Немецкий бизнес не намерен уходить с российского рынка и активно локализует здесь производство. Одна из ключевых задач для локализованных предприятий – поиск подходящих поставщиков, способных обеспечить регулярность и стабильное качество поставляемой продукции. Как компании-члены Российско-Германской внешнеторговой палаты решают эту задачу?
Благодарим редакцию журнала "Impuls" Российско-Германской внешнеторговой палаты за предоставление данного материала.
«Мы вынуждены сами производить многие вещи, которые обычно закупаем»
Ральф Бендиш, генеральный директор ООО «КЛААС» в Краснодаре
Мы работаем над локализацией нашей продукции более 16 лет. Другими словами, с первого дня, как начали производство в России. Сегодня в нашей базе данных имеется около 1600 профилей компаний, с которыми мы работали на разных уровнях. В успешном варианте это сотрудничество проходило через аудит поставщика, пробные поставки и до запуска серийного производства. Такая процедура длится до трех лет, и прошли ее успешно лишь около 60 российских компаний. Многие из них – дочерние предприятия или дилеры иностранных производителей.
В сравнении с приложенными усилиями это более чем скромный результат. Некоторые компании не соответствуют нашим требованиям к техническим и качественным характеристикам товаров. Другие предлагают нам цены, в несколько раз превышающие цены на рынках западных стран. И то, и другое делает невозможным дальнейшее сотрудничество. Очень положительный пример – поставщик из Чехии, который поставляет свою продукцию и для CLAAS в Западной Европе. Он принял решение инвестировать в России и скоро будет поставлять нам продукцию со своего нового российского завода.
К сожалению, мы не видим существенного развития в российской смежной промышленности. Поэтому мы вынуждены сами производить многие вещи, которые обычно закупаем. Это не всегда рентабельно. К сожалению, здесь еще недостаточно развита предпринимательская смелость, а меры государственной поддержки – недостаточно эффективны. На примере экономической структуры Германии мы видим, какую чрезвычайно важную роль играет малый и средний бизнес.
Российское государство хочет помочь и помогает в поиске поставщиков. У нас есть как раз актуальный пример: мы ищем производителей стекла для кабин сельскохозяйственных машин в России и обратились за поддержкой в Министерство промышленности и торговли – и очень скоро была организована совместная встреча с производителями стекла в стенах Минgпромторга.
Такого нам нужно больше – каталоги компетенций и эффективные программы поддержки, которые будут действительно одобрены компаниями, а еще – предприниматель не должен бояться чрезмерного «внимания» со стороны государства, когда его компания начнет активно работать.
«Этап кропотливого развития и квалификации поставщика занимает от одного года до трех лет»
Алексей Антипин, генеральный директор ООО «Ульяновский станкостроительный завод», DMG MORI
Как у нас построен процесс выбора поставщиков? Здесь следует различать относительно простые детали, не характеризующиеся высокой точностью в изготовлении, и так называемые прецизионные комплектующие.
Потенциальные поставщики для первой группы находятся быстро, но тем не менее они еще далеки от того, чтобы считаться действительно таковыми. Этап развития и квалификации поставщика занимает от одного года до трех лет, в зависимости от уже имеющегося опыта. Вследствие чего в этой группе возрастает риск потерять поставщика, когда требуется сохранить высочайшее качество и одновременно целевую цену. Поставщика легко демотивировать малыми объемами заказов, результирующимися от годовой потребности одного единственного предприятия.
Что касается прецизионных комплектующих, то здесь мысль найти поставщика быстро сравнима с утопией – все потому, что спрос и потребление высококачественных и -точных деталей в последние 30 лет отсутствовали. Даже если найдется производитель, который проявит интерес к изготовлению высокоточных деталей, то в большинстве случаев ему нужно будет «перевооружиться» по последнему слову техники и довести знания и умения персонала до соответствующей планки, что, в свою очередь, связано с грандиозными временными и денежными затратами.
