Подробнее 0 комментариев

Практика на заводе: опыт студентов и школьников

Ежегодно в НАЗ им. В.П. Чкалова во время производственной практики азы самолетостроения постигают школьники и студенты. Как работает на заводе система практики?

Благодарим редакцию корпоративного журнала "ПО Существу" ОАО "Компания "Сухой" за предоставление данного материала. 

Ежегодно в НАЗ им. В.П. Чкалова во время производственной практики азы самолетостроения постигают школьники и студенты. В течение 2013–2014 учебного года на предприятии трудилось около 600 студентов, 80 школьников прошли летнюю практику. Мы постарались выяснить, как работает на заводе система практики учащихся и почему ребятам здесь так нравится.

Образовательный консорциум

Как известно, в образовательный консорциум с НАЗ входят авиастроительный лицей, НГТУ и Новосибирский авиационный техникум. Практика учащихся этих учебных заведений строится таким образом, чтобы ребята могли сразу получить основные навыки по своей специальности. Благо, сегодня образовательные программы подстроены под наше производство.

Студент и завод заключают целевой договор, согласно которому учащийся после обучения должен отработать на заводе три года. Выплачивается и именная стипендия. Интересно, что защита дипломных проектов проходит только на территории завода, и темы для них подбираются исходя из проблематики предприятия.

Совместные образовательные программы выгодны для обеих сторон: учащимся они позволяют создать хорошую теоретическую и практическую базу, лучше адаптироваться на производстве, а заводу – получить подготовленные кадры.

Специалист отдела персонала Анфиса Синяева рассказывает: «Если раньше мы говорили о том, что на предприятии существует большая необходимость поднимать престиж технических, рабочих специальностей, то сейчас разговор идет о том, что его нужно только поддерживать. Люди постепенно возвращаются к производству. И практикантов с каждым годом становится больше, потому что учебные группы в образовательных учреждениях растут».

На выбор профессии и серьезное отношение к ней влияет и демонстрация рабочего процесса. Так, например, в профессиональном училище №1 есть механический участок со станками, подготовленными специально под заводское производство. Когда ребята их видят, они убеждаются, что для работы за станком требуются специальные навыки, оборудование дорогостоящее, и брак повлечет серьезные последствия.

Практика и студентов, и школьников оплачивается в том случае, если человек выполняет конкретную работу. Школьники работают по 4 часа в день, студенты подольше – не менее 6 часов. Однако отдел персонала подчеркивает важность не только материальной составляющей практики, но и того отношения, которое учащиеся видят к себе со стороны чкаловцев. «Ребята возвращаются на завод после практики еще и потому, что их встретили здесь как родных, научили, – продолжает рассказывать Анфиса Владимировна. – У нас на заводе трудятся благородные наставники, они закладывают очень хорошую базу в ребят. Мы выражаем благодарность нашим цехам, подразделениям, наставникам, которые берут на себя ребятишек и достойно с ними занимаются. Они с такой душой к ним относятся, с таким трепетом! Ребята не остаются обделенными вниманием».

Студенты полностью подтверждают большое значение коллектива в жизни молодого сотрудника. Кирилл Воронин, окончивший первый курс и практиковавшийся в экспедиции цеха 8, делится впечатлениями: «Моя практика длилась три недели. Я работал по 8 часов ежедневно – это было условием, чтобы практика была оплачиваемой. После нее мне предложили остаться на четырехчасовой рабочий день еще на две недели. Собственно сейчас как раз и заканчиваются эти две недели. В цехе 8 я занимался учетом и транспортировкой деталей. Максим Владимирович Евженко и Ольга Анатольевна Трофимова – мои наставники – очень хорошо ко мне относились. И в целом коллектив цеха 8 состоит из приятных людей. За время практики я понял, что атмосфера в коллективе – одно из наиболее важных условий труда, и во многом создание благоприятной атмосферы – задача руководителей (если они хотят быть хорошими руководителями), поскольку, если людям будет нравиться работать в коллективе, то и производительность будет высокой. Профессию я выбрал, так как увлекаюсь авиацией. Хочу получить высшее авиационное образование и работать в авиации. Впечатление о заводе у меня положительное. Это, на мой взгляд, достаточно хорошее предприятие, где можно было бы работать и делать карьеру».

Дарья Большакова, также окончившая первый курс, трудилась в 3-й мастерской цеха 8: «На практике я занималась маркировкой и упаковкой деталей, прорезиниванием деталей, заполнением документации. Мне поручали ответственные задания. Татьяна Геннадьевна Янушек была моим наставником, хорошо ко мне относилась, да и в целом все в коллективе. У меня с детства была мечта конструировать самолеты, а все мечты должны осуществляться! К заводу очень хорошее отношение. Везде хорошие коллективы, созданы условия для качественной работы сотрудников».

