"Алгоритм успеха" 0 комментариев

Металлургия и Индустрия 4.0: завтра уже наступило

Четвертая индустриальная революция уже происходит здесь и сейчас. Один из ключевых ее признаков – переформатирование практически всех индустриальных секторов, трансформация целых систем производства, администрирования и управления.

Благодарим редакцию журнала "Алгоритм успеха" ОК РУСАЛ за предоставление данного материала. 

Эксперты журнала «AlGоритм» - заместитель директора филиала по новым проектам Алексей Арнаутов (А.А.) и эксперт по металлургии Леонид Хазанов (Л.Х.) - разбираются в революционной ситуации и выясняют, какие изменения она влечет в металлургической отрасли. 

Алексей Арнаутов (А.А.), заместитель директора филиала по новым проектам

Алексей Арнаутов (А.А.), заместитель директора филиала по новым проектам

Леонид Хазанов (Л.Х.), эксперт по металлургии

Леонид Хазанов (Л.Х.), эксперт по металлургии 

А.А.:

- Изменения грядут глобальные – на то она и революция! А выразятся они в высокой степени персонализации – уникальной спецификации для каждого клиента, уникальной продукции (с заданными свойствами, памятью формы изменению свойств в зависимости от условий окружающей среды), более равномерному распределению мощностей и потребителей, ввиду появления новых технологий таких как 3D-печать (вообще в настоящее время идут активные работы в области 4D печати), а также новых технологий накопления и передачи энергии. Быстроизменяющаяся окружающая среда и технологии определят, как будет выглядеть отрасль в будущем. 

Л.Х.:

- Безусловно, 4 индустриальная революция оказывает влияние на металлургию, пускай это еще не очень заметно. К примеру, металлургические компании внедряют информационные системы, направленные на повышение эффективности производства. Менеджменту важно знать, сколько сырья потребляется в той или иной печи, какие бывают отклонения от нормативов расхода, какие причины их вызывают, какой уровень потребления и т.д. Новые технологии позволяют контролировать эти параметры максимально точно и оперативно.

3D-печать пока не может полностью конкурировать с традиционными методами обработки металлов из-за высокой стоимости порошков, крайне жестких требований их поверхности и структуре их частиц, колебаний качества готовых изделий. Но технологии не стоят на месте, и 3D-печать совершенствуется, заставляя двигаться вперед порошковую металлургию. 

- Какой видится идеальная металлургическая компания в ближайшие 20 лет?

А.А.:

- Такая компания будет ориентирована на постоянно изменяющуюся внешнюю среду. Она будет вкладывать существенные средства в инновации, предлагать клиентам не товар, а комплексное решение - комбинацию новых материалов (сплавов) с уникальными свойствами, технические инженерные решения по применению новых сплавов в конкретных изделиях (например, в автопроме или авиационно-космической отрасли). Идеальная металлургическая компания будет наверняка использовать глобальную платформу продвижения своих продуктов и услуг, предлагая клиентам решения по получению конечных изделий с заданными свойствами. Даже в производстве она будет опираться на искусственный интеллект, который позволит машинам и роботам обучаться и адаптироваться к изменениям. При этом требования к квалификации персонала существенно повысятся. 

Л.Х.:

- Совершенно очевидно, что уровень автоматизации в металлургическом производстве будет возрастать. Я недавно наблюдал, как работает на Выксунском металлургическом заводе стан 5000, катающий широкие листы для изготовления труб большого диаметра, которые будут использоваться для прокладки газопровода «Северный поток-2». Количество людей, занятых на этом огромном комплексе несопоставимо с тем, что могло бы быть, если бы его построили лет 30-40 тому назад – сейчас их меньше в разы. Тем не менее, стан 5000 работал с точностью хороших швейцарских часов.

Конечно, через 20 лет не будет полностью безлюдных предприятий, хотя разговоры об этом ведутся не первый год. Без обслуживающего персонала все равно будет не обойтись. Другое дело, что многие операции, в том числе и опасные, вместо человека будут делать роботы и это разумно, поскольку на металлургическом производстве требования к безопасности труда и здоровья очень высоки. Соответственно, если можно на том или ином участке с вредными условиями заменить человека роботом и если он будет выполнять необходимые операции быстрее, то почему бы этого не сделать?

Еще мне думается, что будет идти процесс минимизации масштабов предприятий. Сегодня мини-заводом, выплавляющим до 1 млн тонн стали, никого не удивишь. Уже реализуются проекта строительства микро-заводов мощность до 300 тыс. тонн и на очереди предприятия производительностью до 100 тыс. тонн. Ориентированы же они будут на ходовые виды металлопродукции для реализации на локальных рынках. 

Роботизация производства становится повсеместной. Насколько велики темпы этого процесса в металлургии?

