Появление ядерного космического двигателя откроет удивительные возможности, экспансией в Солнечной системе будут заниматься даже не государства, а частный бизнес, заинтересованный в развитии «неземных» технологий.
«Первый рабочий ядерный двигатель, с учетом того, как все развивается, думаю, мы увидим уже лет через семь», – говорит ученый, писатель и футуролог Константин Ранкс. Он приводит в пример двигатель внутреннего сгорания: «Сто лет назад он заменил паровую машину. Это была такая керосинка – чадящая, дымящая, всего четыре лошадиные силы. А сейчас? Под капотом большинства современных автомобилей стосильные компактные экономичные движки».
Необходимость технологической революции в области ракетостроения назрела. Возможности химических двигателей весьма ограничены. «Запуская спутник при помощи обычной ракеты до Сатурна, его отправляют сначала к Венере, – объясняет Константин Ранкс. – За счет гравитационной силы Венеры он приобретает дополнительное ускорение и только потом, выпущенный как из пращи, летит к пункту назначения».
Конечно, достичь Марса сейчас тоже можно, что и сделал Curiosity. Но полеты с нынешними двигателями длительны и небезопасны. «Другое дело ядерная установка, – рассказывает Ранкс. – Это уже не многомесячная экспедиция – космонавты МКС находятся дольше на орбите». Так что скоро планеты станут ближе.
Появление ядерного двигателя в ближайшие десятилетия даст человечеству поистине уникальные возможности. Поначалу такие установки послужат для исследовательских беспилотных полетов. Параллельно будет обкатываться технология космического транспорта, курсирующего между Землей и другими планетами.
«Связано это с новой идеологией освоения Марса», – говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики, эксперт космического кластера фонда «Сколково» Андрей Ионин. Если раньше предлагалось забросить людей на Марс на пару недель, а потом забрать, то теперь задача – создать стационарную колонию. По сути, билет в один конец.
Осуществить такой проект проще и дешевле, утверждает Ионин, но самое главное – появляется стимул для бизнеса: «Понадобятся новые технологии – ресурсо- и энергосбережения, безотходного производства, биотехнологии». Потенциально разработки на их основе будут необычайно востребованы, что сулит корпорациям миллиарды и триллионы долларов прибыли.
Роль ядерного двигателя во всей этой истории очень серьезная. «Проектируемая сейчас установка будет обладать небольшой мощностью, но зато высоким удельным импульсом, он сможет работать длительно. На ее основе можно сделать прекрасный транспортный буксир для полетов к тому же Марсу, а в дальнейшем и к другим планетам», – говорит Андрей Ионин.
По мнению эксперта, первые поселенцы на Красной планете появятся к 2030 году, к 2040 году наладится стабильный грузопоток, а после 2050 года начнется бум создания прорывных двигательных технологий. С появлением новых двигателей возвращать людей с Марса уже не будет проблемой.
Новые типы двигателей обсуждаются уже давно. В Курчатовском институте, например, считают, что вполне реально создать термоядерный двигатель. «Произойдет это лет через тридцать-сорок, – говорит директор Института физики токамаков Энглен Азизов, – после того, как мы построим термоядерный реактор на Земле (речь о международном проекте ИТЭР – прим. «СР»)». Космический токамак, естественно, будет более компактным, с сильными магнитными полями и более плотной плазмой. Если у такой установки приоткрыть заслонку, то часть плазмы будет выходить естественным образом – продукты термоядерной реакции создадут тягу. И тут, поясняет ученый, не нужно никаких дополнительных преобразователей, никакого рабочего тела. На первом этапе такие двигатели будут развивать скорость до 3 тыс. км/с. Теоретически корабли с ними могли бы стать и межзвездными. «Выйдем в галактику», – уверен Азизов.
Следующий этап – фотонный двигатель. В свое время о нем писали братья Стругацкие. «Проблема в том, что никто даже теоретически не представляет, как его сконструировать», – говорит Ранкс. По идее нужно соединить вещество и антивещество, получить поток света и отразить его от зеркала. При этом зеркало не должно испариться. «Любой физик здесь хватается за голову и убегает», – смеется Ранкс.
Владимир Кишинец, кандидат философских наук, инженер, теоретик научной футурологии, автор теории перехода, монографии «Nano Sapiens, или Молчание небес»:
– Насколько эффективными и полезными окажутся ядерный и термоядерный двигатели, лучше знают специалисты «Роскосмоса» и «Росатома». Мы,футурологи, можем сказать, почему космической экспансии вообще не будет, ни при каких двигателях (смеется). И это совсем не пессимистический взгляд. Просто по определенным причинам гуманоидные цивилизации не осуществляют такую экспансию. В противном случае космос уже давно бы просто кишел человекоподобной разумной жизнью. Но, как известно, он безмолвствует. Это парадокс Ферми. Разумная жизнь развивается по несколько иным законам. Но спешу вас успокоить: работы «Росатому»и «Роскосмосу» хватит на долгие годы.
Сергей Кричевский, космонавт-испытатель, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор РАНХиГС, автор работ о перспективах космической экспансии:
– Да, ядерные и термоядерные технологии дадут продвинуться в освоении космоса. Но все-таки их основа применительно к решению транспортной задачи – принцип реактивного движения. Любая технология имеет ограничения и обратную сторону, в том числе и экологическую. Вот если бы создать принципиально новые технологии, например гравитационные, тогда можно говорить и о полетах за пределы Солнечной системы.
Андрей Ковалевский