Альманах «Управление производством» 0 комментариев

Практики повышения OEE на предприятии: TPM, кайдзен, пока-йока. Часть 1

Статья из архива альманаха «Управление производством».

На конкурентном мировом рынке экономическое выживание организации зависит от умения бороться с потерями и постоянно повышать собственную эффективность. На достижение этой цели направлены бережливые производственные системы, производственная концепция точно-в-срок, Всеобщее управление качеством, а в повышении эффективности работы оборудования ключевую роль играет система TPM, предлагающая всеобъемлющий подход к уходу за оборудованием. Комплексную программу повышения эффективности оборудования мы рассмотрим на примере металлургического предприятия.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

ТРМ – уникальная японская система ухода за оборудованием, направленная на повышение его общей эффективности путем активного вовлечения операторов в процесс обслуживания и мелкого ремонта. Она подчеркивает особую роль командной работы и участия всего персонала в выполнении задач по улучшению работы оборудования. Всеобщий уход за оборудованием стимулирует общую ответственность операторов и технического персонала за состояние оборудования, что не только помогает добиться его безукоризненной работы, но и повысить его общую эффективность. Кроме того, ТРМ предусматривает объединение производства и технического обслуживания путем комбинации лучших приемов труда, командной работы и постоянного улучшения.

Данная статья представляет собой анализ практического применения принципов ТРМ к станку для дробеструйной обработки. Для определения эффективности работы оборудования используется показатель ОЕЕ. 

Общая эффективность оборудования и шесть основных потерь.

Показатель ОЕЕ считается одним из важнейших элементов повышения эксплуатационных характеристик оборудования, поскольку дает возможность системно оценить, насколько эффективно работает механизм, станочная линия, цех завода и даже все предприятие. Этот показатель позволяет объединить производство, обслуживание оборудования и управление оборудованием и ресурсами в единую взаимосвязанную систему. 

На эффективность работы оборудования влияют потери, которые подразделяются на шесть типов, а именно:

  1. Отказы и поломки оборудования – приводят к потерям времени и браку продукции;
  2. Потери времени на наладку и корректировку оборудования в результате выпуска дефектной продукции, вызванного переходом с производства одного продукта на производство другого;
  3. Краткосрочные простои в результате временной некорректной работы оборудования;
  4. Потери в результате работы при пониженной скорости, что вызвано различиями между проектной и рабочей скоростью хода оборудования;
  5. Потери в выходе продукции на ранних стадиях производства, от запуска станка до его стабилизации;
  6. Дефекты качества и необходимость доработки, вызванные некорректной работой оборудования.

Первые два типа потерь считаются потерями в результате простоев и используются при расчете доступности оборудования. Третий и четвертый тип потерь – потери скорости – определяют производительность оборудования, а последние два – потери в результате дефектов продукции. 

Общая эффективность оборудования рассчитывается с учетом всех шести типов потерь, то есть на основании данных о доступности, производительности и качестве работы станка, станочного участка или всего завода (см. рис. 1).

Рис. 1. Расчет OEE и учет потерь.

Методы повышения эффективности оборудования.

Компании, внедряющие ТРМ, неизменно достигают впечатляющих результатов, в частности, в области сокращения отказов оборудования, издержек и объемов товарно-материальных запасов, минимизации дефектов и простоев, снижения числа несчастных случаев, повышения производительности и уровня вовлечения сотрудников.

Повысить общую эффективность оборудования можно путем выявления и устранения коренных причин потерь всех шести типов, перечисленных выше. На достижение этой задачи ориентированы такие элементы системы ТРМ, как автономное обслуживание оборудования и направленные улучшения (рис. 2). Наиболее эффективно их проведение в малых группах, которые более активны, сосредоточены, мотивированы и позволяют сотруднику проявить себя, что значительно повышает самооценку и мотивированность.

Рис. 2. Компоненты TPM.

Автономное обслуживание (Jishu Hozen).

Автономное обслуживание (по-японски Jishu Hozen) направлено на обучение операторов основам самостоятельного технического обслуживания эксплуатируемого ими оборудования, что позволяет высвободить время специалистов по ТО и посвятить его решению более важных задач, например, ремонту сложных механизмов. Операторы заботятся о поддержании оборудования в рабочем состоянии и предотвращении износа, таким образом обеспечивая непрерывный производственный процесс и способствуя выполнению плана. Автономное обслуживание тесно связано с направленными улучшениями в том плане, что они оба обеспечивают восстановление оборудования и поддержание его в исправном состоянии.

Направленные улучшения (Kobetsu Kaizen).

Направленные улучшения включают в себя мероприятия по повышению общей эффективности оборудования, процессов и заводов путем сокращения потерь, то есть выявления, оценки и устранения потерь, снижающих производительность, качество и прочие показатели работы оборудования. Общая эффективность оборудования является ключевым показателем направленных улучшений. Направленные улучшения характеризуются постоянным стремлением к полному устранению потерь всех типов. Согласно философии непрерывных улучшений кайдзен, каждый сотрудник компании способен улучшить свою работу и методы ее выполнения. 

Анализ практической ситуации.

