нашего блока сосредоточены на решении своих задач, они часто не видят общей картины, и это нормально. А я стараюсь найти баланс интересов разных подразделений на основе общей картины, которая у меня складывается.
Когда мы понимаем, что приносит большую ценность для нашей Компании, принимаются взвешенные, наилучшие решения.
ИСКУССТВО ФОРМУЛИРОВАТЬ СТРАТЕГИЮ И МОТИВИРОВАТЬ КОМАНДУ
Я думаю, что стратегия - это действительно искусство. Искусство ставить адекватные цели и задачи, находить путь их достижения, работать на опережение конкурентов. Очень важно, чтобы стратегия не была утопией, чтобы руководитель умел не только ставить амбициозные цели, но и достигать их.
Главное умение руководителя большого уровня - так организовать команду и выстроить рабочий процесс, чтобы люди ясно видели свет в конце тоннеля, чтобы поставленная задача была вызовом, который «зажигает» людей, а команда знала, чувствовала, что она может этой цели достичь - тогда у нее будет правильная мотивация.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: СФОРМИРОВАТЬ ОБЬЕМНОЕ ВИДЕНИЕ
Я перешел в стратегию из операционного бизнеса. И этот переход дал мощный толчок моему развитию. Это потрясающая практика - время от времени перемещать операционных руководителей высокого уровня на стратегические позиции. Она дает возможность улучшить операционную управляемость бизнеса. Буквально полгода назад я управлял маркетингом, а сегодня я смотрю на это направление по-другому. Не всегда то, что выгодно для маркетинга, выгодно в целом для Downstream. Поработав на других позициях, человек начинает мыслить мерками Компании в целом.
У меня также была уникальная возможность пообщаться с коллегами из компании ВР по ряду направлений, включая стратегию, операционный бизнес. Подобный опыт гораздо эффективнее тренинга - обсудить рабочие вопросы с реальными руководителями, увидеть, как они работают, какие у них проблемы, как они решают ту или иную задачу. У наших компаний схожие виды бизнеса, но практика у коллег более масштабная: у ТНК-ВР всего три нефтеперерабатывающих завода в России, у ВР - семнадцать по всему миру. Конечно, чувствуется, что у них взгляд значительно шире.
Подчеркну: руководитель должен видеть ресурсы и перспективы своего подразделения в контексте развития Компании в целом. Общение с коллегами расширяет кругозор. Если ты чего-то не понимаешь, или двигаешься вперед, решая новые задачи, ты можешь обратиться к коллегам по тому же профилю, которые скажут свое мнение и всегда открыто укажут на плюсы и минусы тех или иных решений. Эти люди всегда открыты, готовы и посоветовать, и сказать свое мнение, что тоже, на мой взгляд, очень важно.