«Орбиты Протона» 0 комментариев

Возлюби начальника своего

В начале месяца редакция корпоративной газеты «Орбиты Протона»провела анонимный онлайн-опрос среди сотрудников, чтобы выяснить, за что не любят начальников. Мы попросили психолога «Протон-ПМ» Юлию Будницкую прокомментировать его результаты.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

КАК ПРОВОДИЛСЯ ОПРОС

В онлайн-анкетировании принял участие 71 человек, то есть чуть более двух процентов сотрудников. С позиций социологии это слишком маленькая выборка, чтобы делать выводы. Но с точки зрения физики даже капля воды отражает весь спектр радуги, поэтому мы решили довериться полученным данным. Анкета состояла из одного вопроса: что вас раздражает в начальнике? Далее было предложено 23 варианта ответов. Респондент мог выбрать несколько из них и предложить свой. Итак, топ-5 причин, почему сотрудникам сложно найти общий язык с начальником представлен в инфографике.

ЧТО НЕ ТАК С НАЧАЛЬНИКАМИ

Первые четыре причины недовольства возникают как следствие того, что руководитель не выполняет свои должностные обязанности. Управленец любого уровня должен защищать свой коллектив и результаты его деятельности перед вышестоящими, отвечать за всё лично, а не винить подчинённых. Ведь это он не смог организовать работу подразделения, проинформировать, ясно поставить задачу, грамотно распределить обязанности. Пятая причина объясняется неумением наладить атмосферу в коллективе.

— Безусловно, отношения руководителя и подчинённого имеют массу нюансов и редко полностью устраивают обе стороны, — отмечает Юлия Будницкая. — Самые популярные причины недовольства описывают управленца, хорошо умеющего контролировать и получать результат. При этом у такого руководителя слабо проявляются гибкость мышления, умение находить общий язык с людьми. В типологии гуру менеджмента Ицхака Адизеса этот тип управленца называется «рабовладелец». Он добивается результата любой ценой, жёстко контролирует подчинённых, не умеет создавать эмоционально комфортную рабочую обстановку.

Как отмечает психолог, этот тип управления подходит для реализации проектов, где нужен конкретный результат в жёстко оговорённые сроки. Но реалии меняются. На производстве, где создаются перспективные изделия, приветствуются оригинальные подходы и умение работать в команде. В обстановке жёсткого авторитаризма, страха и зажатости новое не рождается.

График ответов участников опроса

УПРАВЛЕНЦАМИ СТАНОВЯТСЯ

Работникам предприятия, стабильно показывающим хорошие результаты, могут предложить занять кресло руководителя. Чаще всего протоновцы с радостью соглашаются продвинуться по карьерной лестнице: это заметная прибавка к зарплате и самооценке. Некоторые всё же сомневаются: «Я не умею руководить, мне не хватает навыков». Но их успокаивают: «Ничего, по ходу разберёшься!»

— К сожалению, сотрудники не всегда готовы к новой роли в той мере, в которой необходимо, — комментирует психолог. — Из-за того, что некоторые компетенции руководителя ещё не сформировались в нужной степени, человек начинает опираться как на костыль на те, что у него сильны на данный момент. Как правило, это получение результата и контроль. На объединение вокруг себя коллектива и творчество не хватает эмоциональных сил из-за резко возросшего стресса и нагрузки.

Получается, руководителю следует обращать внимание не только на стабильно высокие результаты работы подразделения, но и на эмоциональное благополучие: своё и коллектива. Переутомлённый начальник закручивает гайки и тем самым разрушает психику подчинённых. Рядовым сотрудникам приходится дополнительно к выполнению своих поручений ещё и справляться с эмоциональным давлением. Чтобы изменить ситуацию, управленцу следует разобраться с причинами стресса и перейти в «ресурсное» состояние. Иначе силы на работу с проблемами внутри коллектива никогда не появятся.

РУКОВОДИТЕЛЬ — ОТЕЦ НАШ

Есть в психологии термин «регресс». Это когда из-за продолжительной выматывающей ситуации (тяжёлого проекта, замещения коллеги, трудной командировки) человек подсознательно возвращается в состояние детства — то время, когда он чувствовал себя защищённым. Так, уставший, эмоционально выгоревший сотрудник начинает видеть в руководителе родителя и идеализирует его. Ему важно, чтобы босс был компетентным, авторитетным, дисциплинированным, честным, справедливым, сильным, без вредных привычек. Если «регрессного» работника не утешают, не хвалят, он быстро разочаровывается и начинает недолюбливать начальника.

Повышенное чувство неопределённости, вызванное необходимостью удалённой работы, оптимизацией численности, планируемым переездом в Новые Ляды, обостряют ощущение стресса у сотрудников. Поэтому управленцам необходимо быть открытыми, подбадривать коллег и сопереживать им, полноценно информировать о происходящем на предприятии, чтобы в коллективе уменьшился объём слухов и домыслов, улучшилась рабочая обстановка.

Ирина КУЧУМОВА

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S