Летняя школа

80 школьников, проходивших практику в июне на заводе, трудились в основном только архивариусами и распределителями работ. Прохождение практики дает возможность школьникам получить сертификат на поступление в НГТУ. Хотя подобный сертификат дают и за активное участие в образовательных мероприятиях, конференциях, форумах, связанных с авиационной тематикой.

Нововведением этого года стал официальный проект «Летняя школа», внедренный по разрешению Министерства образования. Теперь во время практики школьники в добровольном порядке могут дополнительно заниматься физикой и математикой. В этом году занятия проходили в ДНТП под руководством старшего преподавателя кафедры самолето- и вертолетостроения ФЛА НГТУ Галины Нарышевой. В результате набора сформировалась группа из 20 человек. Галина Геннадьевна делится впечатлениями: «Я восхищена тем, что на вашем заводе существует такая организация занятости для студентов и школьников. Найти 80 мест для ребят – потрясающе! Кроме того, вы смогли дать возможность позаниматься с ними в режиме Летней школы. Конечно, выдержали не все, но было интересно. На занятиях в первую очередь я рассказывала о заводе, его истории, золотом фонде авиастроения. Мы изучали основные предметы и технику безопасности, проводили мастер-классы: мерили специальную одежду и делали несложные задания. В результате, я убедилась, что дети знают технику безопасности хорошо. Для поступления на технические специальности нужны как математика, так и физика. Ребята категорически эти предметы по разным причинам не любят, особенно физику. Мне приходилось доказывать, что ничего страшного в них нет, что это самые обычные предметы. Я очень рада, что преподавала в летней школе. Это просто подарок! Такого опыта я не видела нигде по стране. Само понятие не ново: летние школы есть и при обычных школах, и в других организациях, но там все в режиме игрушек. А здесь дети работают на производстве, учатся, еще и получают деньги. Повторюсь: такого я еще не видела!».

Посвящение в чкаловцы

Месяц практики для школьников закончился приятным моментом. В конце июня на площади перед ДНТП ребят торжественно посвящали в чкаловцы. Со словами благодарности и поздравлениями выступили начальник управления персоналом Сергей Журковский и помощник директора по работе с органами госвласти и науки В.Л. Скворцов. Многие ребята в этот день получили первые трудовые книжки, сертификаты и свою первую зарплату. Приятным бонусом для школьников стало выступление музыкальной молодежной группы «Соседи».

Приятно, что на мероприятие пришли и некоторые наставники школьников. Начальник производственно-диспетчерского бюро цеха 29 Нина Каргина рассказывает, что в цехе 29 практику проходили две девочки и два мальчика. «Самое приятное, что ребята приступили к работе с таким понятием, будто они здесь уже работали, – рассказывает Нина Леонидовна. – Практиканты к нам приходят уже второй год, и мы видим, что они обучены и подготовлены. Они знают компьютер, хорошо общаются с коллективом». На вопрос, что Нина Леонидовна в первую очередь рассказывает школьникам на практике, отвечает: «Говорю, что завод наш уважаемый, коллектив замечательный. Наверное, больше в стране таких нет людей, как у нас!».

Удалось узнать мнение о практике у одной из учениц Нины Леонидовны Дианы Бугаевой, окончившей восемь классов. Диана отмечает: «Мне очень понравилась атмосфера на вашем заводе. Коллектив очень хороший. Хотела еще поработать, но не разрешили…».

Положительно отзывается о своем заводском опыте и Вика Кольцова, которая второй год проходит практику в НАЗ: «Мне в прошлом году все понравилось, поэтому и в этом году пришла. В цехе 102 трудилась. Сейчас я закончила девятый класс, думаю, что и на следующий год приду сюда. Персонал у вас замечательный, добрые все!». Мальчишки, которые стояли в сторонке, тоже дружно ответили, что практика им понравилась. Один из ребят Сережа Пархомчик говорит, что работал в цехе 96: «Было просто здорово! Ко мне вообще хорошо относились. Я с удовольствием буду вспоминать эти дни». По словам Сергея Журковского, реализованные программы по обучению, в том числе и «Летняя школа», доказали свою целесообразность и востребованность. В следующие годы предприятие продолжит работу в том же ключе, а в части взаимодействия с учебными заведениями программа взаимодействия будет только расширяться.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”