Юрий Кудлай возглавляет цех по ремонту турбинного оборудования ВолгодонскАЭР уже восемь лет. Все это время он совершенствует работу по созданию безопасных и здоровых условий труда для персонала в процессе выполнения производственных задач. На счету Юрия не один десяток ремонтных кампаний на Ростовской АЭС. Ежегодно под его руководством цех по ремонту турбинного оборудования ВолгодонскАЭР выполняет техническое обслуживание и ремонт крупногабаритных элементов турбинной установки.
1. Маркировка деталей
Больше тысячи деталей турбины (гайки, кольца, вкладыши подшипников), одинаковые по форме и размерам, во время работы изнашиваются по-разному, прирабатываясь к смежным деталям, поэтому при сборке их следует ставить на прежние места. Слесари маркируют разобранные элементы турбинного оборудования, нанося условные знаки. Гайку, болт или шпильку и отверстие в крышке цилиндра обозначают одной цифрой, что гарантирует сборку болтов и шпилек с теми же гайками на прежних местах.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
2. Дефектоскопия
Для того чтобы обнаружить в стальных деталях невидимые глазу трещины, расслоения и другие дефекты, используют различные методы неразрушающего контроля. Благодаря такой проверке легче выявить детали, требующие замены.
3. Нагрев деталей
Используя оборудование индукционного нагрева для шпилек цилиндров высокого и низкого давления, слесарь демонтирует один элемент всего за 20 минут. Нагрев производится быстро, но слишком сильный нагрев может привести к образованию окалины, препятствующей отвертыванию. Чтобы этого избежать, операцию выполняют только опытные ремонтники.
4. Крепление болтами
При многоболтовом креплении важно, чтобы все элементы были затянуты с одинаковой силой, иначе в соединяемых деталях возможны перекосы, появление не плотностей и трещин. Главное правило крепежа — гайки закрепляет один и тот же слесарь, чтобы он, чувствуя силу за‑ тяжки, закрепил их равномерно.
5. Сварка металлов
Во время плановых ремонтов часто возникает необходимость применения сварки: для соединения металлических частей между собой или восстановления износившихся деталей.
6. Шплинты, замки и пружины
При сборке турбоагрегата особое внимание уделяют недопустимости самопроизвольного отвертывания крепежа. Каждый слесарь по ремонту применяет в работе многочисленные виды стопорения крепежа — шплинтование гаек, контрольные шпильки, пружины.
7. Шабровка и полировка
Для достижения плотности и чистоты поверхностей взаимно соприкасающихся деталей слесарь выполняет трудоемкие работы по шабровке, притирке и полировке элементов турбины. Шабровка — это снятие шабером очень тонкой стружки толщиной 0,002–0,005 мм.
Текст: Дарья Спиридонова
Фото: Владимир Морозов