Если сравнить европейский подход, когда комплектатор пытается расположить свои производственные мощности в непосредственной близости к потребителю, чтобы гарантировать доставку товара клиенту «точно в срок», с российским подходом, то второй проигрывает. Производственные площадки российских поставщиков, к сожалению, оснащены малоудовлетворительно и находятся зачастую вдалеке. Естественно, встречаются и современные предприятия, поставляющие серийную продукцию в крупных объемах для автопрома, а для них наш производственный план в 500 станков не составляет интереса. Но в связи с тем, что последние 30 лет станкостроительная отрасль простаивала, резко сократилась численность таких мастодонтов в машиностроении. Только сейчас мы можем увидеть первые ростки предпринятых правительством мер для реанимирования этого важнейшего сектора промышленной экономики. О результатах стоит говорить по прошествии хотя бы еще десяти лет.
Как в этом вопросе может помочь государство? Для начала нужно найти потенциального поставщика посредством централизованного опроса. Сюда относится анализ технической оснащенности поставщиков, среди которых есть госкомпании, участвующие в программе диверсификации. Потом следует консолидация потребностей в комплектующих для сектора станкостроения, чтобы продемонстрировать рентабельность этого предприятия потенциальным поставщикам. На основании расчетов должно быть принято решение, насколько производство, например, шарико-винтовых пар, шпинделей, прецизионных подшипников может быть субсидировано со стороны государства.
Для ускорения процесса и достижения быстрого положительного результата государству нужно начать со следующих действий:
После этого и при условии, что цена, качество и гарантия сроков поставки будут соответствовать и периодически мониториться со стороны государства, станкостроители должны будут обязаться в течение определенного периода времени размещать свои заказы у квалифицированных отечественных поставщиков.
«Самый большой вызов в деятельности по локализации – работа с поставщиками»
Оливер Ческотти, президент GEA в регионе: Россия, Беларусь, Казахстан, Средняя Азия, Кавказ
Исходя из нашего опыта, самым большим вызовом в деятельности по локализации является работа с поставщиками. Слишком незначительное количество российских поставщиков часто приводит к потере качества, отсутствию преемственности и надежности или даже полному отсутствию интереса из-за недостатка объема заказов. Это, в свою очередь, приводит к непривычной для западных условий степени кооперации с соответствующими затратами и недостатками.
«Главное, что должно произойти на законодательном уровне – создание действительно привлекательных условий для компаний, готовых развиваться и обладающих потенциалом роста»
Александр Леонов, директор по закупкам и управлению поставщиками Шэффлер Россия
Schaeffler проводит в России в течение уже более шести лет работу по поиску и анализу поставщиков. За это время мы проанализировали в общей сложности более 750 компаний-производителей продукции автомобильного и индустриального направлений. Сейчас в нашем активе десять проверенных и одобренных поставщиков компонентов в восьми различных категориях, таких как алюминиевое и чугунное литье, штамповка, изготовление пружин, нанесение покрытий, механическая обработка и др. Это в определенной степени можно назвать успехом.
В целом развитие смежных отраслей промышленности, и в особенности производство компонентов для автомобилестроения в России, можно охарактеризовать как недостаточное для обеспечения устойчивого роста отрасли. Причины:
Учитывая все сказанное выше, главное, что должно произойти в России на законодательном уровне – создание действительно привлекательных условий для компаний, готовых развиваться и обладающих потенциалом роста (а таковых немало) – беспроцентные кредиты на развитие бизнеса, налоговые каникулы, мониторинг прогресса.
Пока же, несмотря на многочисленные декларации со стороны правительства о создании благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, по факту имеют место длинные перечни условий для получения субсидий для предприятий, соответствовать которым довольно проблематично.
Вместе с рядом негативных присутствуют также и позитивные факторы: нельзя не отметить, что за прошедшие пять-семь лет значительно выросло понимание необходимости развития культуры производства, внедрения международных стандартов и вообще следование опыту международных компаний в среде поставщиков. Благодаря этому становится возможным углубление и развитие локализации в России производств таких компаний, как Schaeffler.
Вопросы задавали Сергей Быков и Лена Штайнметц, Российско-Германская внешнеторговая палата