Неоднократно доказанные существование и устойчивость во времени такой формы образования технической реальности как техноценоз позволяют предложить альтернативу существующему плановому подходу к организации управления электрическим хозяйством предприятия вообще и электроремонтным процессом в частности.
Б.И.Кудрин, Доктор технических наук, профессор Московского энергетического института, главный специалист Московского института "Гипромез"
Актуальность внедрения альтернативной методики обусловлена несостоятельностью системы планово-предупредительных ремонтов (ППР) [4, 5, 6] и сомнительным уровнем соответствия пришедшей ей на смену компромиссной системы планово-предупредительного обслуживания (ППО) требованиям к четкой координации действий и затрат, диктуемой рыночными условиями. Одним из перспективных направлений при решении вопросов снижения времени простоев технологического оборудования и повышения качества работы электроремонтных служб является организация обменного фонда электрических машин. Практика показала, что ценологический подход к расчёту параметров обменного фонда обладает рядом преимуществ перед другими [7]:
Ценологический подход к решению вопросов организации обменного фонда (прежде всего, определению его параметров: объёма, состава, занимаемой площади, периодичности закупок нового оборудования) основан на анализе гиперболических Н-распределений видового состава поступившего в ремонт электрооборудования. Устойчивость структуры электрического хозяйства предприятия позволяет достаточно точно рассчитать обменный фонд, опираясь на статистический материал за 2-3 года. Последующий анализ ремонтного потока позволяет корректировать состав обменного фонда, причём минимальный временной интервал, позволяющий судить о правильности расчёта, составляет 1-2 мес.: параметры кривой гиперболического Н-распределения за этот период практически совпадают с параметрами распределения за год.
Наиболее устойчивой частью распределения является его дискретная часть, находящаяся правее пойнтер-точки, которая представлена двигателями, наиболее часто выходящими в ремонт и представляющими свою касту единолично ("саранчёвые" виды) [8]. Практический смысл имеет резервирование двигателей, попадающих в ремонт более 12 раз за год, исходя из равномерности отказов, средней продолжительности ремонта (около 1 мес.) и неоправданного снижения номенклатуры обменного фонда при рассмотрении только дискретных значений.
Применение Н-распределений имеет высокую практическую ценность: на основе статистики выходов электродвигателей в ремонт на ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" за 2000-2002 гг. (более 8000 записей) и её последующего ценологического анализа была получена информация о количестве и видах электродвигателей, которые должны выйти в ремонт в перспективе на 1 год (таблица). Эти данные позволяют однозначно определить объём обменного фонда и величину его месячного пополнения, поскольку во времени двигатели выходят в ремонт равномерно.
Изложенный подход позволяет снизить объём фонда почти в 9 раз по сравнению с нормативным значением [7] и в совокупности с информационной базой данных по ремонтируемому электрооборудованию представляет собой мощный механизм прогнозирования и управления структурой техноценоза.
Кол-во |
Вид двигателя |
Кол-во |
Вид двигателя |
12 |
4АА-0,25; MTF-7,5; A-160; АИР-0,25; АИР-0,37; АИР-0,75; АОЛ-0,6; АПВ-3; ВРП-30; ИЭ-0,6; ПБСТ-4,8 |
25 |
АРФ-1 |
26 |
4А-2,2; АЗЛ-0,25 |
||
27 |
АИР-5,5 |
||
13 |
4А-5,5; AR-2; ARF-2; АИР-1,5; АОЛ-1,1; АР-1,3; АРП-1,4; АСВ-7,5; ВАО-7,5; ДАЗО-630 |
29 |
ИВ-1,1 |
32 |
4А-4; АИР-2,2 |
||
36 |
ИЭ-0,4 |
||
14 |
4А-0,75; 4АМ-4; MTF-15; АВЕ-0,18; АИР-0,55; АО-2,2; АО-30; АО-5,5; АО-7,5; АЭ-250; ВАСО-75; ИЭ-0,25; МТБ-16 |
37 |
MTF-22 |
38 |
АОЛ-0,27; АОЛ-0,4 |
||
39 |
МТВ-45 |
||
15 |
MTF-11; АИР-30; ПА-0,12; СДНЗ-1600 |
40 |
МТН-22 |
16 |
4МТН-37; АИР-4; ДПЭ-54; МТН-45; ПТ-0,115 |
41 |
ARB-0,8 |
42 |
АО-40 |
||
17 |
АММ-0,2; АО-3; АОС-1; МТН-125 |
43 |
АИР-7,5 |
18 |
4ААМ-0,55; ВРП-22; ГНОМ-4; Д-150 |
45 |
АРФ-2 |
19 |
4АМ-2,2; ARF-4; АО-1,7; АО-10; ДП-550/710; ИЭ-0,42 |
46 |
АР-0,4 |
54 |
ARA-0,75 |
||
20 |
4А-1,5; 4А-3; АИР-3; ДМК-5; МТН-160 |
66 |
АРФ-2,2 |
21 |
4АМ-1Д; 4АМ-1,5; МТН-37; МЭТ-0,9 |
79 |
ИЭ-0,18 |
22 |
4А-1Д; 4А-11; MTF-5; АИР-1,1 |
89 |
АРМ- 1,2 |
23 |
АИР-11;Д-47 |
98 |
ARA-1,6 |
24 |
МТН-100 |
186 |
АРФ- 1,2 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Кудрин Б.И. Введение в технетику. Томск, Изд-во Томск, гос. ун-та, 1993.
2. Кудрин Б.И. Становление философии технетики: техническая реальность и технетика. Вып. 3. "Ценологические исследования". Ред. и сост. М.: Центр системных исследований, 1997.
3. Кудрин Б.И. Организация, построение и управление электрическим хозяйством. Вып. 24. "Ценологические исследования". М., "Центр системных исследований", 2002.
4. Положения о планово-предупредительном ремонте электрооборудования предприятий Министерства чёрной металлургии СССР. Харьков: ВНИИОчермет, 1977.
5. Бондарев С.Г. К вопросу о нормативах планово-предупредительного ремонта электрооборудования // Промышленная энергетика. 1986., №12.
6. Ульянов П.Г. Царёв М.К. К вопросу о разработке единого общесоюзного Положения по техническому обслуживанию и ремонту электрического оборудования // Промышленная энергетика. 1986. №3.
7. Смирнов В.В. Цырук С.А. Гранкин Д.Б. Формирование обменного фонда // Электрика, 2002. №9.
8. Кудрин Б.И. Электрика как развитие электротехники и электроэнергетики. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1994.
9. Суркова С.Н. Технико-экономические показатели капитальных ремонтов электродвигателей мощностью до 100 кВт // Промышленная энергетика. 1971. №6.