ТОАЗ перенастраивает бизнес-процессы, следуя стратегии развития до 2025 года. Второму этапу трансформации ремонтной службы была посвящена встреча генерального директора Дмитрия Межеедова с руководителями и ИТР из цехов №№ 12, 13, 15, 16. Ремонтный персонал этих подразделений – около 100 человек – переходит в цех №29, службу заказчика ремонтов и станет частью централизованной службы ремонтов.
Все самое интересное и уникальноемы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материаловждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
На встрече присутствовали заместители генерального директора – директор по ремонтам Евгений Скобелев, директор по производству Алексей Иванов и директор по персоналу Сергей Гулькин.
Напомним, год назад на Тольяттиазоте усовершенствовали систему технического обслуживания и ремонтов. Цели реформы – не только выстроить организацию ремонтов на предприятии в соответствии с мировыми практиками, но и сократить сроки остановочных ремонтов, повысить эффективность службы и качество работ. Ключевое изменение новой системы состоит в том, что технологи и ремонтники производств относятся к разным службам, в частности ремонтный персонал цехов переподчинен дирекции по ремонтам.
В 2020 году в дирекции по ремонтам создали службу заказчика, в которую вошел цеховой инженерно-технический персонал. В ее зоне ответственности – формирование потребности ремонтов в цехах, контроль качества и организации ремонтов. Компания рассчитывает обеспечить надлежащее состояние оборудования и повысить качество ремонтов. В новой системе действует служба организации ремонтов, которая сфокусировалась на планировании и подготовке работ, а дежурный персонал цехов переподчинили цеху №29, который входит в централизованную службу ремонтов.
Второй этап трансформации подразумевает переход ремонтного персонала цехов №№12, 13, 15, 16 (общая численность – около 100 сотрудников) в цех №29. Дмитрий Межеедов подчеркнул: условия труда для этих сотрудников не изменятся, территориально они будут работать в тех же цехах.
– Мы хотим избежать ситуации, когда одни и те же лица отвечают за качественную эксплуатацию и ремонт. Система мотивации направлена на то, чтобы производство правильно эксплуатировало оборудование, а ремонтники – устраняли неисправности и выполняли работы качественно и в срок. Плюсы очевидны: эксплуатирующая сторона начинает активнее проявлять себя при приемке оборудования после ремонта, понимая, что внеплановые простои влияют на выполнение планов производства и на выплату премий, в том числе за безостановочную работу. Подчеркну: если у принимающей стороны есть вопросы к качеству ремонта или запланированный объем работ не выполнен – категорически призываю не подписывать документы о приемке. Параллельно с организационными изменениями идет настройка и внедрение информационной системы для управления процессами ТОИР. Ее логика такова: наряд на ремонт должен выдаваться автоматически, в нем четко видны конкретные исполнители. Основная наша цель – обеспечить универсальность. Если на одних работах выявлен недостаток ресурсов, а где-то есть свободные работники нужной квалификации, значит их будут направлять туда, где это необходимо. Ситуация, когда наш ремонтный персонал не загружен работой, а мы нанимаем подрядчиков, недопустима. Чем дольше мы будем работать в системе управления ремонтами и чем больше бизнес-процессов будет в ней автоматизировано, тем более четкие решения о загрузке персонала станем принимать, – пояснил Дмитрий Межеедов.
На сегодняшний день на заводе работают около 1500 ремонтников, и вскоре корпоративная информационная система будет автоматически показывать их загрузку.
Дмитрий Межеедов отметил, что у любой компании всегда есть выбор относительно вспомогательных функций: развивать внутри или отдать на аутсорсинг и привлекать внешних подрядчиков. ТОАЗ, в отличие от многих других компаний отрасли, принял решение идти по первому варианту – сохранить свою ремонтную службу и повышать ее эффективность. Стратегия до 2025 года предполагает, что компания максимально задействует собственный персонал и привлекает подрядчиков только на те работы, где не хватает квалификации или людей. Чтобы объективно планировать загрузку персонала, и внедряется система ЕАМ.
Начальники цехов обратили внимание руководителей на вопрос о распределения ответственности за безопасную эксплуатацию оборудования. Он связан с тем, что сейчас в некоторых цехах есть универсальные специалисты, отвечающие и за ремонт, и за эксплуатацию. Генеральный директор призвал обратиться к директору по персоналу Сергею Гулькину для решения такого рода вопросов в индивидуальном порядке и, если необходимо, пересматривать штатное расписание.