ЛХ:

- На мой взгляд, уровень роботизации в металлургии пока значительно меньше, чем, скажем, в автомобилестроении. Однако степень использования роботов постепенно растет, пускай и не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее, уже сегодня роботы применяются в черной металлургии для отбора проб жидкой стали, для контроля ее уровня и замере температуры в плавильных агрегатах, при скачивании шлака, для нанесения и снятия огнеупорных покрытий.

Есть они и в цветной металлургии, и в литейной индустрии. «Уралэлектромедь» планирует установить в ближайшее время в цехе электролиза новую машину, которая будет осуществлять промывку медных катодов, их сдирку, пакетирование с обвязкой стальной лентой. Ее производительность будет на 40% выше по сравнению с имеющимся оборудованием.

То, что степень роботизации в металлургии, как черной, так и цветной, будет увеличиваться – не поддается сомнению. Правда, пока непонятно, с каким темпом. Но ведь часто революционные изменения крайне медленно готовятся и затем очень быстро совершаются, не так ли? 

А.А.:

- Уже сейчас в литейных цехах наших заводов можно встретить роботов и степень роботизации будет только расти. В перспективе вся напольная, крановая техника, будет беспилотной и под управлением искусственного интеллекта. Как мне видится, технически это решаемая задача и исследователи сейчас бьются над обучением машин. 

Можно ли говорить уже сейчас о серьезных изменениях в производственных процессах в металлургической промышленности? В чем они выражаются?

А.А.:

- Новые технологии, основанные на порошковой металлургии (3D, 4D, MIM) и позволяющие выращивать и спекать порошки разных сплавов с добавлением композитных материалов, открывают новые области применения для таких материалов, изменяют само производство, позволяют снижать затраты на производство и доставку. А в недалеком будущем мы увидим практически полностью напечатанный автомобиль. Говоря о совсем близкой перспективе - это использование искусственного интеллекта в управлении технологией, установка датчиков и получение информации о состоянии процесса и оборудования, что даст повышение эффективности. О повсеместном применении роботов я говорил в предыдущем вопросе.

Л.Х.:

- Металлургия, как и любая другая отрасль промышленности непрерывно эволюционирует. Еще четверть века назад в черной металлургии России и странах СНГ было крайне мало мини-заводов, то есть предприятий, чья технологическая цепочка базируется на применении электродуговых печей, использующих в качестве сырья лом, и с производительностью не более 1,0-1,5 млн тонн, в отличие от классических больших комбинатов с доменными печами, плавящих железную руду.

В настоящее же время в России уже сформировался круг мини-заводов, появившихся за сравнительно короткое время, - Ростовский электрометаллурический завод, НЛМК-Калуга, Северсталь-Сортовой завод Балаково, Электросталь Тюмени и др.

В отечественной цветной металлургии мы можем наблюдать процесс строительства малых предприятий, выпускающих медную катанку и шину из лома, и успешно конкурирующих на рынке с крупными заводами. Между тем, 25 лет тому назад о подобном никто в нашей стране даже не мечтал.

Еще одной интересной тенденцией в металлургии я бы назвал создание установок, функционирующих на основе концепции бесслитковой (бесконечной) прокатки, предложенной в 19 века английским инженером Генри Бессемером. Замечу, что у нас данный процесс испытывался в 1938 г. на заводе «Серп и молот» в Москве.

На сегодня установок бесслитковой прокатки в черной металлургии мира не так уж много: их количество, скорее всего, не превышает двух – трех десятков. В алюминиевой индустрии она практически не распространена, но в 2015 году Alcoa объявила о разработке и коммерциализации технологии Micromill, в случае которой речь идет, по всей видимости, именно о бесслитковой прокатке.

А вот альтернативы электролизу алюминия не предвидится. На моей памяти не раз появлялись сообщения о создании революционных технологий получения крылатого металла, призванных вытеснить электролиз, но ни одна из них не нашла промышленного применения. 

Как и всякий глобальный бизнес, металлургия всерьез завязана на логистику. И в этой сфере уже сейчас происходят серьезные изменения. Можно ли говорить, что они уже всерьез влияют на бизнес в металлургии?

А.А.:

- Я упоминал глобальные платформы продвижения товаров и услуг, так вот они будут обеспечивать производителям анализ рынков и потребностей клиентов, обеспечивать маркетинг, поддерживать доставку продукции клиентам. При этом технологии блокчейн обеспечат гарантию платежа и более быструю отгрузку продукции компании. Я думаю, что над этим уже сейчас работают серьезные компании. 

ЛХ:

- Выбор рациональных путей доставки сырья и металла – одна из ключевых задач любой металлургической компании, потому что важно не только что-то купить или продать, но и быстро и дешево поставить.

К тому же, оптимизация транспортных маршрутов позволяет завоевывать новые рынки. Так, относительно недавно бразильская группа Paranapanema стала продвигать на нашем рынке медные трубы, хотя казалось, где Россия и где Бразилия. И трубы из «страны, где много диких обезьян», спокойно продаются, несмотря на наличие сложившегося пула поставщиков. 