Металлургическое предприятие несло значительные потери, вызванные простоями, дефектами оборудования и плохими условиями труда. Руководством компании было принято решение о внедрении ТРМ. Кроме того, в случае заметного повышения ОЕЕ планировалось распространение принципов и методов ТРМ на все предприятие. На начальных стадиях внедрения ТРМ основное внимание уделялось автономному обслуживанию оборудования, кайдзен и пока-йоке. Была создана команда из операторов оборудования во главе с топ-менеджером. В качестве пилотного проекта был выбран станок для дробеструйной обработки, поскольку:

  • он обладает наименее удовлетворительными характеристиками работы;
  • он является самым старым механизмом на предприятии;
  • станок работает в неблагоприятных условиях: пыль, недостаток освещения;
  • неудобен в обслуживании;
  • небезопасен для работы.

Цели данного проекта заключались в следующем:

  • повышение надежности и удобства обслуживания оборудования;
  • повышение компетентности операторов в вопросах, связанных с оборудованием;
  • максимизация ОЕЕ посредством вовлечения всего персонала;
  • создание благоприятной рабочей обстановки.

Инструкции, шаблоны и алгоритмы для старта проекта LEAN вы можете найти в практическом руководстве по внедрению бережливого производства.

Повышение общей эффективности оборудования.

В рамках внедрения ТРМ были предприняты следующие шаги:

  1. предварительная чистка;
  2. составление списка отклонений и их классификация;
  3. анализ почему-почему;
  4. кайдзен;
  5. пока-йоке;
  6. уроки одного вопроса;
  7. повышение безопасности.

1. Предварительная чистка проводится с целью выявления и устранения скрытых дефектов. Тщательная чистка включает в себя следующие операции:

  • удалите пыль, грязь, сажу, смазку и проч. с поверхности машины и вспомогательного оборудования;
  • откройте крышки/люки и удалите загрязнения оттуда;
  • затяните все гайки, болты, винты, замените поврежденные;
  • помогите операторам поближе изучить свое оборудование;
  • в процессе чистки осуществляется и базовый осмотр; найдите все отклонения в оборудовании и пометьте их красными или белыми ярлыками;
  • определите области, которые трудно поддаются очистке, смазке, осмотру, затягиванию.

2. Составление списка отклонений и их классификация помогает организовать, упорядочить, освободить и стандартизировать рабочее место и поддерживать его в таком состоянии в дальнейшем. На изучаемом предприятии широко использовался такой метод 5S, как присвоение ярлыков. Процесс присвоения ярлыков позволяет операторам определить, какие предметы на рабочем месте требуются для производственного процесса, а какие ‒ нет, а также определить дальнейшую судьбу «ненужных» запасов. При этом применяются ярлыки двух цветов: красного и белого. Красный ярлык на запасах означает, что данный предмет не должен находиться на рабочем месте, и позже он будет перемещен в более подходящее для него место либо утилизован.

3. Меры противодействия аварийному износу оборудования позволяют его замедлить, а также сократить время очистки путем выявления основных причин проблем. Простым и эффективным методом понимания причин появления проблем является анализ почему-почему. Этот метод начинается с формулирования проблемы и поиска ответа на вопрос, почему эта проблема возникла. Таким способом могут быть установлены главные причины появления проблемы. Далее рассматривается каждая из главных причин и вновь задается вопрос, почему эти причины возникли, и так далее. Эта процедура продолжается до тех пор, пока или причина окажется достаточно частной, или больше не может быть выяснено ответов на вопрос «почему?».

В Таблице 1 описано использование анализа почему-почему для выявления причин отказов.

  • Выявление источника загрязнения;
  • Упрощение и облегчение уборки, смазки, осмотра и затяжки там, где это затруднено;
  • Распределение предметов с красными ярлыками;

Таблица 1. Анализ почему-почему при выявлении причин отказов.

Анализ почему-почему
Проблема: негерметичность трубы
Решение: увеличение высоты трубы
Почему Причина Реакция
Почему – негерметичность трубы Во время открытия дверцы цилиндра жидкость расплескивается из-за разности высоты  
Почему - во время открытия дверцы цилиндра жидкость расплескивается из-за разности высоты Дефект дизайна  
Почему - дефект дизайна Дизайн изменен  
Почему – дизайн изменен Для предотвращения проливания Высота трубы увеличена

Таблица 2. Сравнение факторов ОЕЕ

Показатели работы станка Показатели мирового класса
89% доступности > 90% доступности
84% производительности > 95% производительности
100% качества > 99% качества
74,68% ОЕЕ > 85% ОЕЕ

Продолжение этой статьи – во второй части, в ней расскажем о следующих шагах в рамках внедрения ТРМ:

  • кайдзен;
  • пока-йоке;
  • уроки одного вопроса;
  • повышение безопасности.

Текст: Ольга Гончарова. Фото Adobe Stock

Материал подготовлен на основании данных Anil S. Badiger, R. Gandhinathan, V. N. Gaitonde, Rajesh S. Jangaler, Implementation of Kaizen and Poka-yoke to Enhance Overall Equipment Performance – A case study.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”