"Импульс-ЭХЗ" 0 комментариев

Росатом: Изменить пространство, чтобы оно изменило нас?

Пространство должно стимулировать – к работе, к эффективным коммуникациям, к повышению производительности, в конце концов. Именно этот принцип лег в основу недавно стартовавшего проекта «Новый дизайн рабочего пространства Госкорпорации «Росатом». На прошлой неделе в него включился Электрохимический завод – на предприятии побывали специалисты рабочей группы проекта.

Решение как-то изменить среду, в которой работают атомщики всей страны, не прихоть, не зависть к фантастическим офисам компании Google. Это – острая необходимость. Что такое предприятия Росатома сегодня? Построенные в середине ХХ века, все они чем-то похожи – коридорно-кабинетная система, официоз и аскетичность, одним словом – советский партикулярный стиль, в меру возможностей осовремененный. Этот облик мало согласуется со стратегическими задачами Госкорпорации «Росатом» – стать одним из признанных мировых лидеров в сфере высоких технологий, корпорацией высоких технологий и корпорацией нового знания. Возникает противоречие между амбициозными целями и условиями, в которых эти цели реализуются. Такой диссонанс не просто «не способствует» – мешает – воплощению в жизнь масштабных задач, стоящих перед отраслью. Более того, это несоответствие социологи отмечают как один из факторов неприятия работниками отрасли происходящих изменений и снижения вовлеченности в общекорпоративные процессы.

Рабочее пространство предприятий из фактора «тормозящего» надо превратить в фактор стимулирующий. Важнейшими имиджевыми чертами Росатома должны стать высокий уровень инженерной мысли и экологичность отрасли. Собственно, это и есть главная задача нового отраслевого проекта.

Специалисты рабочей группы проекта «Новый дизайн рабочего пространства Госкорпорации «Росатом» работали на Электрохимическом заводе два дня. За это время Александра Крикун, Михаил Буренков, Алексей Бакун и Петр Левич не только осмотрели едва ли не все помещения заводоуправления, но и получили довольно полное представление о том, каким видят настоящее и будущее пространство предприятия его работники. Причем самого разного уровня: от заместителей генерального директора до рядовых сотрудников канцелярии. Кроме того, гости провели три семинара – для инженерно-технических работников, представителей молодежи и тех, кто занимается развитием ПСР, – чтобы получить некие «коллективные срезы».

Надо сказать, даже это- го недолгого общения специалистам хватило, чтобы сделать определенные выводы. Так, они отметили, что на ЭХЗ – как и на других предприятиях атомной отрасли – не хватает помещений, где работники разных подразделений могли бы общаться не так формально, как в своих кабинетах. Своего рода альтернатива курилкам 80-х годов, где происходит рабочее, но при этом не совсем формальное общение, где иной раз гораздо легче решить какой-то важный вопрос. Необходимы заводу и помещения, где могли бы работать группы, созданные под определенные проекты и временно объединяющие работников разных подразделений. Причем это пространство должно не просто объединять, но и стимулировать к работе.

Есть потребность изменить пространство актового зала. В первую очередь – нужен большой экран, поскольку современный формат мероприятий – дней информирования, презентаций – предполагает большое количество визуальной информации. Были предложения по поводу перепланировки площади перед зданиями заводоуправления – сейчас транспортные и пешеходные потоки на ней многократно пересекаются, людям неудобно, да и с точки зрения безопасности движения это неправильно.

Многие считают необходимым изменить входную группу, это, к слову, отмечают работники всех предприятий, поэтому наиболее рациональным видится стандартизация в масштабах отрасли. Вообще, новый дизайн должен решить задачи корпоративной идентичности. Сегодня в ГК «Росатом» входят более 250 предприятий по всей России, есть представительства и за рубежом. И каждое из этих предприятий – свой особый мир, особая атмосфера, о принадлежности к большой и дружной семье Росатома говорят лишь логотип у входа да информационные стенды. А в идеале сотрудник одного предприятия Росатома, попадая на другое – пусть даже за тысячу километров от родного завода или НИИ! – должен чувствовать, что он находится на «родной» территории.

Специалисты рабочей группы проекта признались: их очень впечатлила работа заводчан на семинарах. «Вы говорили об удобном пространстве не с точки зрения социальных проблем – чтобы была хорошая больница, чтобы вкусно кормили, – а именно с точки зрения удобной работы, – отметила руководитель группы Александра Крикун. – К примеру, большой офис, в котором много людей – для более быстрого обмена информацией. «Умный стол – тачскрин», по столешнице-экрану которого можно передать документ соседу и быстро рассмотреть. Голографические «прямые трансляции» из Росатома и ТВЭЛа – как альтернатива нынешним видеообращениям… При этом текущие проблемы вы уже пытаетесь решать – мы знаем, что многие предложения, прозвучавшие на семинарах, уже оформлены как предложения по улучшению».

Проект пока находится на первом этапе реализации – специалисты (в том числе – дизайнеры) изучают мировой опыт решения подобных проблем, знакомятся с текущим состоянием дел на предприятиях отрасли, выслушивают пожелания и предложения от самих работников. Итогом их работы станет выбор нескольких пилотных площадок, где будут реализованы идеи нового облика – по направлениям: к примеру, на одном из предприятий появятся новые зоны коммуникаций, на другом – изменится рабочее пространство и т. д. На этих пилотных площадках предполагается воплотить в жизнь идеи ведущих отечественных и мировых проектировщиков – через публичный международный конкурс. Затем, после необходимой корректировки, будут разработаны общеотраслевые стандарты, и начнется тиражирование наработанных приемов и методов формирования эффективного пространства.

Надо сказать, что пилотные площадки еще не выбраны, и у Электрохимического завода есть все шансы стать одним из первых предприятий, где будет внедряться новый дизайн.

Яна Гильмитдинова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S