Ждать ли изменений в администрировании, управлении металлургическими компаниями?

А.А.:

- Да, я вижу поворот в сторону привлечения и воспитания новых людей, креативных инженеров, продвижения инноваций, а также привлечения физических ресурсов и средств для реализации таких проектов. Такие задачи выходят на первый план для руководителей металлургических (и не только) компаний. Если же говорить про инновации в администрировании, то частично я касался этого в предыдущих вопросах, в дополнение лишь могу сказать, что интернет вещей, безлимитное хранение информации, неограниченные мощности по обработке информации, личные интеллектуальные консультанты станут такой же повседневностью, как и смартфоны сегодня. 

ЛХ:

- В настоящее время металлургические компании внедряют ERP-системы, предназначенные для автоматизации управления производственными и финансовыми потоками, складскими запасами и получения информации об их динамике с различной степенью охвата и глубиной проникновения. Они позволяют значительно ускорить сбор и анализ данных, оценку потенциальных рисков, принятие решений, сократив одновременно количество персонала. Без проблем и сложностей не обходится, но процесс неумолимо идет вперед. 

Какие специалисты будут востребованы в металлургической отрасли в ближайшее время? В более отдаленной перспективе?

А.А.:

- Как это ни странно, но будут востребованы все те же инженеры-металлурги, но со знанием не только теоретических основ процесса, но и четким пониманием бизнес-системы, а также инженеры-программисты - создатели того самого искусственного интеллекта, который будет управлять всеми процессами идеального завода. Материаловедение, как фундаментальное знание, будет переходить на глобальную интернет-платформу, так же, как и трейдинг, управление поставками, финансами. Хочется отметить, что служба персонала не только не потеряет своей важности, но напротив будет одной из основ успешного бизнеса к будущем. 

ЛХ:

- Соглашусь - высококвалифицированные инженеры, могущие не просто разрабатывать металлургическое оборудование, но и вводить в эксплуатацию, управлять им, оценивать экономическую эффективность его применения, участвовать в проектах по изготовлению для нужд конкретных заказчиков, будут просто на вес золота. 

Без программистов и сталеваров вряд ли можно будет обойтись. Еще могут быть востребованы универсалы, то есть люди, способные выполнять одновременно функции, скажем, слесаря, электрика, механика, сварщика. Таких людей мало, но они явно будут нужны.

Безусловно, будет возрастать спрос на мехатроников – инженеров, способных соединить механические узлы металлургических агрегатов с электротехническими и электронными компонентами и потом заставить их слаженно работать по специально написанным компьютерным программам. Для мехатроники вообще характерен акцент на интеграцию механических и электрических систем, программного обеспечения и микропроцессорной техники. 

Какие шаги должны предпринимать компании, чтобы подготовить своих сотрудников к грядущим изменениям?

ЛХ:

- Следует вкладываться в развитие сотрудников, исходя из их потенциальных возможностей, текущих и будущих задач. Как конкретно это делать – решает каждая компания самостоятельно, здесь трудно дать конкретный рецепт.

Не исключаю, что уже сейчас нашим металлургическим компаниям надо задумываться о подготовке будущих кадров еще на школьной скамье, скажем, создавая профильные классы в школах. Подобная задача крайне труда для реализации, но нет ничего невозможного.

В настоящее время у крупных холдингов есть свои корпоративные университеты, колледжи, стипендиальные программы для студентов. А в конкурентной борьбе время, как и кадры – бесценный актив и многое зависит о того, сможет ли конкретная компания вовремя выявить будущего профессионала в том возрасте, когда он еще и не задумывается о металлургии.

К сожалению, в последнее время российское образование понесло очень тяжелые потери. Сейчас немало на рынке людей с дипломами вузов, однако, мало пригодных к работе на промышленном производстве. Да и зачастую они не могут даже писать простые тексты без ошибок. И как такого человека допускать к работе на металлургическом заводе? 

А.А.:

- Первое, что нужно сделать так это серьезно относится к происходящему. Иначе можно оказаться в очень тяжелой ситуации, когда изменившаяся среда создаст серьезные проблемы и для бизнеса, и для всех его участников. Эксперты прогнозируют экспоненциальный рост инноваций в промышленности в самом ближайшем будущем. Признание грядущих перемен есть половина успеха. А далее нам всем нужно строить компанию, которая будет готова к изменениям, и активно продвигать инновации во всех областях бизнеса. Это потребует усилий всех подразделений. У нас есть сильная научная база в Технической дирекции, огромный практический опыт в производственных дирекциях, хорошая обучающая платформа в дирекции по персоналу, уникальные практики дирекции по развитию производства, а также бесценный опыт всех сотрудников дирекций и подразделений Компании, которые будут вести нас к достижению целей, поставленных нашими акционерами. 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”