На встрече прозвучал вопрос об оплате труда: не изменится ли она в случае перевода из одного цеха в другой, потому что сейчас ставки работников основных и вспомогательных цехов различаются? Сотрудников переведут с действующими окладами, объяснил директор по персоналу Сергей Гулькин, потому что уровень обязанностей и квалификация на текущий момент тоже не одинаковы. Пересмотреть оклады возможно в случае, когда сотрудник освоил дополнительный функционал – в смежных цехах и участках.
Информацию о дополнительной загрузке работников прокомментировал генеральный директор:
– Если человек не загружен на своем основном рабочем месте и нужно идти на работу в цеха с другими условиями труда, то он туда идет. Личные и ничем не обоснованные предпочтения не рассматриваются. Конечно, есть работы, на которые мы будем привлекать подрядчиков, в том числе работы с вредными условиями труда, но это ограниченный и всем понятный список. Других вариантов нет – мы будем управлять загрузкой персонала. Простои работников недопустимы, и если работник не загружен, он либо направляется туда, где он нужен, либо попадает под сокращение. Еще раз хочу подчеркнуть: нигде нет такой ремонтной службы, как на Тольяттиазоте, многие предприятия давно вывели эту службу на аутсорсинг. Мы не идем и не собираемся идти по этому пути. Если мы видим, что кто-то не загружен, должны обеспечить человека работой. Я лично борюсь за то, чтобы ремонтную службу внутри предприятия сделать эффективной, а не заниматься решением проблемы через сокращение людей и создание дочерних компаний. Организовать «дочку» можно достаточно быстро, но мы на это не пойдем. Руководство цеха должно заниматься оптимизацией загрузки, распределением работ и эффективностью персонала. Главное, чтобы не получилось так, что одни работают, не покладая рук, а другие не делают ничего, – отметил Дмитрий Межеедов.
«В какую службу будут переведены ИТР из цехов и какие функции станут выполнять? Как быть, если ранее в цехе они отвечали за работы, приуроченные к запуску третьего агрегата карбамида?» – прозвучал следующий вопрос.
– Если ИТР занимаются работами в рамках строительства третьего агрегата карбамида, то их нужно включить в состав проектной команды, – прокомментировал генеральный директор.
Сергей Гулькин дополнил информацию: инженерно-технических работников переведут в цех №29 старшими мастерами, а информацию об их функционале прокомментировал Евгений Скобелев:
– ИТР закрепляют за конкретным цехом и в другие подразделения направлять не будут. Их основная обязанность – организация ремонтов, содержание оборудования в исправном состоянии, распределение обязанностей между рабочими.
Дмитрий Межеедов особо обратил внимание присутствующих на встрече на то, что в погоне за лучшим нельзя разрушать то, что хорошо работало много лет. Поэтому любые нестыковки нужно оперативно прорабатывать и включать в проект трансформации ремонтной службы на Тольяттиазоте.
Говоря об участии ИТР цехов в проектной деятельности, генеральный директор дополнительно рассказал о планируемых изменениях в системе мотивации для членов проектных команд.
– Сейчас проектный офис работает над задачей, как сделать адекватную систему мотивации, завязанную на итогах проекта. Стратегия развития компании, которую мы утвердили до 2025 года, предусматривает в том числе мотивацию тех, кто принял участие в реализации стратегических проектов. Активных и инициативных работников компания готова щедро отблагодарить. Стратегическая задача на 2021 год – перестроить ремонтную службу, сделать ее более эффективной. Поэтому инициативные работники из цехов могут войти в состав проектной команды по трансформации функции ремонтов и впоследствии получить дополнительное вознаграждение за достигнутые результаты, – сказал Дмитрий Межеедов.
В конце встречи руководители компании еще раз подчеркнули: при реорганизации ремонтной службы и место работы, и должностная инструкция останутся прежними – изменятся лишь номер цеха и руководитель. Новым станет принцип взаимодействия эксплуатационного и ремонтного персонала: эксплуатация ставит задачи по ремонту и не должна беспокоиться, каким образом они будут решены. Способы и ресурсы устранения проблемы будут определять в рамках ремонтного блока, в том числе подавать все необходимые заявки на закупки.
Если в процессе ремонтов возникают вопросы, которые не могут быть решены на уровне начальников цехов, значит они обязаны поднять проблемы на вышестоящий уровень. Это нормально, и не нужно этого бояться. Чем раньше проблема будет озвучена, тем быстрее и легче ее решить.
– Все возможные ситуации заранее учесть невозможно, поэтому если вы видите, что какие-то процессы раньше работали, а при переводе работников вдруг перестали – срочно поднимайте вопрос на уровень директоров, – отметил генеральный директор.
Чтобы оперативно решить точечные вопросы об отдельных людях и должностях, администрация завода проведет дополнительные встречи с руководителями подразделений и ремонтным персоналом из цехов №№ 12, 13, 15 и 16.
Ольга Петрова